В) Что вы знаете о слове ветер?
Г) Подбор однокоренных слов: ветрище, ветерок.
д) Используя слова, составьте словосочетание слова ветер с прилагательным: сильный ветер, холодный ветер. Ветер +глагол.
III. Наблюдение над ролью предлогов.
а) Детям предлагается записать слово ветер с предлогами. Записывают с комментированием.
-Что вы заметили в слове ветер? (изменилось окончание) Почему?
- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова теперь связаны). Как пишутся предлоги со словами?
IV. Первичное закрепление.
а) Стр.68, упр. 111.
-Какое слово вставили в 1 предложение7 Уберите предлог. Что получилось? Можно ли поставить вопрос? Очень важно правильно употреблять предлоги в предложении.
б) Объяснение домашнего задания: стр. 68, упр.113.
в) Устное выполнение задания на стр. 68, упр. 112.
Чтение вывода по учебнику, расположенного после упр.112.
Вывод: Предлоги – это служебная часть речи, к которой нельзя поставить вопрос, ничего не называют, употребляются с другими словами, служат для связи слов.
V. Подведение итогов.
. VII. Рефлексия.
Дадим оценку проделанной работе.
- Кому было интересно на уроке?
-Что вы умеете теперь? Оцените работу своих товарищей.
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Предлоги (закрепление). Телеграмма"
Судина Светлана Вячеславовна, Учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
Дидактическая – моделирование различных речевых ситуаций для развития письменной речи младших школьников.
Практическая – показать, как на практике используются полученные знания о предлогах, в частности при составлении телеграмм.
Задачи:
Обучающие – познакомить с телеграммой, как видом сообщения информации; научить составлять телеграммы, разные по назначению, исключая при этом предлоги из текста телеграммы; закрепить знание о том, что предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно.
Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
Оборудование: интерактивная копировальная доска Panaboard; бланк телеграммы, взятый на почте; карточки для индивидуальной работы с текстами телеграмм, разных по назначению; книжка-самоделка с телеграммами, составленными учениками прошлого выпуска; карточки для индивидуального домашнего задания.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Ход урока
1. Орг.момент.
Пальчиковая гимнастика.
Сообщение плана урока.
2. Минутка чистописания.
Дети прописывают строчку: т мм т мм
Самоконтроль: под самой красивой буквой ставим точку. Весь урок следим за написанием этих букв, чтобы они были красивыми и правильными.
3. Проверка домашнего задания.
К этому уроку было дано задание на индивидуальных карточках: сплошной текст без пробелов разделить на слова и предложения. В каждом предложении называются предлоги. Обращается внимание, что предлоги со словами пишутся раздельно.
4. Устный опрос:
– Что такое предлог? (это часть речи). – Почему это часть речи? – Какие еще знаете части речи? Что они обозначают? – Что обозначает предлог? Какая это часть речи? (служебная) – Для чего служит предлог? – Как пишутся предлоги с другими словами-частями речи? – Как вы думаете, а в иностранных языках есть предлоги? Являются ли они там частью речи? Почему? Как в иностранных языках пишутся предлоги со словами – тоже раздельно или слитно? Узнайте об этом у учителя иностранного языка или у родителей.
5. Закрепление пройденного материала.
Диктант “Проверяю себя”. Установка: что знаю – пишу, что не знаю – не пишу, ставлю точку. Текст диктанта взят из домашнего задания с прошлых уроков “Диктант для товарища по теме “Предлоги” (об этом сообщается ученикам, также сообщается, чей текст будем писать).
У дома большая клумба. На клумбе красивые цветы. Около цветов жужжит пчела. (Федорова Света).
Повторяется правило о раздельном написании предлогов.
6. Введение в новую тему.
- Предлоги играют важную роль в нашей речи. Но и в повседневной жизни они могут сослужить хорошую службу – могут помочь сэкономить деньги! Как? Сейчас об этом и узнаем. Итак, тема нашего урока – “Телеграмма”. Кто слышал это слово? Кто знает, что такое телеграмма? (дети дают ответы, опираясь на жизненный опыт).
7. Работа со словарем.
– Узнаем значение слова “телеграмма” в толковом словаре.
Заранее подготовленные дети читают о значении слова в толковом словаре. Желательно взять разные издания толковых словарей, чтобы информация о значении слова прозвучала несколько раз. Здесь же продемонстрировать бланк телеграммы, взятый на почте. – Повторите, как запомнили, что такое телеграмма.
8. Словарная работа.
– Произнесите слово “телеграмма”. Какие две части можно услышать в этом слове? (“теле” и “грамма”). – Назовите еще слова с частью “теле”.
Дети называют слова, опираясь на жизненный опыт. После учитель предлагает прочитать слова с частью “теле” с доски (телефон, телевизор, телепатия и т. д.) и объяснить значение некоторых слов. Если дети затрудняются, то учитель сам дает объяснение. – Обратите внимание, как пишется часть “теле” – слитно. Прочитайте хором: “теле”.
- Назовите слова с частью “грамма” в конце слова. – Прочитайте слова, написанные на доске (программа, радиограмма, фонограмма и т. д.), объясните их значение. – Произнесите медленно “г-р-а-м-м-а”. –Услышали долгий звук м-м? Этот долгий звук на письме обозначается двумя буквами “м”. Посмотрите еще раз, как написана часть “грамма”.
Затем написанное на доске убирается. Детям предлагается самостоятельно записать слово “телеграмма” в тетрадях, обратить внимание на правильное и красивое написание букв “т” и “м”. Проверка: вызванный ученик (тот, кто быстро справился с заданием) пишет это слово на доске, остальные сверяют написанное.
Физминутка.
9. Новая тема.
– Итак, вы научились писать слово “телеграмма”. А при чем же здесь предлоги, спросите вы. Вот теперь мы подошли к самому главному на нашем уроке. Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк (еще раз демонстрируем бланк телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы. Он должен быть очень коротким и точным. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово. Чем больше слов, тем дороже телеграмма. Сейчас одно слово стоит 1 рубль 10 копеек (записывается на доске). А сколько будут стоить 2 слова? 5 слов? 10 слов? Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше. Разберем на конкретном примере. Поможет в этом нам “волшебная” доска.
10. Работа с копировальной доской Panaboard.
- Все вы знаете героев популярного мультфильма про Простоквашино: дядю Федора, кота Матроскина, собаку Шарика и почтальона Печкина. В зимней серии кот и пес поссорились друг с другом и не разговаривали. Общались они через почтальона Печкина. Кот слал Шарику телеграммы. Вот одна из них: (открывается текст на копировальной доске) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки и иди в лес за елкой”.
- Посчитайте, сколько слов в телеграмме.(14) Это будет стоить…(некоторые второклассники уже смогут посчитать стоимость; если не смогут, то скажет учитель) – 15 рублей 40 копеек.
Под текстом на доске записывается: “Итого: 15руб. 40 коп.”
- Как сделать текст телеграммы короче, чтобы платить меньше? Ведь кот Матроскин любит экономить. Уберем из текста предлоги и союз. Назовите их. (и, в, за). Вот что получилось.(экран доски передвигается на оборотную сторону, открывая новый текст) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки иди лес елкой”. Можно понять, о чем речь? Сосчитайте, сколько слов в этой телеграмме.(11) Сколько это будет стоить? (12 рублей 10 копеек)
Под текстом на доске записывается: “Итого: 12 руб. 10 коп”.
- Видно, что без предлогов телеграмма стоит дешевле. А сейчас чудо-доска распечатает то, что на ней написано.
Копировальная доска выдает лист, на котором напечатаны оба текста на одной стороне.
-Пусть это будет своеобразной памяткой о том, как составлять телеграммы и считать их стоимость. Эта памятка поможет выполнить домашнее задание.
(Если позволяет время, то этот пример можно записать в тетрадь).
11. Закрепление нового.
-Теперь давайте вместе составим текст телеграммы. Телеграммы бывают: поздравительные, пригласительные, ответ на поздравление, приглашение, телеграммы с просьбой приехать, встретить, выслать что-то. Главное – чтобы текст был кратким, иногда в 1 предложение. Предлагаю такую ситуацию. Скоро в нашей школе состоится военно-спортивная игра “Зарничка”, и мы хотим пригласить на эту игру военных из воинской части, чтобы они посмотрели, какие мы будущие защитники Отечества. Итак, составим текст пригласительной телеграммы.
Коллективное составление текста, учитель записывает на доске.
- Какое первое слово? – Приезжайте. – Куда? – К нам в школу. – Когда? – В среду. – Зачем? – На игру “Зарничка”.
“Приезжайте к нам в школу в среду на игру “Зарничка”.
- Запишите этот текст в тетрадь, сосчитайте, сколько получилось слов, подчеркните предлоги. (учитель называет стоимость телеграммы)
- А теперь “зашифруем” телеграмму – запишем ее без предлогов. Назовите предлоги, которые надо убрать.
Учитель на доске стирает в тексте предлоги, дети читают новый текст, записывают в тетрадях, считают количество слов. Учитель снова называет стоимость. Дети сравнивают стоимости обеих телеграмм.
Физминутка сидя.
12. Самостоятельная работа.
- Предлагаю вам задание – “расшифровать” телеграмму.
Каждый ученик получает карточку с текстом телеграммы без предлогов. Сообщается, что эти телеграммы составляли ребята – ученики прошлых лет.
- Задание: прочитать телеграмму, догадаться, о чем идет речь, какая это телеграмма – поздравительная, пригласительная и пр., записать в тетрадь текст с предлогами, т.е. первоначальный текст.
Проверка: несколько учеников зачитывают свои тексты, называют вид телеграммы.
13. Домашнее задание.
Каждый ученик получит карточку с заданием, она будет вложена в тетрадь. Надо будет составить текст телеграммы, вид указан на карточке. В тетрадь записать сначала текст с предлогами, затем без предлогов. По желанию посчитать стоимость обеих телеграмм. Пользоваться памяткой, составленной на уроке.
14. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что было главное в уроке?
- Поздравляю вас, ребята, вы теперь знаете, что такое телеграмма и как ее надо составлять.
- Что придумали люди, чтобы платить меньше денег за телеграмму?
- Для того, чтобы знать, какие же слова надо убрать из телеграммы, мы как раз и изучаем тему “Предлоги”.
- Нужно ли умение составлять телеграмму в современном мире, когда люди в основном пользуются телефонами?
Учитель обобщает ответы детей на последний вопрос. Урок окончен.
Конспект логопедического занятия по теме "Работа с предлогами за, из-за"
Крылова Елена Павловна, учитель-логопед
Статья отнесена к разделу: Логопедия
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Уточнение представлений о смысловой значимости предлогов за, из-за, уточнение пространственных отношений, выраженных этими предлогами
Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Закрепление навыка практического употребления предлогов в речи.
Закрепление умения правильного написания предлогов со словами.
Расширение словарного запаса.
Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
Воспитание умения работать в группе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.
Оборудование: фигуры дерева, забора, конуры, тучи, дома, солнца; героев м/ф «Простоквашино»; схемы предлогов; сюжетные картинки; карточки с заданиями; макеты: солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра.
Ход занятия
I. Орг. момент.
– Постарайтесь узнать, о чём мы будем говорить на занятии из этой записи:
Зермажквпредлогинхшмса
II. Основная часть.
1. Повторение.
– Что такое предлоги? (это служебная часть речи)
– Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
– А что ещё служит для связи слов в предложении? (окончания)
– Какое значение имеет предлог? (предлог показывает, где один предмет находится по отношению к другому предмету)
– Как пишутся предлоги со словами? Почему? (отдельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос) табличка
– С какими частями речи дружат предлоги? (с именами существительными и прилагательными, а с глаголами не дружат, поэтому перед глаголами не употребляются)
– Назовите предлоги, с которыми мы работали.
2. Новый материал.
Постановка цели: Мы сегодня с вами продолжаем работу над предлогами.
1) Выделение предлога за.
На доске лист бумаги, с изображенными наложенными контурами.
– Назовите какие предметы вы здесь видите? (картинки прикрепляются на доску: дом, дерево, забор, конура, туча).
Звучит музыка из м/ф «Простоквашино» - Из какого м/ф эта музыка? Сегодня мы отправимся с вами в деревню Простоквашино. Каких главных героев нам не хватает для этого? Посмотрите внимательно вокруг и найдите их. (Показываются картинки: дядя Фёдор, Шарик, кот Матроскин, Галчонок).
– Ответьте на вопрос одним словом.
– Куда я спрятала солнце? (за тучу), Дядю Фёдора? (за дерево), Шарика (за дом), Галчонка (за забор), Матроскина (за конуру).
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (за)
– Какой вопрос я задавала? (Куда?)
– Предметы двигались или стояли? (двигались)
– Где находится солнце? (за тучей), дядя Фёдор? (за деревом), Шарик? (за домом), Галчонок? (за забором), Матроскин? (за конурой).
– Чем похожи ваши ответы? Какой предлог вы использовали в ваших ответах? (предлог за)
– Какой вопрос я задавала? (где?)
– Предметы двигались или стояли? (стояли)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет движется за что-то или находится позади чего-то)
– Какой вопрос мы задаём к слову с предлогом за? (Где? Куда?)
Вывешивается схема предлога за.
– Составление предложений с предлогом за.
– По сюжетной картинке придумайте предложение с предлогом За (если не получается, то с помощью наводящих вопросов)
Девочка зашла за дом.
Собака спряталась за куст.
Мальчик сидит за столом.
Птичка сидит за окном.
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос)
– Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса слово. Например, (Мальчик сидит за обеденным столом).
2) Выделение предлога из-за
– Вспомните и скажите, где находится солнце, Шарик, Галчонок, Матроскин, дядя Фёдор?
– Ответьте на вопрос: Откуда вышло солнце? (из-за тучи)
Откуда появился дядя Фёдор? (из-за дерева)
Откуда вылетел Галчонок? (из-за забора)
Откуда выскочил Шарик? (из-за дома)
Откуда показался Матроскин? (из-за конуры)
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (из-за)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)
– Какой вопрос можно задать к слову с предлогом из-за? (Откуда?)
(вывешивается схема предлога из-за)
– Это сложный предлог, который состоит из двух предлогов из, за и пишется через дефис.
– На что указывает предлог из-за в предложениях.
Лена не пошла в театр из-за болезни.
Из-за проливных дождей реки вышли из берегов.
Диму не отпустили в кино из-за плохой оценки.
(указывает на причину)
– Составьте предложения с предлогом из-за с помощью вопросов и картинок.
– Откуда выехала машина?
– Откуда выглядывают дети?
– Откуда смотрит девочка?
– Откуда показалось солнце?
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос). Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса другое слово.
3) Сравнение предлогов за, из-за.
– Посмотрите на схемы и скажите, что можно сказать о предлогах за, из-за? (предлог за может обозначать место и направление, предлог из-за показывает направление)
– Ответьте на вопрос словом с предлогом за, из-за, (у детей и педагога макеты солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра)
– Куда залетел самолёт? (за тучу)
– Где он теперь? (за тучей)
– Откуда вылетел самолёт? (из-за тучи)
Далее дети сами по очереди, опираясь на вопросы, совершают действия с макетами и составляют предложения с предлогами.
– Игрушки двигались или стояли
4) «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.За дом (из-за дома)
Из-за горы (за гору)
Из-за стола (за стол)
За тучу (из-за тучи)
Из-за куста (за куст) за дерево (из-за дерева)
за поворот (из-за поворота)
из-за конуры (за конуру)
из-за парты (за парту)
за магазин (из-за магазина)
– Какие слова с предлогами вы запомнили, придумайте с этими словами предложения.
5) Работа со словосочетаниями.
– Прочитайте словосочетания на карточках, что здесь пропущено? (предлоги). Все ли слова вам здесь понятны? Что такое прилавок? (картинка). Зачитывается определение детьми: узкий, закрытый спереди стол в магазине, отделяющий полки с товарами и продавцов от покупателей, а также стол для продажи товаров на рынке. Придумайте предложение с этим словом.
– Вставьте предлоги за, из-за. Изменять слова нельзя. (первое словосочетание разбираем вместе, далее самостоятельно).
встала …прилавок
медведь … деревом
вышел … дома
забежал … куст
укатился … диван
вышел … двери
выскочил … куста
показалось … леса
завернул … угол
выглянула … куста
Проверяем, читаем и называем предлог. Как предлоги пишутся со словами?
6) Работа с предложениями.
– Исправьте ошибки на карточках.
Собака выбежала за конуры.
Марина вышла из-за дома.
Солнце спряталось из-за тучу.
Мячик укатился из-за диван.
Миша спрятался за дверь.
Гости встали за стола.
7) Работа с текстом.
– Дядя Фёдор своим родителям написал письмо, но пропустил предлоги. Вставьте в предложения пропущенные предлоги самостоятельно.
Мои папа и мама!
Я живу … деревне. … доме есть печка, … окнах висят занавески. Стоит … углу телевизор. Огород … домом, где растёт картошка, капуста. Кот Матроскин ухаживает … коровой Муркой. Шарик ходит … фотоохоту. Спрячется … куст и наблюдает. Покажется зверь, он выскочит …. куста и снимок сделает. Галчонок сидит … шкафу и вещи туда таскает.
До свидания. Ваш сын дядя Фёдор
III. Заключение.
– С какими предлогами мы сегодня работали?
– Какой вопрос мы задаём к словам с предлогом за? Из-за?
– Как пишутся предлоги со словами?