МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Филологический факультет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. _________________________________________________________________________________________

Наименование образовательной программы, профиля: Направление подготовки «050100_62-09-1234-2362 Филологическое образование», профиль подготовки «Русский язык и литература»

Год обучения 2012-2013 гг., группа: 32

Семестр: 6

Наименование дисциплины: Современный русский язык. Лексикология

Количество аудиторных часов на дисциплину: 54

Форма отчётности: экзамен

Ф.И.О. преподавателя: к.ф.н., доцент Петрова Татьяна Александровна

Утверждено на заседании кафедры ______сентября 20_____г. протокол №____

Аудиторные занятия

Виды занятий Формы работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
Лекции Посещение занятия 1,5    
Посещение занятия 1,5    
Посещение занятия 1,5    
Практические занятия  
Тема практического занятия Формы работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
  Многозначность (полисемия) слова. Определение многозначности. Однозначность (моносемия) как частный случай многозначности. Радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная полисемия. Типы полисемии, основанные на различных видах языковой мотивированности: по сходству (метафора), по смежности (метонимия). 1.Собеседование 2. Выполнение упражнений. 3. Тест 4. Посещение занятия 3,5    
  Омонимия, ее сущность. Определение омонимии. Классификация омонимов. Функции омонимов в тексте. Причины возникновения омонимов. Словари омонимов. Собеседование 2. Выполнение упражнений. 3. Тест 4. Посещение занятия 3,5    
  Синонимия. Определение её семантической сущности. Отличие синонимии от многозначности и омонимии. Классификация синонимов. Полные и частичные синонимы. Семантические (идеографические) синонимы. Стилистические синонимы. Стилистические и семантико-стилистические синонимы. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда. Функции синонимов в речи. 1.Собеседование 2.Упражнение 3.Тест 4.Посещение 3,5    
  Антонимия. Определение антонимии. Логическая основа антонимии. Антонимия и многозначность слова. Классификация антонимов и их функции. Паронимы и паронимия, их отношения к лексике, стилистике, лексикографии. 1.Собеседование 2.Упражнение 3.Тест 4.Посещение 3,5    
  Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованные слова. Старославянизмы. Признаки старославянизмов в языке и речи. Заимствования из неславянских языков. Пути заимствования лексики. Освоение заимствованных слов в русском языке на фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом уровнях. Экзотизмы и варваризмы в русском языке, их специфика. Варваризмы на современном этапе.Калькирование, его особенности. Кальки словообразовательные, семантические. Полукальки в русском языке.   1. Присутствие на практическом занятии 2. Сообщение по вопросам плана 3. Лексический анализ слов на материале текста 4. Конспект 3,5    
  Лексика русского языка в ее активном и пассивном запасе. Активная и пассивная лексика, их специфика. Границы между активной и пассивной лексикой. Устаревшая лексика. Историзмы и архаизмы, их специфика и типы. Неологизмы (новые слова), их особенности. Лексические и семантические неологизмы. Окказионализмы в лексике русского языка. Языковая эволюция. Развитие лексики русского языка. Современные языковые изменения. Типология речевых изменений.   1. Присутствие на практическом занятии 2. Сообщение по вопросу плана 3. Лексический анализ текстов 4. Выполнение домашней работы   3.5    
  Лексика русского языка в ее стилистической дифференциации. Стили языка и стилистические дифференциации лексики. Стилистически нейтральная лексика. Межстилевая (нейтральная) лексика и ее роль в организации и функционировании стилей языка.Лексика письменной речи. Основные пласты лексики письменной речи. Научная лексика, ее особенности, сфера использования. Официально-деловая лексика, ее особенности, сферы использования. Стилеобразующая функция лексики книжной (письменной) речи. Высокая лексика, ее конструктивная роль, ее семантическое наполнение и сфера использования. 1. Присутствие на практичесском занятии 2. Сообщение по вопросу плана 3. Лексический анализ текстов 4. Выполнение домашней работы 3,5    
  Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм как единица фразеологии. Предмет и задачи фразеологии. Место фразеологии в системе науки о языке. Языковые признаки фразеологизма.Функции фразеологизмов в речи. Семантическая структура фразеологизма. Классификация фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов в концепции В.В.Виноградова. Принципы семантической классификации фразеологизмов.. Вопрос о пословицах и поговорках и их фразеологическом статусе. Однозначность и многозначность фразеологизмов в их отношении к слову. Соотношение значений и сочетаемости в многозначных фразеологизмах, их специфика.Понятие варианта в теории фразеологии. Экспрессивно-стилистические свойства фразеологизмов, их употребление в речи.     1. Присутствие на практическом занятии 2. Сообщение по вопросу плана 3. Лексический анализ текстов 4. Выполнение домашней работы 3,5    
  Лексический анализ текста 1. Присутствие на практическом занятии 2. Доклад 3.Презентация   3,5    
                 

 

Самостоятельная работа

Тема Форма работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
  Лексический анализ слова 4. Анализ фрагментов текста      
  Диалектная, жаргонная, арго тическая лексика. Жаргон компьютерный. Сообщение, реферат      
  Специальная лексика. Термины. Профессионализмы. Номенклатурные наименования. Лингвистические термины. Работа со словарем. Заполнение лингвистического словарика      
  Лексика русского языка с точки зрения эмоционально-экспрессивной окраски.     Анализ фрагментов текста.      
  Толковые словари русского языка: назначение, основные этапы развития практики составления толковых словарей. Аспектные словари русского языка Подготовка докладов, сообщений, презентаций     Сообщение        
  Лексический анализ текста Творческая работа      
  Грамотность речи Диктант, работа над ошибками      

Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

 

Вид аттестации Допуск к аттестации Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок
Удовл. Хорошо Отлично
Экзамен 40 баллов 61-72 баллов 73-86 баллов 87-100 баллов

Задания для самостоятельной работы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: