ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ




Рассмотрим содержание процесса решения логистической проблемы. Содержание процесса показано на рис. 3.

 

Рис. 3. Содержание процесса решения логистической проблемы

 

Важнейшими элементами этого процесса являются четыре точки решения (на схеме указаны ромбами), в которых используются следующие критерии решения:

1. Может ли быть решена полная проблема?

2. Является ли предлагаемое решение возможным полным решением?

3. Убедительно ли показывают результаты проверки возможность полного решения?

4. Подтверждают ли результаты проверки полное решение?

Решение, формируемое в третьей точке, может рассматриваться как выбор, следующий за результатом решения во второй точке, который может принимать значения "да" или "нет". Хотя частичное решение тоже является полезным, предполагается, что более желательно полное решение.

Каждая точка решения есть подсистема управления с помощью обратной связи. Результат функционирования логистической системы есть выход, который вводится в процесс управления. Нарушение последовательности в нахождении частичного и полного решений может стать причиной того, что частичное, но удовлетворительное, решение будет потеряно. Чтобы гарантировать согласие между частичным и полным решением, критерии должны быть непротиворечивыми. Каждая точка решения принадлежит ветви итеративного процесса обработки данных проблемы, обращающихся по его последовательным этапам.

Результат решения в каждой точке может иметь два значения, определяющих дальнейший ход исследования. Процесс в первой точке решения преобразует проблему в ответ, который может иметь одно из двух значений:

  • проводится проверка частичного решения (результат которой, в свою очередь, может указать на возможность полного решения) или же проводится проверка полного решения. Каждая из этих проверок может дать или положительные или отрицательные ответы. Если полное решение невозможно, то ветвь с отрицательным ответом ведет к альтернативному решению;
  • ветвь с положительным ответом открывает путь для решения полной проблемы. При проверке полного решения сторона с отрицательным ответом указывает на необходимость выдвижения новых гипотез и повторной попытки решения проблемы. На стороне с положительным ответом решение является "конечным", хотя здесь могут осуществляться последующие действия.

Проверка частичного или полного решения возникает как одно из требований процесса решения логистической проблемы. Такие проверки разрабатываются для измерения степени соответствия полученного решения планируемому решению.

Рассмотрим критерии, позволяющие судить об адекватности решения:

1. Решение должно определять действие: чтобы изменить характеристики системы, требуется определенный вход.

2. Решение должно быть выражено в терминах проблемы и получено из проблемы: должно быть видно, что решение является результатом систематического проведения частичного или полного анализа проблемы.

3. Решение должно приближаться к проблеме, которой оно адресовано: проблемы и решения рассматриваются как различные состояния одной и той же системы; изменения в виде могут сопровождаться изменениями в ограничении.

4. Решение должно быть пропорционально по своему размеру проблеме и иметь сложность, не большую, чем сама проблема: решения должны быть необходимыми и достаточными, иметь минимум избыточности и не содержать противоречий.

5. Частичное решение должно быть согласовано с полным решением: противоречие с частями проблемы не позволит получить полноценное решение.

6. Для каждого частичного или полного решения должны быть осуществлены проверка жизненности и проверка предпочтения: проверка жизненности является заключительным аргументом принятия или исключения решения; проверка предпочтения с помощью критериев эффективности, времени или стоимости должна быть применена как мера сравнения.

Недостатки в решении проблем возникают по следующим основным причинам:

1. Неадекватность инструмента, применяемого при решении проблемы.

2. Недостаток точности в процессе решения.

3. Увеличивающееся появление новых проблем, требующих решения до решения данной проблемы.

4. Неспособность иметь дело с проблемой в некотором конкретном смысле.

Эти причины не всегда могут быть определены специалистами по логистике. Неспособность определить причину недостатков решения логистической проблемы может привести к прогрессирующему росту потерь материальных ресурсов и невосполнимым потерям времени. В некоторых случаях она может также вести к потере потенциально ценных целей или целей, ценных в данный момент времени.

На рис. 3 показана связь основных этапов решения логистической проблемы. Эти этапы могут быть описаны детально, чтобы представить частные элементы, которые могут возникнуть при решении проблемы:

1. Сформулируйте проблему:

  • зафиксируйте цель и принуждающие связи;
  • установите условие;
  • установите границы и подлежащие оценке альтернативы;
  • установите согласованные критерии;
  • там, где необходимо, обусловьте предположения;
  • определите природу риска.

2. Принимайтесь за проблему:

  • определите процессы;
  • соберите данные, описывающие проблему;
  • сконструируйте метод работы с проблемой и данными проблемы;
  • работайте с проблемой и данными проблемы;
  • получите частичное и опытное полное решения;
  • проверьте прежние решения.

3. Решайте проблему:

  • интерпретируйте результаты проверки;
  • проведите итерацию, начиная с пункта 1а или с того пункта, с которого необходимо;
  • начните идентификацию величин, которые должны возрасти;
  • начните оценку качества предлагаемого решения в терминах лучшего решения;
  • выберите решение и план его реализации;
  • если можно, внедрите решение как опытное;
  • оцените результаты внедрения;
  • откорректируйте решение;
  • внедрите откорректированное решение.

Установить продолжительность процесса полного решения логистической проблемы невозможно. Однако специалистам по логистике полезно представлять себе относительное количество времени, которое должно быть потрачено на каждую крупную область решения проблемы. Потребное для каждой области время относительно широко варьирует в зависимости от размеров данной проблемы. Продолжительность первых двух фаз, например, может превосходить продолжительность третьей фазы приблизительно в 2 раза.

 

ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ

При решении логистической проблемы одна из первых задач заключается в определении набора объектов, подлежащих анализу. Набор объектов, взятый как целое, представляет собой альтернативу. Оценка альтернатив является средством отбора решений или целей. Отдельное решение проблемы может быть получено многими альтернативными процедурами.

Предположения есть формулировки того, что полагают о состоянии логистического объекта, свойства или связи. Предположение позволяет вывести существование факта, неизвестного с определенностью, из существования других известных фактов.

Критерий является средством, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы. Критерий заставляет специалиста по логистике доказывать логичность в выборе его предпочтений. Критерий указывает относительное достижение альтернативы в терминах времени, стоимости или эффективности. Критерий является стандартом, с помощью которого выносится суждение об относительной выгоде выбора.

Риск является мерой потенциальной подверженности недостаткам. Для описания риска используется термин "неопределенность", означающий относительное правдоподобие фактически наступившего события.

Требования к логистической системе, воспринимаемые потребителем, основываются на существующем состоянии системы. Это состояние должно быть переведено в некоторое планируемое состояние. Вопрос заключается в том, каким образом осуществить предлагаемое изменение. Проблема заключается в оценке средств, с помощью которых может быть осуществлено изменение.

 

Альтернатива определяется как одна из двух или более возможностей, подлежащих выбору.

Чтобы альтернатива была принята к рассмотрению, она должна быть приемлемым потенциальным решением поставленной логистической проблемы. В случае если альтернативы сравнимы, должно быть установлено различие между ними.

Существуют две общие формы альтернатив: функционально различные альтернативы (разница в виде) и операционно-различные альтернативы (разница в степени). Функциональную форму альтернативы можно проиллюстрировать с помощью грузового судна и самолета, которые могут быть определены как альтернативные решения одной и той же задачи. Операционная форма альтернатив может быть пояснена с помощью нескольких альтернативных типов автотранспортного средства, используемых для решения одной и той же задачи доставки. Функциональные альтернативы отличаются средствами решения задач. Операционные альтернативы отличаются способами, которыми объекты, свойства и связи агрегируются в систему.

Альтернативы оцениваются по их полной потребности в ресурсах стоимости и по ожидаемой прибыли. Например, один из типов автомобильных транспортных средств может требовать для подготовки доставки больше времени, чем это запланировано. Первоначальные затраты ресурсов могут быть относительно низкими у одного типа автотранспортных средств по сравнению с другими. Однако стоимость доставки может быть лучше у одной из рассматриваемых моделей. Тип автотранспортного средства с наибольшими первоначальными затратами может показать наиболее низкие затраты на доставку и наиболее высокую возможную прибыль. Однако он может не подойти, если оценивать его эффективность (критерий действия). Задача специалиста по логистике состоит в том, чтобы понять цели потребителя и перевести их в приемлемые альтернативы проблемы. Для этого специалист по логистике разрабатывает критерии для отбора альтернативы, удовлетворяющей потребителя наилучшим образом.

Альтернативы для оценки отбираются с учетом мощности и возможностей службы логистики предприятия. Например, данная альтернатива должна учитывать число видов продукции, которое предприятие может реализовать одновременно. Могут быть ограничения персонала, устройств или оборудования, стоимости.

Временные ограничения альтернатив могут объединяться с другими ограничивающими факторами. Например, наличное время может быть недостаточным для подготовки производства, собственно производства, предпродажной подготовки и продажи. Время может быть также недостаточным в смысле эффективности логистического обслуживания. Например, предприятие может быть субподрядчиком в сложной системе поставок продукции. Ее способность распределить продукцию может сильно зависеть от первичного подрядчика. В этой связи субподрядчик функционирует со скоростью самого медленно функционирующего подрядчика, с которым он связан в работе данной системы поставок.

Альтернативы должны отражать присущую их компонентам чувствительность к одному из основных объектов системы. Например, имеющаяся конструкция склада может функционировать одинаково в трех вариантах поставки. Ее стоимость будет одинаковой при реализации всех вариантах. Однако в одном из вариантов поставки по сравнению с другими требуется только половина времени на обработку продукции из-за особенностей конструкции кузова транспортного средства. Возможность отразить в альтернативе стоимость установки соответствующего кузова как свойства объекта системы сама по себе может быть несущественна. Однако она может повлиять на конечное решение, которое может быть сделано на основании рассмотрения множества таких факторов.

Альтернативы должны формулироваться так, чтобы они отражали стоимость, присущую операциям. Например, данная конструкция кузова может представлять собой минимальное изменение существующей модели. Для проведения модернизации добавляются затраты на модернизацию кузова. Конструкция второго варианта кузова представляет собой радикальное изменение по отношению ко всем существующим конструкциям. Она может требовать строительства нового завода со всем производственным оборудованием. Может потребоваться новая система снабжения, чтобы обеспечить новыми материалами и изделиями новый процесс производства. В этом случае дополнительная стоимость должна отражать, что добавляется, точно так же как и то, что остается и продолжает создавать добавленную стоимость. Должны быть отражены все затраты, производимые в промышленности.

Таким образом, амортизация оборудования, используемого или сданного на склад, остается частью новой продукции до тех пор, пока вся сумма не будет списана с учетных статей. Инвестиции в новое оборудование, расходы на подготовку производства освоенного и нового оборудования также необходимо относить на стоимость нового продукта. Принцип учета амортизации используется, чтобы распределить по времени высокие первоначальные затраты. Он помогает бухгалтерам получить более адекватные оценки затрат на продукцию в данный период времени.

Определение альтернатив может иметь целью максимизацию, минимизацию или оптимизацию эффективности функционирования логистической системы. Простейшим способом представления альтернатив является матрица, показывающая отношение между каждым параметром и каждым уровнем функционирования системы (рис. 4).

 

Рис. 4. Матрица отношений

 

В математике и статистике используется правило, состоящее в том, что в одно и то же время можно максимизировать или минимизировать только одну оценку. Невозможно, например, чтобы время и стоимость решения проблемы могли бы минимизироваться без ухудшения эффективности функционирования логистической системы.

Может быть максимизирован один объект, и могут быть оптимизированы другие, которые близко подойдут к их идеальным состояниям, возможным при условии максимума этого одного объекта, но не достигнут их. Оптимум означает лучшее в смысле "все учтено". Он не означает "самый лучший". Он может означать наиболее благоприятные условия, способствующие достижению данной цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: