ПРОГРАММА семинара С1 «Символдрама средней ступени»




ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ СИМВОЛДРАМЫ(120 академич.ч.)

 

ПРОГРАММА семинара А1 – «ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫСИМВОЛДРАМЫ»

Академич.часов

 

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы.

Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы, разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе данного семинара прорабатываются следующие стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и гора. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Символдрама как направление глубинно-психологически ориентированной психотерапии. Место Кататимно-имагинативной психотерапии среди других направлений психотерапии, использующих работу с образами. История создания метода символдрамы. Тест “цветок”. Практическое упражнение.

Показания (неврастения, невротическая депрессия, невротические страхи и фобии, невроз навязчивых состояний, конверсионные симптомы при истерических нарушениях, психосоматические расстройства, сексуальные нарушения (снижение полового влечения, аноргазмия, импотенция, преждевременая эякуляция), помощь в разрешении семейных проблем, пограничные состояния (Borderline), сопутствующая поддерживающая психотерапия при хронических соматических заболеваниях, помощь людям, пережившим горе потери близкого человека, помощь умирающим и летальным больным, невротическое развитие личности, психотерапия детей и подростков) и противопоказания (психотические состояния, серьезные органические нарушения головного мозга и центральной нервной системы, низкий интеллект (меньше 80 ед. IQ), отсутствие мотивации) психотерапии по методу символдрамы.

Основные теоретические принципы Кататимно-имагинативной психотерапии. Виды Кататимно-имагинативной психотерапии: индивидуальная, групповая, психотерапия пар. Обзор стандартных мотивов, используемых в психотерапии по методу символдрамы: луг; ручей; гора; дом; опушка леса; а также мотивов средней и высшей ступени символдрамы: значимое лицо; сексуальные мотивы: автостоп, куст розы, плодовое дерево; агрессивные мотивы: лев, дикая кошка; идеал Я; мотивы проработки глубинных психических структур: пещера, отверстие на болоте; вулкан; фолиант.

Структура сеанса индивидуальной Кататимно-имагинативной психотерапии. Схема проведения первого интервью и предварительной беседы. Проявления психоаналитической типологии личности в поведении и особенностях взгляда пациента. Техника релаксации по методу аутогенного тренинга. Методики И. Шульца и Х. Лёйнера.

Техника работы с рисунком в символдраме. Выделение объективных диагностических критериев. Особенности глубинно-психологической символики. Символика цвета и символика чисел. Практическое упражнение – анализ рисунка цветка.

Техника работы с мотивом ЛУГ. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Практическое упражнение – протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Техника работы с дневниковыми записями. Разбор работы в малых группах.

Мотив РУЧЕЙ. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Шестишаговая техника интерпретации рисунка, образа и сновидения в работе с клиентом.

ПРОГРАММА семинара А2 – «ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ СИМВОЛДРАМЫ»

Академич.часов

 

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: ГОРА, ДОМ И ОПУШКА леса, а также техника работы С НОЧНЫМИ СНОВИДЕНИЯМИ. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

 

ПРОГРАММА семинара В2

" УГЛУБЛЕННОЕ ПРОРАБАТЫВАНИЕ ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ СИМВОЛДРАМЫ "

Академич.часов

 

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы. Протагонистский сеанс и его разбор.

Молчаливый мотив «Источник сил».

Интегративные мотивы и мотивы трансформации. «Строительство своего дома». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.

Мотивы «Старинная мастерская по изготовлению сосудов». Протагонистские сеансы. Работа в малых группах (на выбор). Рисунки. Анализ работы групп.

Завершение семинара. Подведение итогов.

 

По окончании 4 семинаров ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ (120 академич.ч.)

выдаётся ЕДИНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО о прохождении основной ступени символдрамы Ассоциации организаций развития символдрамы – Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП), который даст вам право применять и использовать новые методы психотерапии в своей профессиональной практике.

 

СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ

ПРОГРАММА семинара С1 «Символдрама средней ступени»

 

Первая часть:

"Мама и папа, значимое лицо и партнер"

Вторая часть:

"Любовь, секс, агрессия и проблемы идентичности"

 

В программе семинара:

§ Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.

Разбор упражнений в малых группах. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.

Разбор упражнений в малых группах. Куст розы для женщины - обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Два протагонистских сеанса. Упражнения в малых группах.

Разбор упражнений в малых группах. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор.

 

§ Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования: психосоматические расстройства, невротическая депрессия. Представление льва как показатель агрессивных установок. Мотив "лев, нападающий на добычу"для канализации аутоагрессии на изначально вызвавший ее объект. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.

Разбор упражнений в малых группах. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.

Разбор упражнений в малых группах. Мотив идеал Я в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ:

T1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ И ПРАКТИКУ. Основы психотерапевтического процесса (30 акад. часов).

1. Психотерапия и психокоррекция.

2. Психотерапия и психологическое консультирование.

3. Психоанализ и психоаналитическая психотерапиия.

4. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии.

5. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

6. Принципы психоанализа.

7. Три вида психоаналитической психотерапии.

8. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Начало психотерапии. Первый контакт с пациентом. Предварительное интервью (цели, содержание). Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Психотерапевтический контракт: вопросы оплаты, частота и продолжительность встреч, позиция пациента. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Психотерапевтический (рабочий) альянс. Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов.

Способы получения и обработки информации: свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Психоаналитический диалог и правило контр. вопроса. Формы вопросов. Молчание.

Переход к средней части психотерапии.

Средняя часть психотерапии.

Завершение психотерапии.

Психотерапевтическая этика. Отношения между пациентом (клиентом) и психотерапевтом в психоаналитической психотерапии. Реальность в аналитических отношениях. Аналитические границы. Сексуальные и несексуальные нарушения границ.

 

T2ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Психоаналитические теории развития (40 акад. часов).

1. Теория детской сексуальности З. Фрейда. Стадии психосексуального развития, их определение, основное содержание. Эрогенные зоны и непроизвольные органические проявления. Понятие частичных влечений. Уровни (стадии) развития либидо. Понятия фиксации и регрессии.

Этиология перверсий и неврозов, невроз как негатив перверсии. Понятие бисексуальности и теория полиморфной перверзности.

Стадии развития сексуальности, смена ведущих эрогенных зон. Происхождение страха – стыда – вины.

Негативные и позитивные эдиповы тенденции мальчика. Негативные и позитивные эдиповы тенденции девочки. Проблемы формирования полоролевой идентичности.

Инфантильный невроз. Причины наступления латентного периода. Инфантильная сексуальность в жизни взрослого человека.

2. Развитие ребенка с позиций А.Фрейд: линии развития, их описание.

3. Теории развития А. Адлера, М. Кляйн, О. Кернберга, Х. Когута.

Психоаналитические теории личности:

1. Теория личности З.Фрейда.

2. Концепция развития Эго Э.Эриксона.

3. Социокультурная теория личности К.Хорни.

4. Теория личности Э.Фромма

 

T3 ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ. (10 акад. часов).

1. Принципы функционирования психического аппарата: принцип постоянства, принцип нирваны, принцип удовольствия, принцип реальности, навязчивое повторение. Психическая реальность. Инкорпорирование. Идентификация. Интроекция. Проекция. Фантазии.

2. Топическая модель психического аппарата (первая топическая модель):

бессознательное, предсознательное, сознательное.

Понятие «бессознательное» как собственно психическое.

Свойства и принципы функционирования бессознательного.

Бессознательное и вытеснение. Бессознательное и фантазии.

Механизмы работы бессознательного (доступ к бессознательному, предсознательное, сознательное).

Динамическая модель психики (вторая топическая модель):

Es (Оно) – Ich (Я) – Uber-Ich (Сверх-Я.

Природа и принципы функционирования Оно, Я и Сверх-Я.

T4 ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ К. Г. ЮНГА (20 акад. часов).

1. Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия.

2. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений.

3. Понятие архетипа. Архетип и комплекс, основные архетипические образы.

4. Отщепление комплекса.

5. Структуры идентичности: эго и тень.

6. Личное и коллективное бессознательное.

7. Практические методы аналитической психологии. Активное воображение. Творчество.

8. Работа со сновидениями: понятие амплификации.

9. Юнгианское толкование сновидений. Компенсаторный характер сновидений. Уровни работы со сновидениями: объективный и субъективный, редуктивный и перспективный.

10. Мифы, сказки, фантазии в глубинно-ориентированной психологии.

T5 ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: Р. Фэйрбейрн, М. Кляйн, М. Балинт, Д.В. Винникотт, М. Малер, О. Кернберг (20 акад. часов).

М. Кляйн — Теория объектных отношений шизоидные-параноидная позиция и ее основные защитные механизмы: расщепление, идеализация, отрицание, проекция,
интроекция. Депрессивная позиция. Зависть и благодарность

М. Малер — Концепция сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Нормальная аутистическая фаза, симбиотическая фаза. Фаза сепарации-индивидуации.

Д. Винникотт. Процесс персонализации и становления настоящего Я. Переходный объект и переходный феномен. Нормальная агрессивность. Факторы расстройств по Д. Винникоту.

Концепция У. Биона.

 

T6ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ Д. БОУЛБИ В ЗЕРКАЛЕ СИМВОЛДРАМЫ, виды (паттерны) привязанности: A, B, C и D. (20 акад. часов).

 

T7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫЗАЩИТЫ (10 акад. часов).

1. Эволюция взглядов З.Фрейда на защиту.

2. Защита – «ядро психического механизма» психоневрозов.

3. Защита и вытеснение.

4. Стратегии защитной активности Я.

5. Понятие тревоги и страха.

6. Концепция А.Фрейд. Эго — как объект исследования.

7. Понятие инстинктной и объектной тревоги.

8. Защитные механизмы: проблема классификации, характеристика основных видов.

9. Примитивные (первичные) и зрелые (вторичные) защитные механизмы.

T8 – OPD-2 (90 акад. часов).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПО ОРD: общее представление и подробно оси III, IV.

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – конфликт; ось IV – структурный уровень развития личности; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разибраются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

T9 РАБОТА С ПЕРЕНОСОМ И КОНТРПЕРЕНОСОМ в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением (30 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Семинар включает в себя как теоретическую часть, так и практические упражнения в малых группах по 3 человека, а также их подробный разбор.

1. Перенос – классическое и современное пониание.

2. Подход к переносу в терапии расстройств личности

3. Аналитическая рамка, аналитические границы. Нарушение аналитических границ

4. Перенос, контрперенос и проективная идентификация

5. Контрперенос

6. Сопротивление

7. Негативная терапевтическая реакция

8. Отреагирования

9. Сопротивление и перенос в символдраме при работе с образами. Способы работы с переносом, контрпереносом, сопротивлением методами символдрамы.

T10 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЙ. (10 академ. часов)

1. Природа сновидений в психоанализе З.Фрейда.

2. Сновидение как исполнение желаний.

3. Манифестное и скрытое содержание сновидений.

4. Функции сновидений.

5. Механизмы работы сновидения.

6. Техника работы со сновидением.

7. Защитные механизмы в сновидении.

8. Диагностическая ценность сновидения.

T11 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В СИМВОЛДРАМЕ (30 акад. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «представить себя животными и пойти друг к другу в гости», «озеро», «нелегальный переход границы и пронос контрабанды», кататимный поход в сказку.

 

T12 – НЕВРОЗЫ. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Клинические и психоаналитические аспекты (30 акад. часов).

1. Психоаналитическая теория неврозов.

2. Понятие актуального невроза и психоневроза

3. Истерические и конверсионнние неврозы

4. ОбсессиИ и компульсии

Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: