Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной общеобразовательной программы.




Разработка адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации (Электронный ресурс)

 

 

Тюмень 2016

Составители: методист центра воспитания и социализации Н.В. Фаизова, заведующая кафедрой педагогики и психологии, к.п.н. Ю.В. Шаркунова.

 

В методических рекомендациях представлены примерные направления работы педагогического коллектива и специалистов сопровождения по разработке адаптированной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Методические рекомендации будут полезны для педагогов и специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и других служб сопровождения, коррекции и реабилитации детей с нарушениями развития и трудностями в обучении.

 

 

Содержание

  Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной общеобразовательной программы.   4 стр
  Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)   10 cтр
  Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы   14 стр
  Структура адаптированной общеобразовательной программы   24 стр
  Описание методики «Таблица динамического наблюдения за обучающимся с ОВЗ по формированию универсальных учебных действий (УУД)»   36 стр
  Заключение 49 стр
  Основная литература 50 стр

 

 

Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной общеобразовательной программы.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы одним из приоритетных направлений развития российского образования определила повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Система обеспечения качества образовательных услуг требует обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур регламентации деятельности образовательных учреждений при организации процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Согласно ФЗ № 273 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (статья 79, п.1), а индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане (далее - ИУП), обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23, статья 2 ФЗ № 273).

Статья 2 данного ФЗ содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы. Из ст. 60 следует, что адаптированная общеобразовательная программа может не предусматривать в отношении лиц с различными формами умственной отсталости достижение основного общего и среднего общего образования.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 23)

В соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:

- необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 24)

С 1 сентября 2016 года во всех регионах России внедряются Феде­ральный государственный образовательный стандарт начального обще­го образования обучающихся с ограниченными возможностями здоро­вья (далее ФГОС НОО) и Феде­ральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О у/о).

В рамках данных образовательных стандартов впервые нормативно закрепляются дифференцированные уровни образования для каждой кате­гории детей с ОВЗ и у\о, вариативные условия организации их обу­чения, определяется объем теоретических знаний («академический компо­нент») и практических умений («жизненные компетенции») для каждого из вариантов образовательных программ.

Неоспоримым достоинством ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ яв­ляется определение образовательного процесса не только как процесса овладения академическими знаниями, умениями и навыками, но и как процесса развития жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ, а соотношение указанных компонентов варьируется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гаран­тирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Специальные требования, закрепленные в ФГОС НОО обучающих­ся с ОВЗ необходимо учитывать при:

— разработке и реализации адаптированных основных образователь­ных программ начального общего образования (АООП НОО) обу­чающихся с ОВЗ;

— разработке и реализации Программы коррекционной работы обуча­ющихся с ОВЗ;

— определении требований к условиям освоения обучающимся с ОВЗ адаптированной образовательной программы (АОП), разработанной на основе индивидуального учебного плана;

— определении требований к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

— объективной оценке соответствия установленным требованиям образо­вательной деятельности организации при подготовке обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования (Приказ МОиН РФ № 1598 от 19.12.2014).

 

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).

Необходимо помнить о том, что обучение детей с умственной отсталостью по адаптированной образовательной программе, созданной с использованием программы СКОУ VIII вида, не дает цензового образования и, согласно Статьи 60, пункта 10.13. ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, им выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 28)

 

Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

Как уже было сказано выше, проектирование адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.

В Таблице 1 в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе.

Таблица 1

Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации АОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов): § финансовое обеспечение реализации АОП; § внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.); § кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); § обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды); § поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.); § организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены ПМПк § разработка индивидуальных образовательных программ; § отслеживание динамики развития обучающегося; § оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов; § помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; § проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; § консультирование родителей.
Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка: § участие в разработке адаптированных общеобразовательных программ; § разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся; § организация развивающей среды в классе; § создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия; § формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации; § выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося; § применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ; § при необходимости – адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.); § выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ.
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования § участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ; § помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе - детей с ОВЗ; § применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе – с ОВЗ.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: