Источники финансирования санации субъекта хозяйствования




 

В Украине предприятия, у которых появляется необходимость в финансовом оздоровлении сталкиваются с некоторыми проблемами. Одной из главных таких проблем можно назвать налоговое законодательство Украины, поскольку согласно Закону Украины «О налогооблажении прибыли предприятия», предприятие-должник должно оплатить налог на прибыль с сумм, полученных в виде безвозвратной финансовой помощи, то есть 30% от этих сумм.

Более того, исходя из положений налогового законодательства, оказание финансовой помощи возможно для субъекта-донора только с чистой прибыли (то есть после «очищения» дохода). При этом суммы финансовой помощи не исключаются из состава объекта налогооблажения налогом на прибыль. Это фактически означает, что сумма, которая направлена на финансовое оздоровление, налогооблагается дважды.

Именно поэтому метод привлечения средств для осуществления финансовой санации в украинской предпринимательской практике не получил распространения, поскольку он является невыгодным как для собственника предприятия, так и для самого предприятия. [7, с. 113-114]

Угроза банкротства и обусловленные этим экономические и социальные последствия заставляют персонал, который работает на предприятии, делать свой вклад в финансирование санации. Основной целью участия персонала в санации предприятия является надежда в сбережении рабочих мест.

Особенно часто такая ситуация наблюдается в период общего экономического спада, когда дефицит альтернативных робочих мест обуславливает зависимость работников от данного предприятия.

Финансирование санации персоналом возможно при помощи:

- отсрочки или отказа от вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности;

- выдача работниками ссуд;

- приобретение акций данного предприятия.

На сегодняшний день действующее законодательство не предусматривает случаев и порядка отказа (полной или частичной) персонала предприятия-должника от вознаграждения или рассрочки таких выплат. Более того, в современном украинской правовой сфере существует тенденция борьбы с задержками заработной платы и других видов вознаграждения. Об этом свидетельствует Криминальный кодекс Украины ст. 175. [7, с. 118-119]

Данная форма финансирования применяется нередко, однако в основном в небольших субъектах хозяйствования, так как на практике она оказывается наиболее конфликтной. Данная форма может быть применена в случае с ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» лишь в случае отсрочки вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности, так как остальные случаи наименее результативны для данного случая.

Для проведения финансовой санации могут быть привлечены кредитные ресурсы. При этом правовое регулирование в данном случае будет осуществляться на общих принципах кредитования.

Для проведения финансовой санации могут быть выданы только краткосрочные кредиты, то есть кредиты до одного года. При этом следует учесть, что за поставленный срок (один год) расчитываются, выходя к моменту получения (зачисления на счёт должника или оплаты платёжных документов долгового счёта должника) до полного погашения кредита и процентов за его эксплуатацию. Это очень короткий срок для выведения предприятия-должника из финансового кризиса. То есть, взяв кредит на этот срок для проведения финансовой санации, наиболее вероятно, что заёмщик не сможет его вернуть.

Привлечение кредитных средств для проведения финансовой санации обязательно должно быть обезопасено наличием либо залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами), или гарантиями (банка, финансами или имуществом третьего лица), или другими свидетельствами (поручение, свидетельство, страховой организации). Исходя из того, что предприятие-должник находится в достаточно трудном положении, сложно ожидать, что кто-то выступит его поручителем. Одновременно наиболее вероятно то, что его имущество будет находиться под налоговым взносом, а процедура повторного залога очень сложная. И есть очень маленькая вероятность того, что в данной ситуации на неё согласится кредитное учреждение.

Также кредитные соглашения могут рассматриваться по уровням риска как кредиты с повышенным риском, что фактически означает установление огромных процентных ставок для предприятия-должника.

С совершенно другой стороны рассматривается некомерческий кредит, который выделяется государственными и негосударственными фондами под проведение программ финансового оздоровления предприятий. Законодательство Украины имеет такую практику, которая нашла своё отображение в действующем законодательстве. Такие кредиты выдаются под конкретные планы санации, разработка которых в таком случае становится наиболее важным вопросом. Такие кредиты имеют чётко определённые цели использования, которые очень жестко контролируются со стороны предприятия-донора. При этом следует учитывать то, что иностранная помощь предоставляется предприятиям-должникам, в функционировании которых заинтересован зарубежный капитал.

Если средства для стабилизации финансового состояния предприятия выделяются из внутренних (украинских) источников, то в таком случае они, как правило. Выделяются государственным предприятием на основе постановлений или распоряжений правительства Украины. При этом такая помощь может оказываться как на возвратной так и на безвозвратной основе. Стоит отметить, что в последние годы практика выделения бюджетных и небюджетных средств на осуществление финансовой помощи украинским предприятиям со стороны центральных органов исполнительной власти имеет тенденцию к уменьшению. [7, с. 120-123]

Таким образом, с учётом показателей активности ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» выбранная ранее форма финасирования санации, а именно поглощение другим более состоятельным платежеспособным предприятием, является наиболее перспективной. Во-первых данная форма финансирования и реорганизации не имеет обратной стороны в законодательстве, эта деятельность совершенно открыта. Во-вторых с учётом всех убытков и задолжностей данного предприятия возможность кредитования слишком мала, так как кредиторы могут избежать риска. В случае же с поглощением предприятия риски значительно уменьшаются.


Заключение

 

В ходе курсовой работы были рассмотрены понятие санации (финансового оздоровления) хозяйствующих субъектов, ситуации, при которых возникает необходимость в её проведении, проблем с которыми сталкиваются предприятия во время проведения санации и путей их регулирования.

Расчёты экономической активности были рассмотрены на примере предприятия ООО «Хлебокомбината Царь-Хлеб», специализирующегося на производстве хлебобулочной продукции. В результате были произведены расчёты показателей рентабельности, по которым был сделан вывод о финансовой несостоятельности предприятия и необходимости его финансового оздоровления.

Наиболее перспективной формой санации для данного проекта стала форма поглощения, к которой были добавлены элементы разделения предприятия на составляющие с последующей частичной продажей производственных фондов.

Таким образом удовлетворение требований кредитора к должнику - может быть достигнуто и в результате продажи имущества банкрота, и на основе финансового оздоровления должника. Однако кредитору намного выгоднее осуществлять финансовое оздоровление должника, чтобы в наиболее полной мере вернуть вложенные средства.

Имея отритцательную прибыль, значительно уменьшившиеся производственные фонды, у предприятия, в результате проведения санационного аудита были найдены предпосылки к оздоровлению, было выбрано прибыльное направление производства, которое можно рассматривать как перспективу к развитию. В данном случае ветвь производства - кондитерское направление. При поглощении данного предприятия другим более крупным предприятием, было предложено продать часть основных фондов предприятия, относящихся к производству непосредственно хлебобулочной продукции. А цеха, выпускающие кондитерскую продукцию объединить и установить статус дочернего предприятия к предприятию-донору.

Таким образом, план санации расчитан на повышение рентабельности и предприятие в перспективе погасит все задолжности, восстановит платежеспособность и оправдает вложенные предприятием-донором средства.


Список использованной литературы

 

1. Хозяйственный кодекс Украины. - Х.: ООО «Одисей», 2003. - 232 с.

. Бланк И.А. Финансовый менеджмент, - К: 2006 г.

. Вiнник О.М. Господарське право, - К.: -2005 г.

. Iвженко А.С. Основнi напрямки удосконалення механiзму санацii пiдпр-в за сучасних економiчних умов., АПЕ. - 2008 - №4 - с. 142-148.

. Пiд ред. Кiрейцева Г.Г., Фiнанси пiдпр-в, 2-е видання - К.: - 2002 г.

. Коваленко М.А. та iн. Санацiя пiдпр-в регiону та фiнансовi джерела проведення. - ФУ. - 2004 - №8 - с. 69-75.

. Копилюк О.I., Штангрет А.М. Фiнансова санацiя та банкрутство пiдпр-в: Навчальний посiбник, - К: Центр навчальноi лiтератури. - 2005 г. -

с.

. Под общей редакцией С.Ф. Покропивного. Экономика предприятия: учебник - К.: КНЭУ, 2003. - 608 с.

. Саниахмедова Н.А. Предпринимательское право Украины, - Х.: - 2005 г.

. Терещенко О. Санация в свете нового законодательства о финансовой несостоятельности. - Экономика Украины. - 2000 г. - №11 - с. 31-36.

. Терещенко О.О. Фiнансова санацiя та банкрутство пiдпр-в: Навчальний посiбник, - К: КНЭУ, 2006 г. - 412 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: