Маленькие детали моббинга




 

…осознает тот, кто смотрит далеко вперед. Для того чтобы разработать успешную стратегию, вовсе не обязательно просчитывать до мельчайших деталей все ходы вашего начальника. Успех такого дела, как карьера, состоит прежде всего в том, чтобы очень хорошо понять и проанализировать собственные недостатки и собственные слабые места. И только после этого должны последовать действия. Вот только какие – в этом‑то и вопрос.

Как функционирует каждый из перечисленных выше десяти типов начальников? Ежедневный хлеб «экспертов по моббингу» на малых и больших предприятиях и фирмах состоит в том, чтобы давать удивительные советы. В этой книге я предлагаю вам путеводную нить для построения успешной карьеры.

 

Административные мероприятия

 

Все, что касается зарплаты, содержания или ранговой иерархии, большинство ищущих работу могут с успехом выяснить заранее и понять, что было бы лучше, если бы они искали работу в другом месте и по‑другому. Коллега «X», проработавший на данном предприятии год, имеет полное право на повышение своего ежемесячного содержания. Но ему отказывают в этом, говоря, что срок для следующего повышения не год, а два. Если он обратится к начальнику, то услышит в ответ: «Да, если вы знаете, где платят больше, то почему же вы до сих пор работаете у нас?»

В особенности на верхних этажах власти, у «руководящего состава», подобное поведение всегда считалось рискованным. В одном средней величины издательском концерне фактически в течение семи лет шеф‑редактор стараниями главного редактора или владельца издательства получал самое высокое жалованье. По крайней мере в течение первых двух лет. И многим из редакторов приходилось соглашаться с подобным положением дел, потому что ради престижа издательства, на котором работаешь, можно пойти на многое. Но главное, ничего не говорить о прибавке, а то могут и уволить. Вот только прибавки придется ждать целых семь лет…

Ротация кадров, как считают специалисты по моббингу, является очень тонким инструментом давления на сотрудников, которого никому не удается избежать. Настойчивое требование «вытащить» на срок от двух до четырех лет менеджера из центрального кельнского издательства в баварскую провинцию, чтобы он там поддержал один из отделов по сбыту продукции, – это лучшее средство для того, чтобы подействовать на того, на кого надо оказать давление. Ведь, выбирая жертву, надо всегда помнить, что у него есть семья. Шеф может шепнуть ему, что мобильность может только увеличить его шансы сделать хорошую карьеру. Но он также знает, что кандидат на эту должность в такую глухую провинцию имеет маленьких детей, недовольную жену и вряд ли решится на переселение.

Таким образом, можно очень успешно сердить коллег или подчиненных, если вы обладаете определенной информацией. Если вы хотите еще больше надавить на непокорного сотрудника‑, дайте ему незначительную работу. Если он очень активно ведет себя во время заседаний совета предприятия, то замечайте все его промахи и ошибки. Но параллельно старайтесь ему объяснить, что для успеха дела любая работа может пригодиться и он не должен сердиться, что вы решили поручить ему такую малозначительную работу. Кроме того, всегда можно прибегнуть к следующим мерам:

• введение контроля за рабочим временем,

• прерывание частных разговоров в рабочее время,

• лишение некоторых привилегий, таких, например, как пользование служебным гаражом,

• уменьшение размеров кабинетов сотрудников,

• запрещение разводить цветы на рабочем месте и т. д.

Можно разместить два отдела в одной комнате, причем сделать это таким образом, чтобы начальник одного из отделов, приятный, но не очень компетентный человек, стал бы во главе этого объединенного отдела. И тогда сразу же возникнет проблема в общении между этим двумя людьми. Тот же, кого сотрудники невзлюбили, должен тоже остаться начальником, но рангом ниже, поэтому он всегда будет это чувствовать, всегда будет завидовать тому, кто стал вдруг выше него.

Чрезмерные требования, которые часто предъявляются тем сотрудникам, которых не любят или которых хотят поставить на место, также могут быть хорошим средством для того, чтобы постоянно их контролировать. И если вследствие этого сотрудник перестанет хорошо справляться со своей работой и начнет работать хуже, чем все остальные, то ему всегда можно «намекнуть об увольнении».

 

Общие замечания

 

Если у вас есть кто‑то на примете, против кого вы хотели бы что‑то предпринять, то можете дать ему понять зыбкость его положения, поговорив с этим человеком, например, за столиком в столовой. Причем сделать это надо так, чтобы глаза других сидящих за одним столом с этим человеком устремились бы в его сторону. Начав беседу сами, вы всегда сможете поменять тему разговора, если почувствуете, что продолжать опасно. Главное, что ваша жертва будет постоянно думать, что за ней наблюдает весь зал и за другими столиками хорошо слышно то, о чем идет разговор. Да, как жаль, что в действительности этого никто не слышит…

Или вы знаете, что коллега, которого недолюбливают, с нетерпением ждет определенного материала, чтобы можно было бы закончить в срок начатую работу. Вы знаете также, кто имеет возможность достать этот материал или каким способом это можно сделать. И если представится счастливая возможность, постарайтесь сделать так, чтобы коллега «X» упустил возможность вовремя сдать работу. Но это нужно сделать осторожно, чтобы начальник коллеги «X» не понял, что это ваших рук дело, иначе вы тоже рискуете впасть в немилость. Пусть его шеф думает, что сотрудник сам во всем виноват, не смог все вовремя организовать и действительно непригоден для этой работы.

Если ваш возможный конкурент (даже если он так не выглядит) доверительно просит вас о помощи в работе над проектом, то вначале обещайте ему это. Незадолго до того, как истечет срок, отведенный на работу над проектом, скажите своим коллегам, что вы даже и не думали ему помогать, так как у вас в это время запланирована важная служебная поездка. Тем самым вы заставите конкурента задуматься, он переживет стресс, а в таком состоянии и за то минимальное время, что у него осталось, он сможет сделать только что‑нибудь посредственное. Из‑за этого он на долгое время может впасть в немилость, в то время как солнце и удача могут улыбнуться вам. И начальник обратит на вас внимание. Но ваш конкурент скорее всего вряд ли забудет об этой «дружеской помощи». Такая тактика применима только один раз.

Телефонный террор, направленный против коллег, которых вы считаете конкурентами или их просто недолюбливает начальник, также поможет вам достичь успеха.

Многим сотрудникам звонят на работу их друзья иногда просто по мелочам, бывает, что такие разговоры затягиваются надолго. Можно проследить, когда этот сотрудник обычно разговаривает по телефону, и снять трубку спаренного аппарата или постоянно напоминать ему, что он слишком долго занимает общий телефон. Но при этом также надо быть очень осторожным, иначе вас станут открыто называть телефонным террористом.

 

Интрига на каждый день

 

Всегда отзывчивые, всегда готовые поговорить с вашими сотрудниками о том, как они провели выходные, дружески аккуратные по отношению к своему начальнику, в пятницу, появляясь около пяти часов в дверях комнаты, где сидят ваши подчиненные, вы радостно и участливо произносите: «Ну, какая на этот раз была неделя? Вы довольны? Я здесь кое‑что просмотрел и нахожу, что результаты меня вполне устраивают. Но сейчас нужно очень быстро подготовить протокол (отчет, счет, отзыв – все, что угодно) для конференции, которая состоится рано утром в понедельник, на которой я должен быть. И нужно обязательно это сделать сейчас». Конечно, тот, к кому обращены ваши слова, скорее всего попытается сказать, что он сможет взять эту работу с собой на дом и постарается ее сделать дома за выходные, так как ему не захочется чтобы осложнились его взаимоотношения с шефом.

Используйте подобные уловки в борьбе со своими конкурентами: «И о чем вы только думали, когда это делали? Разве вы не знаете, что это бесперспективно? Вы что, хотите доставить мне еще больше неприятностей и усложнить и без того нелегкую задачу?». Действуя подобным образом, вы серьезно заденете честолюбие ваших коллег. А с другой стороны, вы поставите себя так, что они и не попытаются в будущем составить вам конкуренцию, так как решат, что это бесполезно.

Посадите курящего сотрудника в комнату вместе с некурящим и вы достаточно быстро добьетесь того, что их отношения испортятся. Но ведь все в ваших руках. Подобное ухудшение отношений всегда можно прекратить, намекнув одному из ссорящихся, что вы не поощряете его обидчика.

 

Ограничения

 

Когда на совещании коллеги сидят за одним большим столом, ваш глубокий вздох или легкое покачивание головой может вызвать у ваших конкурентов вполне понятное желание прокомментировать такое поведение.

Тонкие уколы в сторону коллеги, которого недолюбливают, могут быть выражены не только на словах. Это может быть и показное пренебрежение к его докладу, и демонстративное молчание по поводу высказанной им идеи (возможно, даже очень хорошей), и замечания типа: «Даже если мы одобрим этот доклад, то необходимо внести туда следующие существенные дополнения…» и т. д.

Иногда намеренно неправильно произносятся имена некоторых коллег, чтобы дать понять, что вам абсолютно все равно, как их зовут, так как их имена ни о чем вам не говорят.

 

Блокада

 

Если кто – то, кому вы не хотите помочь, сдает свою работу, то в первую очередь нужно сделать следующее. Не делайте никаких комментариев, не хвалите, но и не критикуйте то, что он сделал. Просто примите работу и промолчите, если он будет интересоваться вашим мнением. Если же он проявит настойчивость, то скажите, что у вас много важной работы и нет времени сейчас с ним разговаривать. Он, конечно, скоро начнет сомневаться в правдивости ваших слов. Но главное, что вы заронили в его душу сомнение.

Если вы хотите научиться использовать свою рабочую команду правильно, то постарайтесь не допускать туда новичков. Прерывайте любую беседу, которую хочет завести новый сотрудник с теми, кого вы считаете своей командой. Общее молчание будет для него уроком.

Эта тактика очень успешно работает тогда, когда тот человек, против которого направлены ваши действия, попытается сесть с вами за один стол в столовой.

Очень жесткая моббинговая система может сделать ваших конкурентов и сотрудников, сидящих с вами в одной комнате, абсолютно неспособными к сопротивлению (и к тому же постоянно готовыми к увольнению), они не только не смогут сговориться между собой против вас, но и будут бояться вообще обсуждать ваши поступки. Вы можете сказать своему коллеге, что его вызывает шеф и что он им недоволен. Если он спросит зачем и в чем причина его недовольства, просто пожмите плечами, как будто не понимаете о чем идет речь. Через некоторое время скажите ему, что случайно услышали, как ваш шеф в разговоре с другим начальником плохо отзывался о нем. Потом повторите это несколько раз. Через какое‑то время он уже сам будет просить начальника о переводе его в другое место. И шеф, возможно, с удивлением спросит вас о причине такого скоропалительного решения. Тогда вы должны сказать, что абсолютно не в курсе того, что произошло с вашим товарищем.

Чтобы противостоять постоянно растущей опасности конкуренции со стороны вновь пришедших сотрудников, вы как старый заслуженный работник предприятия можете спокойно отказаться работать с новичками, которые «ничего не понимают» в деле. Начальник сразу же заподозрит, что новые коллеги действительно мало понимают в деле и что это может нанести урон фирме. К тому же и у вас самого будет возможность показать шефу, как вы цените свою работу на фирме и что только вы один так хорошо понимаете всю важность и сложность отведенного вам участка работы. Ни один новичок не научится справляться с ней так профессионально, как справляетесь вы.

 

Кухня слухов

 

Согласно девизу «Он к нему не равнодушен» многие из конкурентов часто с успехом используют друг против друга других своих коллег. При этом вовсе не обязательно кого‑то специально науськивать против одного из сотрудников. Для этого вполне достаточно сказать что‑то как бы невзначай. Причем это должно обязательно прозвучать дружески, неагрессивно. Например, следующее:

«Собственно говоря, она выглядит все еще так же хорошо, как раньше, даже и не подумаешь, что ее муж попал в сумасшедший дом».

«Вы уже видели, как он, бедный, хромает через весь двор? Можно себе представить, как тяжело ходить в ботинках, которые жмут. Надеюсь, это не отразится на его работе?»

«Это так бросается в глаза, что наш инженер как бы случайно постоянно останавливается около той брюнетки из отдела маркетинга. И командировки у них всегда совпадают. Наверное, вместе ездить всегда интереснее!»

«Я должен был бы еще раз принести материалы господину Майеру. Но он так долго болеет. Даже и не знаю, что мне теперь делать».

«Его модный галстук всегда бросается в глаза. Но он, бедный, не всегда о нем заботится!»

«На этого всегда можно „положиться“. Он никогда не приходит на работу слишком рано и никогда не остается на службе слишком долго».

 

Задания‑харакири

 

После падения берлинской стены, где‑то между 1990 и 1993 гг., тысячи жителей Западной Германии поверили в то, что они смогут после переселения в бывшую Восточную Германию быстро сделать хорошую карьеру, вырасти по служебной лестнице сразу на целых две ступени вверх и что новый Эльдорадо лежит где‑то между Ростоком и Герлицем. Кроме того, они смогут после некоторых усилий с их стороны на тех местах, куда пошлет их фирма, через некоторое время вновь возвратиться на свое родное предприятие, но уже в новом качестве. Не тут‑то было! Для большинства это был скорее закат их карьеры. Они должны были бы остаться там, где им хоть самую малость улыбалась удача, а не гнаться за миражами, поэтому многие, уехавшие на Восток, должны были не только отказаться от дальнейшей карьеры, но и сразу уйти в отставку.

Подобное действенное средство освобождения от ненужных сотрудников я называю «харакири». Оно действительно прекрасно подходит для того, чтобы избавиться от конкурентов или неполюбившихся сотрудников. Так, например, совет директоров крупного гамбургского издательства послал в середине 90‑х годов одного из своих представителей – назовем его «господин Курц» – в Испанию, чтобы он организовал там филиал. Господин Курц в Гамбурге имел завистника, которого его команда продвигала наверх и постоянно поддерживала. Он сказал господину Курцу: «Господин Курц, издательство в беде и в вас наше спасение. Совершите небольшое чудо. Если вам это удастся, вы будете избраны в совет директоров».

Ничего не удалось. Господин Курц не знал страны, не хотел постоянно советоваться с испанскими партнерами, за два года так и не выучил испанский язык. И в Гамбурге последовали следующие события: его просто попросили уйти. Так как – и это вполне логично – нельзя держать в центральном отделении издательства того, кто не справился с таким поручением.

Задания – харакири могут иметь и такую форму:

• Задайте своему сотруднику сложную, почти невыполнимую задачу.

• Приставьте нервную, тщеславную, пустую, вечно недовольную всем секретаршу к сильно курящему, плохо одетому, небрежному руководителю отделения. Один из них скоро начнет искать себе другое место.

• Мастер по ремонту помещений заставляет только что пришедшего ученика сразу же выполнять очень сложные задания (даже такие, которые он просто не может выполнить из‑за недостатка опыта и знаний). Он, конечно, требует с него слишком много. Но, кроме того, он знает, что его ученик не должен бояться трудностей. Учение помогает воспитывать характер. И у мастера параллельно появляется своя команда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: