реализующего индивидуальный образовательный маршрут.




1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова эффективность моих действий? (Чему научился?Что необходимо еще сделать?)

 

Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршру­там требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Переход на обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио обучающегося, сосре­доточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке спосо­бов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно- оценочную деятельность педагога на помощь в освоении обучающимися способов учения и на фиксацию их достижений.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период в объ­единении сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать про­цесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального обра­зовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического про­цесса.

Изучив и проанализировав литературу по вопросу построения индиви­дуального образовательного маршрута, мною был составлен пример индивидуально­го образовательного маршрута для одаренныхобучающихсяЦентра по разным направлениям деятельности и предложен педагогам (приложение 1).

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это технология бу­дущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного по­тенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.

 

Приложение 1

Пример индивидуального образовательного маршрута

 

Обучающего(ей)ся____________________________________________

(название детского объединения)

Художественное направление

1. Фамилия, имя, отчество обучающего(ей)ся

2. Возраст:_________, дата рождения__________

3. Год обучения в детском объединении________

год вступления в объединение________________

4. Характеристика личностных качеств (краткая):

5. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

способствовать наиболее полной реализации индивидуальных творческих способностей (наличие дости­жений).

6. Этапы образовательного маршрута.__________________________________________________

Этап / цель Содержание Предполагаемый результат
Начальный этап Цель: выявить индивидуаль­ные интересы и творческие потребности на данном этапе. 1. Беседы и наблюдения за обучающимся во время заня­тий. 2. Проведение анкетирования по изучению мотивации и творческих способностей. 3. Выявление индивидуальных творческих желаний и интере­сов. 4. Индивидуальные занятия по 1.Развитие индивидуального инте­реса к декоративно-прикладному или изобразительному искусству.
2. Подготовка к мероприятиям, рас­крывающим творческие возможно­сти. 3. Участие в конкурсах.
Этап развития Цель: способствовать даль­нейшему развитию и реализа­ции творческих способностей обучающегося. 1. Проведение методик по изу­чению уровня самооценки и притязаний, по изучению тем­перамента. 2. Продолжение индивидуаль­ных занятий. 3. Усложнение видов творче­ской деятельности, подготовка к участию в конкурсе. 1. Высокий уровень участия в го­родских, районных и областных конкурсах. 2. Развитие творческих способно­стей, самооценки и уровня притяза­ний.
Этап саморазвития Цель: содействовать выходу творческой деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень 1. Совместный подбор и об­суждение нового творческого материала. 2. Индивидуальная работа над творческим проектом. 1. Высокий уровень участия в кон­курсах разного уровня. 2. Развитие субъектной позиции и креативности.

 

7. Учебно-тематический план

 

№ п/п Дата, время Тема занятия, количество ча­сов Содержание занятия (краткое) Используе­мые техно­логии, фор­мы и методы Предполагае­мый результат занятия
           

8. Способы оценки успехов обучающегося

9. Работа с родителями___________________________________

 

 

Педагог (ФИО педагога)

 

 

Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося

Средства реализации индивидуального образовательного маршрута

Одним из средств реализации индивидуального образовательного марш­рута (далее ИОМ) может стать исследовательская деятельность обучающего­ся. Наиболее благоприятные условия в этом плане предоставляет дополни­тельное образование, т.к. ребенок может реализовать свое личностное право на свободу выбора.

Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у детей знания, умения и навыки исследовательской деятельно­сти, а также важные для них черты характера (усидчивость, ответственность, аккуратность, организованность, дисциплинированность и др.), развивать не­обходимые способности (способность к целеполаганию, систематизации, по­иску информации, устной коммуникации).

Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности

Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности представляет со­бой систему взаимосвязанных элементов:

Основания для разработки ИОМ могут включать:

- определенный предшествующий опыт проектной или исследовательской дея­тельности обучающегося;

- личные мотивы обучающегося;

- необходимость развивать определенные личностные качества.

Цель и задачи ИОМ, прежде всего, определяются самим ребенком, педагог также ставит свои цели и задачи, но все они должны работать на одни и те же результаты, связанные с развитием обучающегося. Например, ребенок впер­вые собирается проводить исследование и ставит перед собой цель - научить­ся его проводить, тогда педагог может способствовать развитию познава­тельной активности, творческих способностей обучающегося в процессе ис­следовательской деятельности. Если одна из задач ребенка - научиться пра­вильно, излагать результаты исследования и справляться с волнением, то за­дача педагога - способствовать развитию навыков публичного выступления, а результатом будет - четкая, внятная речь ребенка.

Особенность содержания ИОМ обусловлена особенностями содержания ис­следовательской деятельности, которое напоминает содержание научного ис­следования и предполагает осуществление основных этапов исследователь­ского процесса в упрощенной, доступной форме:

- выявление, уточнение и формулировка проблемы;

- выдвижение гипотез;

- формулирование темы исследования;

- работа с различными источниками информации;

- проектирование исследования (постановка цели и задач, выбор методов,

обозначение сроков);

- осуществление исследовательского плана, проверка выдвинутых гипо­тез;

- формулировка результата;

- оценка значимости полученного нового знания.

Организуя поэтапно исследовательскую деятельность, педагог осуществляет сопровождение обучающегося. В большинстве случаев работу с обучающи­мися по ИОМ, следует начинать не ранее, чем через полгода обучения в объ­единении. За это время у детей через специально организованные занятия можно сформировать достаточно устойчивый интерес и готовность к иссле­довательской деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает проведение индивидуаль­ных занятий с обучающимися. Но занятия по основам научного исследования (выбор темы исследования, выработка гипотезы, работа с различными источ­никами информации и др.), тренинговые занятия (например, тренинг публич­ного выступления) эффективнее проводить в групповой форме.

В ИОМ также отражены результаты развития исследовательских компетен­ций обучающегося, которые один раз в полугодие оцениваются педагогом.

Диагностические средства мониторинга

Такими средствами являются:

• собеседование в процессе работы;

• анализ исследовательской работы;

• анализ выступления обучающегося;

• наблюдение;

• отчет о работе педагога.

Таким образом, модель ИОМ может служить инструментом управления исследовательской деятельностью и развитием обучающегося.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: