Социально-эмоциональное измерение




В то время как физическое, духовное и интеллектуальное измерения тесно связаны с навыками 1, 2 и 3, основанными на принципах персонального видения, лидерства и управления, социально-эмоциональное измерение сосредоточено на навыках 4, 5 и 6, базирующихся на принципах межличностного лидерства, эмпатического общения и творческого сотрудничества.

Социальное и эмоциональное измерения нашей жизни тесно связаны между собой, поскольку наша эмоциональная жизнь развивается и проявляется преимущественно в процессе нашего общения с другими людьми.

Обновление социально-эмоционального измерения, в отличие от других измерений, не требует специальных затрат времени. Мы можем осуществлять его в ходе обычного, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Но и для этого потребуются усилия. Возможно, нам придется подталкивать себя к этому, так как многие из нас еще не достигли такого уровня личной и общей победы, чтобы навыки 4, 5 и 6 естественным образом проявлялись во всех случаях нашего взаимодействия с другими людьми.

Предположим, вы играете очень важную роль в моей жизни. Вы мой начальник, подчиненный или коллега, мой друг, сосед, моя супруга, мой ребенок или другой член семьи – словом, тот человек, с которым я хочу или должен взаимодействовать. Предположим, нам необходимо общаться, вместе работать, обсуждать наболевшие вопросы, решать проблемы и достигать общих целей. Но мы видим вещи по-разному, мы смотрим на мир сквозь разные очки. Вы видите молодую леди, а я – старуху. Тогда я применяю навык 4 и говорю вам:

– Я вижу, что мы воспринимаем эту ситуацию по-разному. Давайте договоримся о том, чтобы продолжить наше общение до тех пор, пока мы не найдем решения, устраивающего нас обоих. Как вы на это смотрите? Вы согласны с этим предложением?

Большинство людей на этот вопрос ответит утвердительно. Тогда я перейду к навыку 5:

– Позвольте мне прежде всего выслушать вас!

Вместо того чтобы слушать с целью ответить, я слушаю вас эмпатически, чтобы глубоко и всесторонне понять вашу парадигму. Когда я пойму вас настолько, что смогу выразить вашу точку зрения так же хорошо, как вы сами, тогда я, в свою очередь, постараюсь донести до вас свою точку зрения, чтобы и вы смогли понять меня.

Основываясь на нашем стремлении отыскать решение, устраивающее нас обоих, и достичь глубокого понимания точек зрения друг друга, мы переходим к навыку 6. Мы сообща работаем над созданием третьей альтернативы, которая для каждого из нас будет лучше, чем решения, предлагаемые вами и мною изначально.

Успех навыков 4, 5 и 6 определяется главным образом не интеллектом, а эмоциями. Он тесно связан с нашим ощущением личной безопасности, с чувством уверенности в себе.

Если наше ощущение личной безопасности зависит от наших внутренних источников, значит, мы обладаем силой для применения навыков личной победы. Если же мы эмоционально не защищены, то даже обладание высоким интеллектом не избавит нас от ощущения серьезной угрозы при использовании навыков 4, 5 и 6 в отношениях с людьми, чей взгляд на жизненно важные вопросы отличается от нашего.

От чего зависит ощущение личной безопасности? Оно не связано с тем, что о нас думают или как к нам относятся окружающие. Оно не возникает из сценариев, которые нам навязывают. Оно не зависит от внешних обстоятельств или нашего социального положения. Ощущение личной безопасности приходит изнутри. Оно возникает из точных парадигм и верных принципов, которые глубоко укоренились в нашем сознании и нашем сердце. Оно порождается таким отношением к жизни, которое основано на принципе «изнутри наружу» и характеризуется гармонией внутреннего мира и поступков, когда наше ежедневное поведение и навыки отражают наши основные жизненные ценности.

Я считаю, что такое жизненное единство – главный источник чувства собственного достоинства. Я не согласен с теми авторами популярных работ, посвященных достижению успеха, которые утверждают, что самоуважение зависит главным образом от вашего настроя, от вашей установки, как будто вы можете с помощью определенных усилий привести себя в состояние душевного равновесия. Душевное равновесие возникает только тогда, когда ваша жизнь находится в гармонии с истинными принципами и ценностями.

Ощущение личной безопасности может возникать как результат эффективной взаимозависимой жизни. Оно черпается из понимания того, что решения в духе «Выиграл/Выиграл» существуют, что жизнь – это не всегда выбор «или – или», что почти всегда найдется взаимовыгодная третья альтернатива. Это ощущение черпается из осознания того, что вы способны глубоко, по-настоящему понять другого человека, для чего можете отойти от своей точки зрения, не отказываясь от нее. Это ощущение возникает, когда вы искренне, творчески и охотно взаимодействуете с другими людьми и на деле воплощаете в жизнь все навыки взаимозависимости.

Ощущение личной безопасности появляется, когда вы служите и помогаете другим людям. Одним из важнейших источников его является ваша работа, если вы видите, что ваш творческий вклад приводит к желаемым результатам, изменяет мир к лучшему. Еще один источник ощущения личной безопасности – это анонимное служение, о котором никто не знает сейчас и, возможно, не узнает в будущем. Признание для вас не главное. Главное для вас заключается в том, чтобы делать жизнь других людей счастливее. Мотивом для вас служит влияние, которое вы оказываете, а не благодарность или признание ваших заслуг. Виктор Франкл в основу своей теории положил человеческую потребность в обретении смысла и предназначения, которые возвышают нашу жизнь, наделяя нас самой чистой и лучшей внутренней энергией. Основная идея покойного доктора Ханса Селье, высказанная им в монументальном исследовании, посвященном природе стресса, заключается в том, что долгая, здоровая и счастливая жизнь является результатом того, что человек постоянно занят такой деятельностью, которая приносит удовлетворение ему самому и делает более счастливой жизнь других людей. Суть этики Селье выражена в словах «Заслужи любовь ближнего».

Вспомним слова Джорджа Бернарда Шоу:

Вот истинная радость жизни – стремиться к цели, которую осознаешь как великую. Быть частью великой природы, а не маленьким, трясущимся, эгоистичным существом, средоточием болезней и напастей, обиженным на весь мир, который почему-то не лезет вон из кожи, чтобы сделать вас счастливым. Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит всему обществу и что, пока я жив, моя главная привилегия – делать для него все, что в моих силах. Я хочу к моменту смерти полностью, без остатка использовать свой потенциал. Ведь чем напряженнее трудишься, тем дольше живешь. Я радуюсь жизни. Для меня она не быстро сгорающая свеча, а великолепный факел, который мне дано пронести какое-то время, и я хочу, чтобы он горел в моих руках как можно ярче, пока не настанет пора передать его грядущим поколениям.

Н. Элдон Таннер как-то сказал: «Служение – это наша плата за привилегию жить на этой земле». И способов служения очень много. Принадлежим ли мы к церковной общине, участвуем ли в деятельности общественной организации или выполняем работу, связанную с предоставлением разнообразных коммерческих услуг, – каждый наш день должен быть прожит так, чтобы мы смогли принести пользу хотя бы одному человеку, отдавая ему свою безусловную любовь.

Сценарии для других

Большинство людей зависит от социального зеркала, их сценарии определяются мнениями, представлениями и парадигмами тех, кто их окружает. Мы с вами, будучи людьми взаимозависимыми, отдаем себе отчет в том, что сами являемся частью этого социального зеркала.

Мы можем, сделав свой сознательный выбор, возвращать людям их четкое, неискаженное отражение. Мы можем способствовать укреплению их проактивной натуры и относиться к ним как к людям ответственным. Мы можем помогать им в создании сценария, подходящего независимому, достойному индивидууму, который ориентируется на принципы и опирается на ценности. При этом благодаря менталитету достаточности мы знаем, что предоставление другим возможности увидеть их позитивное отражение никоим образом не унижает нас самих. Это, напротив, возвышает нас, поскольку расширяет возможности эффективного взаимодействия с другими проактивными людьми.

Возможно, в вашей жизни были такие моменты, когда рядом с вами оказывался человек, который верил в вас даже тогда, когда вы сами в себя не верили. Этот человек создавал для вас сценарий. Разве в результате вам не становилось легче?

А почему бы вам самому не стать автором позитивных сценариев и вдохновителем для других людей? В то время как социальное зеркало тянет людей вниз, вы побуждаете их подниматься вверх, поскольку верите в них. Вы слушаете их, сопереживаете им. Вы не освобождаете их от ответственности – вы вдохновляете их на проактивность.

Вероятно, вам знаком мюзикл «Человек из Ламанчи». Это замечательная история о средневековом рыцаре, который встретил на улице женщину, проститутку. Все вокруг относились к ней соответственно ее образу жизни, а ее образ жизни соответствовал тому, чего от нее ожидали окружающие.

Однако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное: она предстала перед ним прекрасной дамой. Кроме того, он разглядел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. Рыцарь дал ей новое имя – Дульсинея, – и это новое имя создало новую парадигму.

Сначала девушка отвергала эту новую установку: слишком силен был старый сценарий. Она отталкивала рыцаря от себя, считая его безумным фантазером. Однако тот не сдавался. Он постоянно делал вклады безусловной любви, и они постепенно проникали в сценарий его любимой. Они проникали все глубже и глубже, раскрывая самую ее суть, ее скрытые возможности, и, наконец, девушка начала отвечать на его любовь. Мало-помалу она стала менять свой образ жизни. Она верила в то, что делала, и исходила из новой парадигмы, приводя этим в смятение всех, кто ее знал.

Позднее, когда ее снова потянуло к прежней парадигме, рыцарь призвал ее к своему смертному одру, спел ей прекрасную песню «Несбыточная мечта» и, заглянув в ее глаза, прошептал: «Помни всегда: твое имя Дульсинея…»

Один из классических примеров самореализующихся прогнозов – это история о том, как в одном английском университете был неправильно запрограммирован компьютер. По итогам теста, проведенного в конце семестра, он назвал группу, в которой учились сильные студенты, слабой, а группу, в которой учились слабые студенты, – сильной. В начале нового учебного года эти компьютерные данные стали главным критерием, на основе которого преподаватели формировали свои парадигмы в отношении студентов.

Когда спустя пять с половиной месяцев администрация наконец обнаружила ошибку, было решено провести повторное тестирование студентов, никому не сообщая о том, что произошло. Результаты были ошеломляющими. Коэффициент интеллекта у сильных студентов существенно снизился. К ним относились как к людям интеллектуально ограниченным, не способным к взаимодействию и с трудом поддающимся обучению. Парадигмы преподавателей стали самореализующимся прогнозом.

В то же время у слабых студентов показатели выросли. Преподаватели относились к ним как к отличникам, и их энергия, надежда и оптимизм стали отражением высокой оценки способностей каждого из студентов и соответствующих этой оценке высоких ожиданий.

Этих преподавателей спросили, как у них шли дела в первые недели семестра.

– Почему-то наши обычные приемы не действовали, – ответили они. – И нам пришлось изменить методику преподавания.

Компьютерная информация свидетельствовала о том, что эти студенты были из категории сильных. Поэтому, столкнувшись с неудачей, преподаватели решили, что виной тому неправильная методика. И они ее изменили. Они вели себя проактивно и действовали в своем круге влияния. А кажущаяся неспособность студентов к учебе была лишь свидетельством отсутствия гибкости у преподавателей.

Как мы отражаем других людей? И насколько сильно это отражение влияет на их жизнь? Ведь мы так много можем положить на эмоциональные банковские счета других людей! Чем в большей степени наше восприятие других людей основывается на их потенциальных возможностях, тем в большей степени мы можем пользоваться именно воображением, а не памятью, общаясь с женой или мужем, с детьми, коллегами или подчиненными. Мы можем отказаться от навешивания ярлыков, поскольку при каждой встрече будем смотреть на этих людей свежим взглядом. Мы можем помочь им реализовать их потенциал, стать независимыми личностями, способными поддерживать глубокие, обогащающие и продуктивные отношения с другими людьми. Вспомним слова Гете: «Если обращаться с человеком сообразно тому, каков он есть, он останется таким, каков он есть. Если же обращаться с человеком сообразно тому, каким он может и должен быть, то он станет таким, каким может и должен быть».

Баланс в обновлении

Процесс самообновления должен включать в себя сбалансированное обновление всех четырех измерений нашей натуры: физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального.

Хотя важным является обновление каждого из этих измерений, наиболее эффективным этот процесс становится только тогда, когда он разумно сбалансирован и затрагивает все четыре измерения. Пренебрежение одним из них окажет негативное влияние на все остальные.

Я убедился в справедливости этого вывода как для отдельной человеческой жизни, так и для жизни организации. Применительно к организации физическое измерение выражается в экономических терминах. Интеллектуальное или психологическое измерение отражает репутацию фирмы, уровень ее развития и то, как она использует способности каждого своего члена. Социально-эмоциональное измерение отражает отношения между сотрудниками. А духовное измерение связано с осознанием смысла деятельности организации через определение ее предназначения, миссии, через ее цельность.

Когда какой-то одной или нескольким из данных сфер уделяется недостаточно внимания, это негативно отражается на всей организации в целом. Творческая энергия многих людей, которая могла бы воплотиться в огромной позитивной синергии, вместо этого направляется против самой организации и становится силой, тормозящей развитие и рост производительности.

Мне встречались организации, нацеленные исключительно на экономические показатели. Обычно они не называли эту цель открыто и иногда говорили о каких-то других целях. Но их истинное желание заключалось только в том, чтобы делать деньги. Каждый раз, сталкиваясь с такими организациями, я одновременно обнаруживал внутри них огромное скопление отрицательной энергии, проявляющейся, например, в соперничестве между отделами, в агрессивно-оборонительном стиле общения, в интригах и диктате. Мы не можем процветать, не зарабатывая денег, но само по себе это не является достаточной причиной для существования организации. Мы должны есть, чтобы жить, но мы не живем для того, чтобы есть.

И напротив, я встречал такие организации, которые практически полностью сосредоточивались на социально-эмоциональном измерении. Такие организации были чем-то вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономического критерия. Они не могли измерить или оценить свою эффективность, в результате чего теряли продуктивность и способность конкурировать на рынке. Встречались мне и организации, заботившиеся о развитии сразу трех из перечисленных измерений: скажем, они помнили о смысле своей деятельности и служении обществу, стремились к высоким экономическим показателям, заботились о поддержании хороших отношений между сотрудниками. Однако при этом они пренебрегали выявлением, развитием, использованием и признанием их способностей и талантов. Если же такие психологические стимулы отсутствуют, стиль руководства становится либерально-авторитарным, а внутри организации растет дух противоречия, зреют разнообразные формы коллективного сопротивления, повышается текучесть кадров и зарождаются другие глубокие хронические проблемы.

Эффективность как организации, так и отдельного человека предполагает разумно сбалансированное развитие и обновление всех четырех измерений. Пренебрежение любым из четырех измерений приводит к возникновению отрицательного силового поля, препятствующего развитию и снижающего эффективность. Организации и отдельные люди, в своих личных миссиях уделяющие внимание всем четырем измерениям, создают благоприятные условия для сбалансированного обновления.

Этот процесс постоянного совершенствования является отличительной чертой движения за всеобщее качество и ключом к пониманию японского экономического чуда.

Синергия в обновлении

Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для достижения синергии. Все, что вы предпринимаете для «затачивания пилы» в любом из измерений, позитивно отражается на остальных измерениях, поскольку все они в высшей степени взаимосвязаны. Ваше физическое здоровье влияет на ваше интеллектуальное здоровье; ваша духовная сила влияет на силу эмоционально-социальную. Совершенствуясь в одном измерении, вы одновременно наращиваете свои возможности в других.

Семь навыков высокоэффективных людей создают оптимальную синергию между всеми четырьмя измерениями, а обновление любого из них усиливает вашу способность жить в соответствии хотя бы с одним из семи навыков. И хотя эти навыки представляют собой последовательный ряд, совершенствование в одном из них синергетически усиливает вашу способность овладения другими.

Чем более вы проактивны (навык 1), тем более эффективным можете стать в персональном лидерстве (навык 2) и персональном управлении (навык 3). Чем более эффективны вы в управлении своей жизнью (навык 3), тем больше обновляющих действий из Квадрата II способны совершить (навык 7). Чем в большей степени вы сначала стремитесь понять (навык 5), тем более эффективным будет ваш поиск синергетических решений в духе «Выиграл/Выиграл» (навыки 4 и 6). Чем больше вы совершенствуетесь в любом из навыков, ведущих к независимости (навыки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы будете во взаимозависимых ситуациях (навыки 4, 5 и 6). А обновление (навык 7) – это процесс обновления всех навыков.

Обновляя физическое измерение, вы развиваете свое персональное видение (навык 1), парадигму своего самосознания, свободной воли, проактивности и понимания того, что способны действовать сами, вместо того чтобы быть объектом чужого воздействия, что вы можете выбирать свою собственную реакцию на любой раздражитель. В этом, пожалуй, величайшая польза физических занятий. Каждая ежедневная личная победа становится вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности и уверенности в себе.

Обновляя свое духовное измерение, вы развиваете свое персональное лидерство (навык 2), свою способность жить, опираясь на воображение и совесть, а не только на память. Вы развиваете в себе способность глубоко понимать свои фундаментальные парадигмы и ценности, формировать внутри себя ядро из верных принципов, определять свою уникальную жизненную миссию, переписывать свой сценарий таким образом, чтобы жить в гармонии с верными принципами и черпать энергию из собственных внутренних источников. Насыщенность частной жизни, достигаемая вами посредством духовного обновления, становится колоссальным вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности и уверенности в себе.

Обновляя свое интеллектуальное измерение, вы развиваете свое персональное управление (навык 3). Занимаясь планированием, вы заставляете себя сосредоточиться на высокопродуктивной деятельности из Квадрата II, на приоритетных целях и задачах. Это способствует наиболее эффективному использованию вашего времени и вашей энергии. Вы организуете себя и действуете на основе своих приоритетов. Постоянно занимаясь самообразованием, вы упрочиваете свою базу знаний и расширяете круг своих возможностей. Ваша экономическая безопасность зависит не от вашей работы; она зависит от вашей способности производить – думать, учиться, создавать, приспосабливаться к ситуации. В этом заключается истинная финансовая независимость. Она не в обладании материальными ценностями – она в способности их производить. Это ваше внутреннее свойство.

Ежедневная личная победа – выделение минимум одного часа в день на обновление физического, духовного и интеллектуального измерения – является ключом к развитию в себе семи навыков и целиком находится в пределах вашего круга влияния. Это ваше время, которое вы фокусируете на Квадрате II и которое необходимо, чтобы вы могли интегрировать эти навыки в свою жизнь и стать человеком, ориентированным на принципы.

Кроме того, это основа для ежедневной общей победы. Это источник внутренней уверенности в себе, который необходим для «затачивания пилы» в социально-эмоциональном измерении. Это наделяет вас способностью концентрироваться на своем круге влияния во взаимозависимых ситуациях, смотреть на других людей через парадигму менталитета достаточности и по-настоящему ценить различия между ними и радоваться их успехам. Это обеспечивает вас фундаментом для поиска истинного понимания, для выработки синергетических решений в духе «Выиграл/Выиграл» и для применения навыков 4, 5 и 6 во взаимозависимой реальности.

Восходящая спираль роста и развития

Обновление – это принцип и одновременно процесс, который побуждает нас двигаться по восходящей спирали роста и развития, по спирали постоянного совершенствования.

Чтобы восхождение по этой спирали было последовательным и исполненным смысла, мы должны учитывать еще один аспект обновления, который относится к уникальным свойствам человека и направляет это восходящее движение, – нашу совесть. Говоря словами мадам де Сталь, «голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем нельзя спутать».

Совесть – это дар, который позволяет нам ощущать наше соответствие или несоответствие верным принципам и который – если он достаточно развит – поднимает нас до высоты этих принципов.

Подобно тому как для спортсмена высокого класса жизненно необходима натренированность его нервов и мускулов, а для ученого – «натренированность» интеллекта, так для истинно проактивного, высокоэффективного человека необходима «натренированность» совести, ее развитие. Но развитие совести требует еще большей концентрации и дисциплины, еще большей последовательности и честности в жизни. Оно требует, чтобы мы регулярно занимались чтением серьезной литературы, были исполнены благородных помыслов и, прежде всего, жили в гармонии с тихим голосом своей совести.

Подобно тому как несбалансированное питание и отсутствие тренировок способны разрушить спортивную форму, так все непристойное, грубое и грязное может подпитывать темные стороны нашей натуры, заглушая чувства высшего порядка и заменяя высшую совесть, задающуюся вопросом: «Что есть благо, а что есть зло?», социальной совестью, озабоченной вопросом: «Узнают или не узнают?»

Даг Хаммаршельд говорил:

Невозможно, потакая своему животному началу, не превратиться при этом в животное, потакая лжи – не утратить права на истину, потакая жестокости – не утратить душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков.

Поскольку мы обладаем самосознанием, мы должны выбирать цели и принципы для своей жизни, поскольку в противном случае вакуум будет заполнен, а мы утратим свое самосознание и уподобимся пресмыкающимся, которые живут только ради выживания и размножения. Люди, существующие на подобном уровне, не живут; они прозябают или, так сказать, «подвергаются жизни». Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о своих уникальных свойствах, дремлющих в неразвитом состоянии.

И ведь развитие этих свойств нельзя ускорить, нельзя каким-то образом «срезать угол». Здесь правит закон урожая: что посеешь, то и пожнешь, не больше и не меньше. Закон справедливости неизменен, и чем теснее мы свяжем себя с верными принципами, тем точнее сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы – карты, по которым мы ориентируемся в жизни.

Я считаю, что, двигаясь по восходящей спирали роста и развития, мы должны демонстрировать свою приверженность процессу обновления, занимаясь «образованием» своей совести и следуя ей. Постоянно развиваемая и просвещаемая совесть поведет нас по дороге личной свободы, безопасности, мудрости и энергии.

Движение по восходящей спирали требует, чтобы мы узнавали новое, принимали на себя обязательства и действовали, с каждым разом поднимаясь на новый виток. Полагая, что можно обойтись каким-то одним из этих элементов, мы лишь обманываем себя. Чтобы постоянно двигаться вперед, мы должны узнавать, брать обязательства и действовать, и снова – узнавать, брать обязательства и действовать, и опять – узнавать, брать обязательства и действовать.


 

Практические задания

1. Составьте список действий для поддержания хорошей физической формы, которые бы соответствовали вашему образу жизни и доставляли вам удовольствие.

2. Выберите одно из этих действий и сделайте его своей целью на будущую неделю. В конце недели оцените, как вы справились с поставленной задачей. Если вы не достигли поставленной цели, подумайте, почему это произошло: потому ли, что вы подчинили ее более значительной ценности, или же потому, что вы вели себя непоследовательно по отношению к своим ценностям?

3. Составьте такой же список обновляющих действий для духовного и интеллектуального измерений. В социально-эмоциональной области составьте список людей, отношения с которыми вам бы хотелось улучшить, или укажите сферы, общая победа в которых могла бы быть более эффективной. Выберите по одному пункту из каждой области и внесите его в список целей на следующую неделю. Выполните намеченное и оцените исполнение.

4. Возьмите на себя обязательство каждую неделю составлять план конкретных действий по «затачиванию пилы», выполнять их и оценивать свои действия и результаты.

И вновь «изнутри наружу»

Господь действует изнутри наружу. Общество действует снаружи внутрь. Общество стремится вытащить людей из нищеты. Христос извлекает нищету из людей, так что они сами могут вытащить себя из нищеты. Общество стремится формировать людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет человека, который затем изменяет свою среду обитания. Общество меняет поведение человека, а Христос может изменить его природу.

Эзра Тафт Бенсон

 

Я хочу рассказать вам об одном эпизоде моей жизни, в котором, как мне кажется, выражена суть этой книги. Я надеюсь, что вы сумеете распознать принципы, лежащие в основе этой истории.

Несколько лет назад я взял в университете, где преподавал, годичный отпуск для работы над книгой. И все это время мы прожили в Лайе, на северном побережье Оаху – одного из Гавайских островов.

Обустроившись на новом месте, мы вскоре выработали такой распорядок дня, который оказался не только весьма продуктивным, но и чрезвычайно приятным. После утренней пробежки по пляжу мы отправляли двух наших детей в школу – в шортах и босиком. Я удалялся в отдельно стоящий домик в тростниковых зарослях, где оборудовал себе рабочий кабинет. Это было очень тихое, красивое и спокойное место – никакого телефона, никаких заседаний, никаких срочных обязательств.

Помещение, в котором я работал, примыкало к территории колледжа, и вот однажды, когда я прохаживался между стеллажами в принадлежавшей ему библиотеке, мое внимание привлекла одна книга. Я открыл ее наугад и прочитал фразу, оказавшую мощнейшее влияние на всю мою дальнейшую жизнь.

Я перечитывал ее снова и снова. В сущности, она выражала простую мысль о том, что между раздражителем и нашей реакцией существует некий промежуток, или пространство, и от того, как мы его используем, зависит наше развитие и счастье.

Мне трудно передать вам, какое впечатление произвела на меня эта фраза. И несмотря на то, что я был воспитан в духе философии самодетерминизма, слова, которыми была выражена эта мысль, – «пространство между возбудителем и реакцией» – поразили меня с невероятной силой. Это было похоже на откровение, на внутреннюю революцию, на «идею, время которой пришло».

Я вновь и вновь возвращался к этой мысли, и она начала оказывать серьезное воздействие на мою жизненную парадигму. Я стал наблюдать за собой как бы со стороны. Я мысленно помещал себя в середину этого промежутка и оттуда смотрел на раздражители. Я наслаждался внутренним ощущением свободы выбирать свою реакцию.

Вскоре после этого случая и частично благодаря воздействию этой революционной идеи мы с Сандрой начали практиковать глубокое общение, разговоры по душам. Около полудня мы садились на свой старенький красный мотоцикл «Хонда-90», брали с собой двух наших детей-дошкольников – одного сажали между собой, другого я пристраивал у себя на левом колене – и отправлялись по тропинке через тростниковые заросли. Так, не спеша, мы ехали около часа, спокойно беседуя между собой.

Дети, с нетерпением ожидавшие поездки, сидели тихо. Встречного транспорта не было, а наш мотоцикл стрекотал совсем негромко, так что мы хорошо слышали друг друга. Обычно мы доезжали до пустынного берега, парковали «Хонду» и дальше шли пешком еще примерно двести ярдов до уединенного местечка, где устраивали пикник.

Песчаный пляж и пресноводная речка, в этом месте впадавшая в океан, полностью занимали внимание детей, и мы с Сандрой могли спокойно продолжать разговор. Вы легко можете представить себе, какого уровня понимания и доверия мы достигли, проводя в таком глубоком общении по два часа в день ежедневно на протяжении целого года.

В самом начале этого года мы говорили обо всем, что нас интересовало, – о людях, идеях и событиях, о детях, о моей книге, о нашей семье и нашем доме, о планах на будущее и прочих подобных вещах. Но мало-помалу наше общение становилось глубже, и мы все чаще начинали говорить друг с другом о нашем внутреннем мире – о том, как мы воспитывались, о наших жизненных сценариях, о наших чувствах и сомнениях. Глубоко захваченные общением, мы в то же время как бы со стороны наблюдали за этим процессом и за своим в нем участием. Мы стали совершенно по-новому использовать то самое пространство между раздражителем и реакцией, и это заставило нас задуматься о том, как мы были запрограммированы и как наши программы влияли на наши представления об окружающей действительности.

Мы отправились в интереснейшее путешествие в свой внутренний мир и обнаружили, что это самое восхитительное, самое увлекательное, самое захватывающее и самое богатое открытиями занятие из всех, которые были нам доступны во внешнем мире.

Но не все было таким светлым и радостным. Иногда мы испытывали боль, задевая обнаженные нервы, и неловкость от того, что другому становилась известна наша подноготная. Это испытание делало нас полностью открытыми и очень уязвимыми и незащищенными друг перед другом. Но несмотря на это, мы чувствовали, что с готовностью будем проходить через это испытание еще многие годы. Погружаясь в эти потаенные, деликатные проблемы и затем выходя из них, мы чувствовали себя в какой-то мере обновленными.

Мы с самого начала относились друг к другу настолько заботливо и чутко, так старались поддержать друг друга, что это значительно облегчило для каждого из нас нелегкий путь к открытию самих себя.

Постепенно у нас выработалось два строжайших негласных правила. Первое – «не выпытывать». Поскольку мы раскрывали друг перед другом самые уязвимые уголки своей души, нам не нужно было задавать вопросов, нужно было лишь эмпатически слушать, сопереживать. Выпытывание же подобно вторжению. Кроме того, оно слишком логично и оказывает контролирующее воздействие. Мы исследовали новую землю – неизведанную и пугающую, вызывающую страхи и сомнения. Нам хотелось увидеть ее всю как можно скорее, но мы научились уважать потребность и право другого человека открываться только тогда, когда для этого придет время, когда он будет готов это сделать.

Второе строжайшее правило заключалось в том, что если общение становилось слишком болезненным, то беседа в тот день прекращалась. И тогда мы либо продолжали с того места, где остановились, на следующий день, либо ждали, когда партнер будет готов вернуться к этой теме. Мы носили в себе неразрешенные вопросы, зная, что должны к ним вернуться. Но поскольку времени у нас было достаточно и обстановка к этому располагала, а также поскольку мы с таким увлечением наблюдали за тем, как нас захватывает сам процесс, и совершенствовали свои отношения, то мы оба понимали, что рано или поздно вернемся к прерванному разговору и так или иначе его завершим.

Самыми трудными и в то же время самыми плодотворными стали те эпизоды нашего общения, когда моя уязвимость и уязвимость Сандры соприкасались. Тогда в силу нашей эмоциональной вовлеченности и субъективности мы обнаруживали, что пространство между раздражителем и реакцией исчезало и негативные чувства выплескивались наружу. Но наше глубокое обоюдное желание и молчаливая договоренность заключались в том, чтобы настроить себя и начать с того места, где мы остановились, и в конце концов добиться разрешения проблемы.

Один из таких эпизодов был связан с особенностью моей личности. Мой отец был очень замкнутым, сдержанным и осторожным человеком. Моя мать была и по сей день остается очень общительной, открытой и непосредственной. Я нахожу в себе проявления и той, и другой тенденции. Когда я не чувствую себя в безопасности, когда я не очень уверен в себе, я склонен замыкаться, как мой отец. Я прячусь в свою раковину и оттуда наблюдаю за происходящим.

Сандра больше похожа на мою мать: она общительна и непосредственна. За годы, которые мы прожили вместе, не раз бывали случаи, когда ее открытость казалась мне чрезмерной, а она находила мою отстраненность вредной как для окружающих, так и для меня самого, поскольку я становился глух к чувствам других людей. Все это и многое другое выявилось в период наших совместных экскурсий в глубины собственной души. Я стал ценить проницательность и здравомыслие Сандры и то, как она стремилась помочь мне раскрыться, стать более отзывчивым, чутким, общительным человеком.

Другой непростой эпизод был связан с тем, что я считал «пунктиком» Сандры, изводившим меня на протяжении многих лет. Она, как мне казалось, буквально помешалась на электробытовых приборах фирмы Frigidair, чего я никак не мог понять. Она и мысли не допускала о приобретении изделия другой торговой марки! Даже когда мы только начинали совместную жизнь и были весьма стеснены в средствах, Сандра настаивала на поездке за пятьдесят миль в «большой город», где продавались товары фирмы Frigidair, которых в нашем крохотном университетском городке не было.

Меня это просто бесило. К счастью, сталкиваться с ее упрямством приходилось не часто: только когда требовалось приобрести что-то из бытовых приборов. Но когда это все-таки случалось, моя реакция была такой мощной, будто во мне срабатывало пусковое устройство. Приверженность Сандры этой фирме стала для меня символом иррационального мышления и вызывала целый шквал отрицательных эмоций. В таких случаях я обычно прятался в свою раковину. Видимо, я считал, что наилучший способ справиться с проблемой – это оставить все как есть, не обращать внимания; в противном случае, как мне казалось, я просто потеряю контроль над собой и наговорю много лишнего. Но иногда я все-таки срывался и говорил то, за что потом приходилось просить прощения.

Больше всего меня раздражало даже не то, что Сандра обожает фирму Frigidair, а то, что она упорно и, как мне казалось, совершенно вне всякой логики и справедливости расхваливала ее продукцию, что я считал совершеннейшим абсу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: