Тропинка третья – фрагмент из книги Ольги Федоровны Берггольц «Говорит Ленинград»




Чтение фрагмента

Перед чтением:

— Что помогает людям выстоять в трудную минуту? (Любовь, дружба, сила духа, сострадание)

— Может ли музыка наполнить силами?

Фрагмент из книги Ольги Берггольц "Говорит Ленинград" Седьмую симфонию Шостакович писал в Ленинграде. И вот 29 марта 1942 года объединённый оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета исполнил Седьмую симфонию, которую композитор посвятил Ленинграду. В Колонный зал Дома союзов пришли известные всей стране лётчики, писатели, стахановцы. Тут было много фронтовиков с Западного фронта, с Южного, с Северного. Они приехали в Москву по делам, на несколько дней. Многие из них завтра должны были вновь отправиться на поля сражений, но всё-таки вырвали время прийти послушать Седьмую — Ленинградскую — симфонию. Первые звуки Седьмой симфонии чисты и отрадны. Их слушаешь жадно и удивлённо — так вот как мы когда-то жили, до войны, как мы счастливы-то были, как свободны, сколько простора и тишины вокруг. Эту мудрую, сладостную музыку мира хочется слушать без конца. Но внезапно и очень тихо раздаётся сухая дробь барабана. Сухая дробь барабана звучит всё громче. Война. Барабаны уже гремят. Короткая, монотонная и тревожная музыкальная фраза овладевает всем оркестром и становится страшной. Музыка бушует неистово... Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда, полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр — всё в той же монотонной фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельному бою... И когда уже нечем дышать от грома и рёва оркестра, вдруг всё обрывается, и в величественный реквием переходит тема войны. Одинокий фагот, покрывая бушующий оркестр, поднимает ввысь свой низкий, трагический голос. И потом поёт один, один в наступившей тишине... «Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, — говорил сам композитор, — может быть, в ней слёзы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слёз уже не остаётся». Товарищи, это про нас, это наша великая бесслёзная скорбь, о наших родных и близких — защитниках Ленинграда, погибших в битвах на подступах к городу, упавших на его улицах, умерших в его полуслепых домах... Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слёз. И Седьмая симфония рассказывает об этом. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И седьмая симфония рассказывает об этом. А затем тема войны отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает; её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания. Мы победим немцев. Мы готовы на все испытания, которые ещё ожидают нас, готовы во имя торжества жизни. Об этом торжестве свидетельствует Ленинградская симфония, произведение мирового звучания, созданное в нашем осаждённом, голодающем, лишённом света и тепла городе, — в городе, сражающемся за счастье и свободу всего человечества! И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. А я глядела на него, маленького, хрупкого, в больших очках, и думала: «Этот человек сильнее Гитлера...»   Берггольц Ольга Фёдоровна (1910—1975 гг.) — русская советская поэтесса, прозаик. В годы блокады 1941—43 гг. находилась в осаждённом фашистами Ленинграде.  

— Что происходит с людьми, которые пришли в Колонный зал Дома союзов, чтобы услышать Седьмую симфонию Шостаковича?

— Как автор называет первые звуки музыки? (музыка мира)

— Найдите в тексте эпитет, с помощью которого поэтесса характеризует музыку войны (страшная). Почему именно этот эпитет использует Ольга Федоровна?

— Какие существительные и наречия продолжают раскрывать тему войны? (гнев, вызов, яростно)

— Что такое реквием? Почему тема войны переходит в реквием?

— В чём причина того, что трагический голос фагота звучит «один в наступившей тишине...»?

— Как вы понимаете выражение «бесслёзная скорбь »? Что стоит за этими словами?

— Музыка переходит в тему победы. Найдите в тексте слова, которыми Берггольц характеризует этот переход.

— Какова основная мысль фрагмента? Сформулируй её и запишите в тетради в виде вывода третьего аргумента (Сила воздействия музыки на человека огромна и удивительна. Она заставляет его волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делает его сильнее).

3) Написание второго аргумента (тезис +аргумент + мини-вывод)

 

5. Завершение…

— Продолжите предложения

Бывают минуты в жизни человека, когда…

Звучи музыки способны…

Не только …, но и в мирное время

Иногда слова не способны…

— Напишите заключение сочинения

Домашнее задание

1) Дописать сочинение.

2) Самостоятельно написать сочинен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: