Этап 4. Конструирование учебного сценария.

При взаимодействии с компьютером обучаемый в каждый момент времени имеет дело с некоторой информацией, представленной в той или иной форме на экране дисплея. Такая визуализированная информация называется кадром.

Упорядоченная совокупность кадров с описанием структуры управления их модификацией или сменой называется педагогическим сценарием ППС. При конструировании сценария детально прорабатывается каждый кадр с учебной информацией и их логическая последовательность в зависимости от реакции обучаемого (например, рис. 10.1, 10.2). Обычно сценарий оформляется в табличной форме. Еще раз подчеркнем, что конструкция кадра во многом определяет эффективность ППС. Минимум текстовой информации, яркость, образность, динамичность демонстраций значительно увеличивают наглядность сложных явлений и процессов. При этом должны выдерживаться эргономические рекомендации к размещению учебной и управляющей информации на экране, цветовому решению, звуковому сопровождению и т.п. для максимально возможного учета психофизиологических особенностей восприятия информации обучаемым.

Наряду с созданием педагогического сценария на этом этапе составляется инструкция для программиста, детально указывающая структуру кадра, приемы выделения важной информации, модификацию информации в кадре, сочетание цветов, формы сбора информации о процессе обучения.

Этап 5. Программная реализация.

Создание ППС на языке программирования или с помощью инструментальных средств для автоматизации этой работы (редакторов, специальных языков описания курсов, операционной среды автоматизированных обучающих систем и пр.) является наиболее трудоемким этапом.

По некоторым оценкам на 1 ч общения обучаемого с ППС требуется 150…200 ч на его создание. Именно на этом этапе достигаются такие важные показатели ППС, как модульность ее структуры, надежность работы в различных режимах, защита от несанкционированных нажатий на клавиши, рациональное использование оперативной памяти, дизайнерская проработка обучающих кадров, организация «дружественного» диалога с обучаемым. Эти показатели влияют на будущую дидактическую эффективность создаваемого программного продукта.

На этом же этапе создается необходимая методическая документация, составляются описание применения ППС, методические указания пользователям — преподавателю и обучаемому.

Этап 6. Экспериментальная проверка ППС и их корректировка.

Выбор учебного материала и методика его изложения должны быть подтверждены в ходе экспериментальной проверки. Для этого разработанные ППС используются на занятиях в нескольких группах обучаемых, и по полученным результатам делается предварительный вывод о эффективности ППС. Обнаруженные недоработки устраняют, вносятся изменения в сопровождающую документацию.

Этап 7. Сдача ППС в экспертный совет и внедрение.

Каждое ППС представляет интерес не только как средство обучения, но и как концентрация опыта проектирования методики компьютеризированного обучения. Кроме того, ППС являются промышленным продуктом, который должен отвечать определенным стандартам и потребностям определенной группы потребителей.

При головных организациях страны, курирующих внедрение ППС для обучения различных категорий учащихся, созданы экспертные советы. Они призваны оценивать ППС и обобщать опыт их разработки и применения. Совет дает заключение о целесообразности и широте распространения оцениваемых ППС, после чего они передаются в специальный фонд, где могут приобретаться учебными заведениями, заинтересованными в их применении.

Сценарий

Сценарий программы является рабочим документом при проектировании ППС, и основные требования к его описанию можно сформулировать следующим образом:

· сценарий должен быть понятным всем членам коллектива разработчиков, а также рецензентам;

· он должен обеспечивать достаточно точное описание каждого шага обучающей системы в каждый момент обучения;

· он должен предусматривать способы реагирования системы на самые неожиданные ответы учащихся (даже бессмысленные);

· он должен предусматривать определенные действия обучающей системы в любой ситуации н ни при каких обстоятельствах не позволять ей «выключаться»;

· все обучающие воздействия, как основные, так и вспомогательные, должны строиться с учетом основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучающим системам;

· сценарий должен предусматривать стыковку модулей программы.

Сценарий, таким образом, содержит систему предписаний, указывающих конкретные обучающие воздействия, которые выдает компьютер, или правила, в соответствии с которыми компьютер генерирует эти воздействия.

Здесь, по сути, описывается алгоритм работы компьютера: как он должен реагировать на то или иное действие (ответ) обучающего. Здесь же проектируется расположение информации на дисплее, в частности, соотношение графики, текста, способы выделения отдельных фрагментов графической и текстовой информации, временные интервалы появления информации на дисплее и т. п.

На уровне программной реализации сценарий переводится в программу для компьютера. При этом обычно используются только языки программирования (преимущественно высокого уровня, например, СИ, ПАСКАЛЬ и др.), либо авторские системы. Отметим, что последние, хотя в какой-то мере и облегчают деятельность разработчиков обучающей программы, однако настолько сужают при этом дидактические возможности, что многие специалисты вообще отказываются от их применения.

На каждом из уровней, как видим, имеются определенные предписания, но по своему содержанию они весьма различны. На концептуальном уровне они касаются самых общих фундаментальных характеристик процесса обучения, которые описывают его психологические механизмы. На технологическом уровне предписания переводятся на язык методов обучения, на уровне педагогической реализации - обучающих воздействий, а на уровне программной реализации — на алгоритмический язык в виде программы для компьютера.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!