Личность и самовоспитание




Тема: Самовоспитание.

Развитие умений и навыков самовоспитания.

17.10.20

 

Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим о самовоспитании, а значит о том, как сделать себя лучше.

Само понятие самовоспитание говорит само за себя - воспитание себя, работа над своей личностью. Чтобы не было путаницы, самовоспитание следует отличить от самосовершенствования. Самосовершенствование устремлено к вершинам и совершенству, самовоспитание ставит более простые и житейские задачи.

Импульсивный человек со взрывным характером приучает себя не орать, воспитывает у себя сдержанность - это самовоспитание. Спокойный и адекватный человек учит себя мудрости - это уже самосовершенствование. Ребенок учит себя не врать и не драться - это самовоспитание. Юный выпускник консерватории увлеченно день за днем отрабатывает виртуозные пассажи - это самосовершенствование. Самовоспитание - первый шаг к самосовершенствованию.

К сожалению, даже этот первый шаг делает мало кто. Как сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа над собой, самовоспитание - сегодня большая редкость. Самовоспитание - не самая популярная общественная ценность, самовоспитанием чаще увлекаются на некоторое время и работают над собой урывками, чаще "когда припечет" или под влиянием чьего-то воодушевляющего примера. Самовоспитание обычно начинается с хорошего воспитателя, с которым тебе интересно и который умеет с тобой разговаривать. Как говорил Эвард Гиббон: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам».

Личность и самовоспитание

Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании — значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.

Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.

Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.

 

Самовоспитаниеэто деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания — формирование и развитие самосознания.

Самосознаниеэто осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности. Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной), а может быть завышенной или заниженной (т.е. неадекватной). Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение — о бобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение — на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: