Индивидуального образовательного маршрута.




Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

 

Разработала: зам. директора

по воспитательной работе

Степанова Е.Н.

 

г.Дмитриев

январь 2017 год

 

 

Использование индивидуального образовательного марш­рута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической под­держки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образователь­ного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способно­стей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профес­сиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется ком­плексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; професси­онализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута ле­жит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к по­ставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку рас­крыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

1. Степень усвоения учащимися предшествующего материала.

2. Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3. Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4. Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5. Индивидуально-типологические особенности учащихся(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

 

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различ­ными способами:

1. Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предпола­гать углубленное изучение одной темы.

2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.

3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоя­тельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог про­водит консультации в процессе выполнения заданий.

4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоя­тельной творческой работы.

 

Методика построения

индивидуального образовательного маршрута.

Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобра­зовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одарен­ности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допус­кают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, ос­новным требованиям которых является систематичность и последовательность, до­вольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу не­сколько концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят не­сколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий - логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы, можно приступать к раз­работке индивидуального образовательного маршрута.

Разработка и внедрение индивидуальных обучающих маршрутов учащихся

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

· постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильнойподготовки),

· самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

· выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

· конкретизация цели (выбор курсов),

· оформление маршрутного листа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: