Что значит быть воспитанным




Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности.Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.

Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» — все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.

Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

«… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы … Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Они воспитывают в себе эстетику …».

Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичностиспособности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

М. Пришвин очень тонко подметил, что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.

При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.

Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой. При этом следует,

во-первых, четко определить задачу самовоспитания,

во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,

в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.

Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль. Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник. Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Давайте, структурируем этапы и способы самовоспитания:

А теперь, для лучшего усвоения всего описанного выше, ответьте устно на следующие вопросы:

1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?

2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?

3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?

4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.

5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?

6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?

7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?

8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи.

 

Ребята, найдите в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей и, ОБЯЗАТЕЛЬНО, поделитесь информацией с участниками нашей группы. Это станет дополнительным стимулом для вашего дальнейшего самовоспитания. До новых встреч!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: