Чтение рассказа К. Паустовского «Старый повар».




Направление 4 Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня

Суязова И.А.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Тема: Подготовка к сочинению на тему «Как вы понимаете слова Ганса Христиана Андерсена «Где не хватает слов, говорит музыка »? В каких произведениях из вашего читательского опыта можно найти подтверждение этой мысли?

 

На подступах к сочинению. Повторение

 

Повторение структурных элементов сочинения

— Вспомним структуру сочинения

Вступление, в котором дано общее рассуждение по теме сочинения (40-50 слов)
Тезис № 1 (10-20 слов) Тезис№ 2 (10-20 слов)
Пример из литературы № 1 (130-150 слов) Пример из литературы № 2 (130-150 слов)
Мини-вывод, связанный с тезисом (10-20 слов) Мини-вывод, связанный с тезисом (10-20 слов)
Заключение, аккумулирующее все те мысли, которые были высказаны выше (30-40 слов)
Итого: 370 – 470 слов
Примечание:может быть и третий пример из литературы!!!

 

Исправление ошибок

Задание:

— прочитайте фрагменты ученического сочинения

— укажите, к какой композиционной части относится тот или иной фрагмент сочинения;

—какой композиционной части не хватает?

— допишите её.

Фрагменты сочинения Название композиционной части
Человек в несчастье нуждается в поддержке. Как же важно услышать слова утешения, почувствовать, что ты не одинок. Но не только поступки или слова способны помочь человеку: музыка тоже наделена свойством делать человек счастливым, наполнять его душу счастьем… (37 слов)  
Вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Николай Ростов, один из героев эпопеи, попадает в сложную ситуацию: он проигрывает Долохову много денег, больше, чем может заплатить. Он мучается от стыда перед родителями, от мысли, что каким ударом будет для них известие об огромном проигрыше. Его посещает страшная мысль – покончить жизнь самоубийством. И дома, в семейной обстановке, он сначала чувствует себя очень плохо, но… Давайте понаблюдаем, что как меняется настроение Николая, когда он видит Соню, сестру и Денисова, который уговаривает Наташу спеть. «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь», — думает он в этот момент. И вот Наташа запела: «полились звуки» которые «заставляют вас содрогаться и плакать». Николай, только что думавший о самоубийстве, слушая сестру, понял: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее…». Душа его наполнилась счастьем. Не слова, а именно музыка возрождает Николая к жизни, излечивает его душу, спасает от отчаяния… (162 слова)  
Музыка и литература… И то и другое является искусством. Могут ли они существовать отдельно друг от друга? На первый взгляд – да. Ведь есть произведения, в которых музыка не упоминается вообще. Есть музыкальные произведения, которые живут своей самостоятельной жизнью. Однако, согласитесь, когда на страницах произведения звучит музыка, оно от этого становится пронзительнее, интереснее, душевнее, характеры героев приобретают другое звучание. Часто с помощью музыки раскрывается глубина чувств героев… Чтобы доказать данную мысль, обратимся к художественной литературе. (74 слова)  
Всего 273 слова  

3) Написание вступления к сочинению на тему «Как вы понимаете слова Ганса Христиана Андерсена «Где не хватает слов, говорит музыка »? В каких произведениях из вашего читательского опыта можно найти подтверждение этой мысли?

 

Тропинки к сочинению – работа над основной частью сочинения.

Тропинка первая – рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар»

Чтение рассказа К. Паустовского «Старый повар».

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом. Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал: — Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. — Что же делать? — испуганно спросила Мария. — Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. — Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла. Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил: — Кто здесь? Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. — Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте. Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо. Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему. — Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души. — Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола. — А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец. — Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть! — Как вас зовут? — спросил незнакомец. — Иоганн Мейер, сударь. — Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. — Аминь! — прошептал старик. — Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю. — Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. — Я сделаю это. А еще чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: — Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку. — Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков. — Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите. Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами. — Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн. Незнакомец играл, глядя в чёрное окно. — А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь? Старик молчал, прислушиваясь. — Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. — Я вижу всё это! — крикнул старик. Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов. — Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь. — Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки. — Открой окно, Мария, — попросил старик. Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь: — Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя! — Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец. Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. Источник: https://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/staryj-povar.htm

 

Беседа с учащимися

— Свяжите основную мысль рассказа с темой сочинения. Запишите свой тезис. (Музыке подвластно всё: она может наполнить человека любовью, перенести в прошлое, успокоить душу.)

— Какие примеры из рассказа вы возьмёте, чтобы доказать тезис?

(Дополнительные вопросы: Как описана обстановка в доме? Какое настроение она создает? Кого герой называет «сторожем …дома »)? Почему? Что меняется в доме, когда в него входит незнакомец? Меняется ли время, год, настроение героев во время звучания клавесина? В чём причина этого изменения? Что вернуло старику утраченное счастье и дало ему возможность спокойно умереть?)

— Сделайте вывод, обобщив содержание рассказа и тему сочинения. Запишите этот вывод в тетради.

3) Написание первого аргумента (тезис +аргумент + мини-вывод)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: