Инженерно-экономический институт




Инженерно-экономический институт

 


Кафедра промышленной экологии

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Часть 2

Учебно-методическое пособие

Практические работы по дисциплине

 

«Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Специальность: для всех специальностей

технического и экономического направлений

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ


Введение

Учебно-методическое пособие «Комплексная оценка условий труда» (часть 2) содержит описание двух этапов процедуры аттестации рабочих: работа 3 «Оценка тяжести трудового процесса» и работа 4 «Оценка напряженности трудового процесса». В пособии рассматриваются основные теоретические положения и порядок выполнения заданий.

 

Практическая работа 3

Оценка тяжести трудового процесса

 

Цель работы: изучить и практически освоить методику оценки тяжести трудового процесса.

 

1. Общая градация условий труда (по вредности)

 

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные:

1 класс - оптимальные условия труда - условия труда, в которых сохраняются здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

2 класс - допустимые условия труда – условия труда, в которых уровни факторов производственной среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочего места, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние работающих и их потомство;

3 класс - вредные условия труда – условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

· 1 степень 3 класса (3.1) – уровни вредных факторов вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

· 2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов вызывают функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости и появлению начальных признаков и легких форм проф. заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (15 лет);

· 3 степень 3 класса (3.3) – уровни вредных факторов вызывают развитие проф. заболеваний легкой и средней степени тяжести с временной утратой трудоспособности;

· 4 степень 3 класса (3.4) – уровни вредных факторов вызывают тяжелые формы проф. заболеваний (с утратой трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний;

4 класс - опасные (экстремальные условия) труда - уровни производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или её части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

 

2. Методика оценки тяжести трудового процесса

 

Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

- физическая динамическая нагрузка;

- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

- стереотипные рабочие движения;

- статическая нагрузка;

- рабочая поза;

- наклоны корпуса;

- перемещение в пространстве.

Оценка тяжести физического труда проводится на основе учета всех приведенных в таблице приложения 1 показателей. При этом вначале устанавливают класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, получившему наиболее высокую степень тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 условия труда по тяжести трудового процесса оцениваются на 1 степень выше (3.2 и 3.3 классы соответственно). По данному критерию наивысшая степень тяжести - класс 3.3

При выполнении работ, связанных с неравномерными физическими нагрузками в разные смены, оценку показателей тяжести трудового процесса (за исключением массы поднимаемого и перемещаемого груза и наклонов корпуса), следует проводить по средним показателям за 2 - 3 смены. Массу поднимаемого и перемещаемого вручную груза и наклоны корпуса следует оценивать по максимальным значениям.

 

2.1. Физическая динамическая нагрузка

(выражается в единицах внешней механической работы за смену - кг х м)

 

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза (деталей, изделий, инструментов и т.д.), перемещаемого вручную в каждой операции, и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг х м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену, в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза, определяют, к какому классу условий труда относится данная работа.

Пример 1. Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену. Итого: 2,5 кг х 0,8 м х 2 х 1200 = 4800 кгм. Работа региональная, расстояние перемещения груза до 1 м, следовательно, по показателю 1.1 работа относится ко 2 классу.

При работах, обусловленных как региональными, так и общими физическими нагрузками в течение смены и совместимых с перемещением груза на различные расстояния, определяют суммарную механическую работу за смену, которую сопоставляют со шкалой соответственно среднему расстоянию перемещения (таблица приложения 1).

Пример 2. Рабочий (мужчина) переносит ящик с деталями (в ящике 8 деталей по 2,5 кг каждая, вес самого ящика 1 кг) со стеллажа на стол (6 м), затем берет детали по одной (масса 2,5 кг), перемещает ее на станок (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на стол и берет следующую. Когда все детали в ящике обработаны, работник относит ящик на стеллаж и приносит следующий ящик. Всего за смену он обрабатывает 600 деталей.

Для расчета внешней механической работы при перемещении деталей на расстояние 0,8 м вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену (0,8 м х 2 х 600 = 960 м). Итого: 2,5 кг х 960 м = 2400 кгм. Для расчета внешней механической работы при перемещении ящиков с деталями (21 кг) на расстояние 6 м вес ящика умножаем на 2 (так как каждый ящик переносили 2 раза), на количество ящиков (75) и на расстояние 6 м. Итого: 2 х 6 м х 75 = 900 м. Далее 21 кг умножаем на 900 м и получаем 18900 кгм. Итого за смену суммарная внешняя механическая работа составила 21300 кгм. Общее расстояние перемещения составляет 1860 м (900 м + 960 м). Для определения среднего расстояния перемещения 1800 м: 1350 раз и получаем 1,37 м. Следовательно, полученную внешнюю механическую работу следует сопоставлять с показателем перемещения от 1 до 5 м. В данном примере внешняя механическая работа относится ко 2 классу.

 

2. 2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)

 

Для определения массы груза (поднимаемого или переносимого работником на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам.

Пример 1. Рассмотрим предыдущий пример 2 пункта 1. Масса поднимаемого груза - 21 кг, груз поднимали 150 раз за смену, т.е. это часто поднимаемый груз (более 16 раз за смену) (75 ящиков, каждый поднимался 2 раза), следовательно, по этому показателю работу следует отнести к классу 3.2.

Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, вес всех грузов за смену суммируется. Независимо от фактической длительности смены суммарную массу груза за смену делят на 8, исходя из 8-часовой рабочей смены.

В случаях, когда перемещения груза вручную происходят как с рабочей поверхности, так и с пола, показатели следует суммировать. Если с рабочей поверхности перемещался больший груз, чем с пола, то полученную величину следует сопоставлять именно с этим показателем, а если наибольшее перемещение производилось с пола, то - с показателем суммарной массы груза в час при перемещении с пола. Если с рабочей поверхности и с пола перемещается равный груз, то суммарную массу груза сопоставляют с показателем перемещения с пола (примеры 2 и 3).

Пример 2. Рассмотрим пример 1 пункта 1. Масса груза 2,5 кг, следовательно, в соответствии с таблицей приложения 1 (п. 2.2) тяжесть труда по данному показателю относится к 1 классу. За смену рабочий поднимает 1200 деталей, по 2 раза каждую. В час он перемещает 150 деталей (1200 детале: 8 часов). Каждую деталь рабочий берет в руки 2 раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемая в течение каждого часа смены, составляет 750 кг (150 х 2,5 кг х 2). Груз перемещается с рабочей поверхности, поэтому эту работу по п. 2.3 можно отнести ко 2 классу.

Пример 3. Рассмотрим пример 2 пункта 1. При перемещении деталей со стола на станок и обратно масса груза 2,5 кг умножается на 600 и на 2, получаем 3000 кг за смену. При переносе ящиков с деталями вес каждого ящика умножается на число ящиков (75) и на 25, получаем 3150 кг за смену. Общий вес за смену = 6150 кг, следовательно, в час - 769 кг. Ящики рабочий брал со стеллажа. Половина ящиков стояла на нижней полке (высота над полом 10 см), половина - на высоте рабочего стола. Следовательно, больший груз перемещался с рабочей поверхности и именно с этим показателем надо сопоставлять полученную величину. По показателю суммарной массы груза в час работу можно отнести ко 2 классу.

 

2.3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену, суммарно на две руки)

 

Понятие "рабочее движение" в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение рук (или руки) из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от амплитуды движений и участвующей в выполнении движения мышечной массы делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60 - 250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав с применением какого-либо автоматического счетчика число движений за 10 - 15 мин., рассчитываем число движений в 1 мин., а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по числу знаков, напечатанных (вводимых) за смену (подсчитываем число знаков на одной странице и умножаем на число страниц, напечатанных за день).

Пример 1. Оператор ввода данных в персональный компьютер печатает за смену 20 листов. Количество знаков на 1 листе - 2720. Общее число вводимых знаков за смену - 54400, т.е. 54400 мелких локальных движений. Следовательно, по данному показателю (п. 3.1 таблицы приложения 1) его работу относят к классу 3.1.

Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более медленном темпе и легко подсчитать их количество за 10 - 15 мин. или за 1 - 2 повторяемые операции, несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену.

Пример 2. Маляр выполняет около 80 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65% рабочего времени, т.е. 312 минут за смену. Количество движений за смену = 24960 (312 х 80), что в соответствии с п. 3.2 Руководства позволяет отнести его работу к классу 3.1.

 

2.4. Статическая нагрузка (величина статической нагрузки за смену

при удержании груза, приложении усилий, кгс х с)

 

Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза или приложением усилия, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия (веса груза) и времени его удерживания.

В процессе работы статические усилия встречаются в различных видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента), прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту), усилия для перемещения органов управления (рукоятки, маховики, штурвалы) или тележек. В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. В третьем случае усилие на органах управления можно определить с помощью динамометра или по документам. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (или по фотографии рабочего дня). Оценка класса условий труда по этому показателю должна осуществляться с учетом преимущественной нагрузки: на одну, две руки или с участием мышц корпуса и ног. Если при выполнении работы встречается 2 или 3 указанных выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и с участием мышц корпуса и ног), то их следует суммировать и суммарную величину статической нагрузки соотносить с показателем преимущественной нагрузки (п. п. 4.1 - 4.3 Руководства).

Пример 1. Маляр (женщина) промышленных изделий при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80% времени смены, т.е. 23040 с. Величина статической нагрузки будет составлять 41427 кгс х с (1,8 кгс х 23040 с). Работа по данному показателю относится к классу 3.1.

2.5. Рабочая поза

 

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Абсолютное время (в минутах, часах) пребывания в той или иной позе определяется на основании хронометражных данных за смену, после чего рассчитывается время пребывания в относительных величинах, т.е. в процентах к 8-часовой смене (независимо от фактической длительности смены). Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

Пример 1. Врач-лаборант около 40% рабочего времени смены проводит в фиксированной позе - работает с микроскопом. По этому показателю работу можно отнести к классу 3.1.

Работа в положении стоя - необходимость длительного пребывания работающего человека в ортостатическом положении (либо в малоподвижной позе, либо с передвижениями между объектами труда). Следовательно, время пребывания в положении стоя будет складываться из времени работы в положении стоя и из времени перемещения в пространстве.

Пример 2. Дежурный электромонтер (длительность смены - 12 часов) при вызове на объект выполняет работу в положении стоя. На эту работу и на перемещение к месту работы у него уходит 4 часа за смену. Следовательно, исходя из 8-часовой смены, 50% рабочего времени он проводит в положении стоя - класс 2.

 

2.6. Наклоны корпуса (количество за смену)

 

Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета в единицу времени (несколько раз за смену), затем рассчитывается число наклонов за все время выполнения работы, либо определением их количества за одну операцию и умножением на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира). При определении угла наклона можно не пользоваться приспособлениями для измерения углов, т.к. известно, что у человека со средними антропометрическими данными наклоны корпуса более 30° встречаются, если он берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола.

Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°). По этому показателю труд относят к классу 3.1.

 

2.7. Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом, в течение смены по горизонтали или вертикали - по лестницам, пандусам и др., км)

 

Самый простой способ определения этой величины - с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский - 0,5 м), и полученную величину выразить в км. Перемещением по вертикали можно считать перемещения по лестницам или наклонным поверхностям, угол наклона которых более 30° от горизонтали. Для профессий, связанных с перемещением как по горизонтали, так и по вертикали, эти расстояния можно суммировать и сопоставлять с тем показателем, величина которого была больше.

Пример. По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12000 шагов за смену. Расстояние, которое она проходит за смену составляет 6000 м или 6 км (12000 х 0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится ко второму классу.

 

2.8. Общая оценка тяжести трудового процесса

 

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом вначале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

 

Пример оценки тяжести труда

Описание работы. Укладчица хлеба вручную в позе стоя (75% времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг) и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 200 за смену.

Проведем расчеты:

п. 1.1 - физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг х 0,8 м х 5500 (т.к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кгм - класс 3.1;

п. 2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1;

п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены - 0,8 кг х 5500 = 4400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550 кг - класс 3.1;

п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21000 - класс 3.1;

п. п. 4.1 - 4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг х 3 с = 1,2 кгс, т.к. батон удерживается в течение 3 с. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс х 5500 = 6600 кгс, двумя руками - 13200 кгс (класс 1);

п. 5 - рабочая поза: поза стоя до 80% времени смены - класс 3.1;

п. 6 - наклоны корпуса за смену - класс 3.1;

п. 7 - перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену. Вносим показатели в протокол (приложение 2). Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 3.1. При наличии 2-х и более показателей класса 3.1 общая оценка повышается на одну степень, окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба - класс 3.2.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Студенты по согласованию с преподавателем выбирают рабочее место.

2. Студенты изучают методику оценки тяжести трудового процесса.

3. Студенты проводят анализ и оценку каждого показателя тяжести труда по пунктам 2.1-2.7 настоящего УМП и в соответствии с таблицей приложения 1.

4. Студенты проводят общую оценку по пункту 2.8 настоящего УМП и оформляют протокол по форме, приведенной в приложении 2.

5.Студенты делают вывод о классе условий труда на рабочем месте по показателям тяжести трудового процесса.

6. Студенты (в случае, если условия труда относятся к классу 3.1-3.4) разрабатывают план (мероприятия) по улучшению условий труда на рабочем месте по показателям тяжести.

 

Содержание отчета

 

1. Цель работы.

2. Основные теоретические положения.

3. Исходные данные.

4. Результаты разработки и их анализ.

5. Выводы по работе.

6. Список литературы.

Литература

 

1. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, утверждено гл. санитарным врачом РФ от 29.07.05 г., введено в действие с 1.11.05 г., 2005. -125 с

Приложение 1

Классы условий труда по тяжести трудового процесса

 

№ п/п Показатели тяжести трудового процесса Класс условий труда  
    Оптималь­ный (легкая физическая нагрузка) Допустимый (сред­няя физическая нагрузка) Вредный (тяжелый труд)  
    1 степени 3 1 2 степени 32  
             
1 Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы за смену, кг х м  
1.1 При региональной нагрузке (с пре­имущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при переме­щении груза на расстояние до 1 м Для мужчин Для женщин   До 2500 До 1500   До 5000 До 3000   До 7000 До 4000   Более 7000 Более 4000  
1.2   1.2.1   1.2.2 При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног) При перемещении груза на расстоя­ние от 1 до 5 м: Для мужчин Для женщин При перемещении груза на расстоя­ние более 5 м Для мужчин Для женщин     До 12 500 До 7500     До 24 000 До 14 000     До 25 000 До 15 000     До 46 000 До 28 000     До 35 000 До 25 000     До 70 000 До 40 000     Более 35 000 Более 25 000     Более 70 000 Более 40 000  
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг  
2.1 Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час): Для мужчин Для женщин     До 15 До 5     До 30 До 10     До 35 До 12     Более 35 Более 12  
2.2 Подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение рабо­чей смены: Для мужчин Для женщин   До 5 До З     До 15 До 7   До 20 До 10   Более 20 Более 10  
2.3 Суммарная масса грузов, перемещае­мых в течение каждого часа смены: а) с рабочей поверхности Для мужчин Для женщин б) с пола Для мужчин Для женщин     До 250 До 100   До 100 До 50     До 870 До 350   До 435 До 175     До 1500 До 700   До 600 До 350     Более 1500 Более 700   Более 600 Более 350  
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену)  
3.1 При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) До 20 000 До 40 000 До 60 000 Более 60 000  
3.2 При региональной нагрузке (при работе с преимущественным уча­стием мышц рук и плечевого пояса) До 10 000 До 20 000 До 30 000 Более 30 000  
4 Статическая нагрузка - величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кг-с
4.1 Одной рукой Для мужчин   До 18 000   До 36 000   До 70 000   Более 70 000
  Для женщин До 11 000 До 22 000 До 42 000 Более 42 000
4.2 Двумя руками.        
  Для мужчин До 36 000 До 70 000 До 140 000 Более 140 000
  Для женщин До 22 000 До 42 000 До 84 000 Более 84 000
4.3 С участием мышц корпуса и ног:        
  Для мужчин До 43 000 До 10 0000 До 200 000 Более 200 000
  Для женщин До 26 000 До 60 000 До 120 000 Более 120 000
  5 Рабочая поза    
  Рабочая поза Свободная, удобная поза. Возможность смены рабочего положения (сидя, стоя). до 40% времени смены Периодическое, до 25% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60% времени смены Периодическое нахождение в неудобной и/или фиксированной позе до 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т.п.) до 25% времени смены. Нахождение в позе стоя до 80% времени смены Периодическое нахождение в не- удобной и/или фиксированной позе более 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) более 25% времени смены. Нахождение в позе стоя более 80% времени смены
  6 Наклоны корпуса    
  Наклоны корпуса (вынужденные более 300), количество за смену   До 50   51 - 100   101-300   свыше 300
7 Перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом, км
7. 1 По горизонтали До 4 До 8 До 12 Более 12
7.2 По вертикали До 1 До 2,5 До 5 Более 5
                             

 

 

Приложение 2

Протокол

оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

(рекомендуемый)

 

 

Ф.И.О. Иванова В.Д. пол ж

Профессия: укладчица хлеба

Предприятие: Хлебозавод

Краткое описание выполняемой работы: Укладчица хлеба вручную укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки.

 

Показатели Фактич. значения Класс условий труда
  Физическая динамическая нагрузка (кг х м): региональная - перемещение груза до 1 м общая нагрузка: перемещение груза     3.1
1.1 от 1 до 5 м -  
1.2 более 5 м -  
  Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):    
2.1 при чередовании с другой работой -  
2.2 постоянно в течение смены 0,8  
2.3 суммарная масса за каждый час смены:    
  с рабочей поверхности   3.1
  с пола    
  Стереотипные рабочие движения (кол-во):    
3.1 локальная нагрузка -  
3.2 региональная нагрузка   3.1
  Статическая нагрузка (кгс х с)    
4.1 одной рукой -  
4.2 двумя руками    
4.3 с участием корпуса и ног -  
  Рабочая поза стоя 75% 3.1
  Наклоны корпуса (количество за смену)   3.1
  Перемещение в пространстве (км):    
7.1 по горизонтали 1,5  
7.2 по вертикали -  
Окончательная оценка тяжести труда 3.2

 

Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 3.1. Учитывая пояснения раздела 8 (при наличии 2-х и более показателей класса 3.1 общая оценка повышается на одну степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба - класс 3.2.

 

 

Приложение 3

 

План мероприятий

по улучшению и оздоровлению условий труда по показателям тяжести трудового процесса

 

Наименование профессии (должности) Наименование мероприятия Назначение мероприятия Срок выполнения (квартал, год) Затраты на внедрение, тыс. руб.*
         
Укладчица хлеба Разработать механическое устройство перемещения полок контейнера для укладки лотков с хлебом Снижение количества наклонов В течение 12 месяцев  
Итого:        

 

* - заполняется в условиях реального производства

 

 

Председатель аттестационной комиссии ___________ ___________________ ____________

(подпись) (ФИО) (дата)

 

 

Работа 4

Оценки напряженности трудового процесса

 

Цель работы: практически освоить методику оценки напряженности трудового процесса

 

1. Методика оценки напряженности трудового процесса

 

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с «Классами условий труда по показателям напряженности трудового процесса), приведенными в таблице приложения 1. Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

 

1.1. Нагрузки интеллектуального характера

 

1.1.1. "Содержание работы" указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Различия между классами 2 и 3.1 практически сводятся к двум пунктам: "решение простых" (класс 2) или "сложных задач с выбором по известным алгоритмам" (класс 3.1) и "решение задач по инструкции" (класс 2) или "работа по серии инструкций" (класс 3.1).

В случае применения оценочного критерия "простота - сложность решаемых задач" можно воспользоваться таблицей, где приведены некоторые характерные признаки простых и сложных задач.

Некоторые признаки сложности решаемых задач

 

Простые задачи Сложные задачи
1. Не требуют рассуждений 1. Требуют рассуждений
2. Имеют ясно сформулированную цель 2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады)
3. Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях 3. Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях
4. План решения всей задачи содержится в инструкции (инструкциях) 4. Решение всей задачи необходимо планировать
5. Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий. Информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи 5. Задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи
6. Последовательность действий известна либо она не имеет значения 6. Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи

 

Например, в задачу лаборанта химического анализа входят подзадачи (операции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обработка проб (с помощью химрастворов, сжигания) и количественная оценка содержания анализируемых веществ в пробе. Каждая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий, т.е. по указанным выше признакам он решает простые задачи (класс 2). Работа инженера-химика, например, носит совершенно иной характер. Вначале он должен определить качественный состав пробы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планирование задачи, выбор последовательности действий и анализ результатов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзадачи. Затем, на основе всей полученной информации, инженер проводит окончательную оценку результатов, т.е. задача может быть решена только с помощью алгоритма как логической совокупности правил (класс 3.1).

Применяя оценочный критерий "работа по инструкции - работа по серии инструкций", следует обратить внимание на то, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок.

Например, лаборант химического анализа может работать по нескольким инструкциям, тогда как заведующий химлабораторией работает по одной должностной инструкции. Поэтому здесь следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность как работу по серии инструкций.

Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю "содержание работы" (интеллектуальные нагрузки) з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: