Содержание деятельности: Для разработки АОП каждый специалист междисциплинарной команды проводит диагностику, оценивая не только трудности, но и сильные стороны ребенка.
Наиболее полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и об особых потребностях позволит более точно определить цели в АОП.
Особое внимание необходимо уделить уровню сформированности универсальных/базовых учебных действий ученика с ОВЗ. (см. Методика «Таблица динамического наблюдения за обучающимся с ОВЗ по формированию универсальных учебных действий (УУД)»)
В качестве диагностического материала используют не только специальный диагностический инструментарий, но и методы наблюдения и опроса.
Диагностический период может занимать от двух недель до месяца и определяется в локальном акте ОО.
По окончании диагностики каждый специалист, участвующий в реализации АОП, заполняет соответствующие разделы в данном документе.
Учитель начальных классов, являющийся ведущим специалистом в реализации АОП, оформляет окончательный вариант совместного документа после проведения ПМПк.
Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными.
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. Организация деятельности ПМПк (см ниже).
Этап проектирования (разработки). Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
Содержание деятельности: Единонаправленная и скоординированная деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
В разработку АОП входит:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
определение временных границ реализации АОП;
формулирование цели АОП совместно с родителями;
определение круга задач в рамках реализации АОП;
определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
планирование форм реализации разделов АОП;
определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося;
определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.
Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.
Этап реализации АОП.
Содержание деятельности:
§ организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
§ организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.
6. Этап анализа и коррекции. Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики.
Содержание деятельности:
1. Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.
Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления (для школы):
1. Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данной образовательной организации.
Возможная документация: Заключение ПМПК (городской, региональной, окружной и т.п.) Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР).
2. Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу.
Возможная документация: Медицинская карта первоклассника.
3. Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д.
Возможная документация: Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения (если есть), со слов родителей.
4. Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.
Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.
5. Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий.
6. Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезиотерапевт и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.
Важно: родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.