Юридические гарантии в сфере социального обеспечения

Государство, как властно-политическая организация, регулирует общественные отношения по средством нормативно-правового регулирования. Так как социальное обеспечение представляет собой государственную систему, то, разумеется, государство регулирует общественные отношения и в этой сфере тоже. Естественно, это дает право гражданам пользоваться юридическими гарантиями в данной области.

Итак, рассмотрим на примере законодательства Российской Федерации, какими же юридическими гарантиями может пользоваться гражданин Российской Федерации в области социального обеспечения.

Во-первых, это Конституция Российской Федерации. Конституция РФ – это основной нормативно-правовой акт в Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Естественно, закрепление правовой нормы о социальном обеспечении в Конституцию (ст. 39[22]) показывает, что права граждан на социальное обеспечение не отчуждаемы. Не один другой нормативно-правовой акт не может этому противоречить.

Следующими по юридической силе, являются гарантии, вытекающие из Федеральных законов. К основным из них относятся:

1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

4) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования";

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

6) Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи"

7) Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

8) Другие (см. Собрание законодательства РФ).

Каждый из данных и иных Федеральных законов предоставляет специализированные права и юридические гарантии в области социального обеспечения гражданам Российской Федерации.

Помимо, вышеперечисленных Федеральных законов, правовые нормы в сфере социального обеспечения закреплены в Кодексах Российской Федерации. Так, например, серьезное нарушение физическими лицами законодательства в данной сфере влечет уголовную ответственность (пример: ст. 145.1 УК РФ[23]). Более мягкое нарушение законодательства физическими лицами, а также нарушение законодательства юридическими лицами в области социального обеспечения влечет административную ответственность (пример, ст. 15.10 КоАП РФ[24]). Помимо прочих, есть правовые нормы о социальном обеспечении и в иных кодексах, таких как, например, Бюджетный кодекс РФ (ст. 74.1[25]).

Следующими по юридической силе гарантиями в области социального обеспечения выступают Законы субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов РФ о социальном обеспечении является составной частью правовой системы РФ и действует в системной взаимосвязи с федеральным законодательством. Сейчас можно говорить о новом этапе развития регионального нормотворчества в сфере социального обеспечения. Этот этап характеризуется:

· расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики;

· увеличением доли расходов субъектов Российской Федерации на реализацию принципа социального государства;

· сочетанием обязанности субъектов Российской Федерации осуществлять в соответствии с федеральными требованиями обязательства, возложенные на субъекты Российской Федерации федеральным законодателем и относительной самостоятельности субъектов РФ в установлении дополнительных обязательств в сфере социального обеспечения;

· значительным ростом количества нормативных правовых актов субъектов РФ в области социального обеспечения;

· содержательной неоднородностью законодательства субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении.

Более узкой направленности в сфере социального обеспечения выступают такие нормативно-правовые акты как подзаконные акты. Они имею меньшую юридическую силу, чем законы. К таким относятся Указы Президента, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерств Российской Федерации и др.

Ко всему прочему, государство регулирует общественные отношения в сфере социального обеспечения граждан по средством судопроизводства. Так например, за соблюдением соответствия со ст. 39 Конституции РФ другими нормативно-правовыми актами следит Конституционный суд Российской Федерации.

Подведем итог. Условием, необходимым для существования и упрочения режима законности, является наличие развитой системы законодательства. Это означает такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, при которой действие одного закона не находится в противоречии с действием других, а реализация одного права регламентирована таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав.

Таков общий механизм реализации правовых норм, который конкретизирует использование гражданами их прав в сфере социального обеспечения, вытекающих из Конституции РФ.

В сфере социального обеспечения еще предстоит создать систему гарантий процессуальной защиты нарушенных прав граждан. Единственной формой их защиты до недавнего времени было обжалование действий должностных лиц и органов системы социального обеспечения в вышестоящие в порядке подчиненности органы. Ст. 102 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»[26]ввела возможность судебного обжалования решений комиссий по назначению пенсии, сохраняя при этом и подачу жалобы.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!