(Исх.20:2)
Я Господь- Адонай - анохи, Элоhэйха -, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
анохи Адонай Элоhэйха ашэр hоцэти'ха мэ'эрэц Мицра'им]
Вдумайтесь в этот факт: Всевышний представляется народу ни как Создатель Неба и Земле и всего, что наполняет Небо и Землю, но, как Всесильный твой, Который вывел тебя из земли Египетской.
И это говорит нам о том, что определяющим моментом наших взаимоотношений со Всевышним не в том, что мы им созданы, а в том, что мы являемся частичкой Его естества и в этом суть нашей свободы.
Анохи Адонай Элогейха - Я Адонай, являюсь твоим Всесильным - твоей силой.
Как мы знаем в этом суть имени Израиль – правящий силой Всесильного.
И по сути, это и есть конечная цель нашего пути в Свободу.
Тогда, почему же, наша недельная глава, которая говорит нам о таком важном событии, в жизни народа Всевышнего, связана с приходом Моше к фараону, событием, которое является прелюдией или введением к исходу.
Мудрецы Торы отвечая на этот вопрос говорят:
Ответ «БО» – почему сказано «войди к фараону »?
Надо было бы, сказать иди к фараону.
Но, Всевышний привел Моше в чертог, внутри чертога, к высшему великому змею из которого исходит много уровней.
И объясняют: Всевышний теперь направляет Моше встретиться с внутренней сутью Египетского правителя и бога.
Фраза «войди к фараону » приобретает ещё один смысл - войди внутрь.
И возвращаясь к вопросу, почему недельная глава, центральным событием, которой является освобождение народа Всевышнего из египетского рабства называется «БО».
Мудрецы говорят: исход народа Израиля из египетского рабства, начинается именно с того, чтобы войти в саму суть древнего змея и увидеть корни его власти.
При этом, важно помнить, что Тора – это учение Всевышнего для каждого человека о том, как ему наполниться Светом Всевышнего, стать единым с Ним в своей сути.
Речь идет не о владыке Египта, который по-своему неразумению уничтожил не только себя, но и всю свою страну, а речь идет о каждом из нас, как мы можем, не увидев сути власти фараон над нами, сами уничтожить и себя, и свою семью, и всё, что дорого нам.
Апостол Яков говорит нам о том, что Тора для нас - это зеркало, глядя в которое мы длжны видеть все свои недостатки и исправлять их.
(Иак.1:22-27)
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный- (в Тору), закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Другими словами, чтобы каждому из нас выйти из Египта, недостаточно прийти к фараону и сказать: отпусти меня.
Нужно войти в саму суть фараона, добраться до корней его власти и вырвать эти корни.
Это именно то, что мы сегодня будем делать.
Но, прежде ещё несколько слов о том, что говорят мудрецы Торы, о корнях этой власти.
Кто такой фараон и, что он собой представляет, в чем его внутренняя суть, и как вхождение в фараона, может дать ключ к исходу из Египта, к освобождению человеческой души?
(Иез.29:3)
3 Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: Нил мой -`моя река, и я создал ее для себя'.
Другими словами, зло фараона определяется не тем, что охарактеризовало языческий культ Египта, не тем, что он поработил миллионы людей, подвергал их мучениям, и не тем, что он купался в крови убитых детей- это всё следствие, а зло заключалось в его эгоцентризме, в том, что именно в себе самом он видел источник всего и вся.
Это называется человек, для которого весь мир крутится вокруг него самого.
Его бесчеловечное решение, его решимость и готовность низводить людей на уровень скота, его уверенность в своём праве распоряжаться чужими судьбами, их жизнями проистекало из этого всеохватного эгоизма (говорят еврейские мудрецы).
И суть, и корень проблемы - это уверенность человека в том, что его желание, его выгода является единственным критерием его решений и поступков.
Когда человек считает, что только он сам, его личное мнение, определяют критерии добра и зла, то, его нравственность сведена к нулю, хотя, другим может показаться, что у него была какая-то нравственность.
Самые страшные, кровавые злодеяния в этом мире, творились людьми, которые были уверены в том, что они пытаются создать светлое будущее так, как они его понимают и что именно это оправдывает их поступки.
Они сами решали, что допустимо, а что недопустимо, что хорошо и, что плохо.
И поэтому, погублены миллионы жизней, пролиты реки крови.
А ещё, что самое страшное – искалечено необратимо, сознание миллиардов людей.
И это результат действия тех людей, которые уверены в том, что именно им принадлежит право решать, что хорошо и что плохо для человека.
Истоки всех самых страшных злодеяний, именно в эгоизме человека.
Если, человек считает, что только он и его потребности определяют суть добра и зла, нравственность его, хотя поначалу такой человек мог быть весьма нравственным, сведена к нулю.
И в конечном счёте, он способен на какое угодно действие, если решит, что оно ему необходимо или вписывается в его понимание действительности.
И при этом, в конечном итоге, всякое доброе дело - это самопожертвование, а любое злодеяние - это результат самообожествления.
Когда человек творит добро, говорят мудрецы, жертвует ли на благотворительные цели одну монету, или посвящает всю жизнь служению Всевышнему, этим он говорит, что в жизни есть нечто большее, чем «Я».
А когда человек нарушает Божественную волю, пусть в чём-то маленьком или, совершая гнуснейшие преступления, он говорит: хорошо то, что хорошо для меня и плохо то, что противоречит моим желаниям, «Я» - сам хозяин своей реальности, «Я» - бог.
И в этом суть того, что сказал фараон: моя река и я создал себя сам. (Иез.29:3)
И дальше мудрецы продолжают: так, неужели эго человека- это зло?
Неужели фундаментальная составляющая нашей души есть нечто чужеродное, и его надо искоренить и отбросить в поисках добра и истины?
По большому счету ответ на эти вопросы один - ЭЙН ОД МИЛЬВАДО
(Дварим, 4:35) "нет другого, кроме Него" – это главный закон реальности.
Создатель есть источник всего, ничто от Него неотделимо, ничто Ему не противостоит.
Ощущение себя, с которым мы рождаемся, наше "я", то же происходит от Всевышнего – это отражение Божественного "я".
Поскольку Всевышний знает Себя как единственно истинное существование, мы, сотворенные по Его Образу и Подобию, наделены тем же "чувством себя", что и Он.
И мы воспринимаем себя, как ключевой элемент всего сущего.
Само по себе осознание своего «Я» - это не зло, зло возникает, когда человек отрывает свое "Я" от Его источника.
Когда мы признаем, что наше "Я" – отражение "Я" Всевышнего и подчиняем наше эго Ему, тогда оно становится мощной силой в предпринимаемых деяниях, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, ближе ко Всевышнему.
Но то же самое "Я", оторванное от его Божественного корня, способно на самые жуткие злодеяния и именно в этом главная природа зла, суть которого человеческое «Я» оторванное от единства со своим Творцом.
И конечная цель нашего исхода из Египта – это сделать наше «Я» единым со Всевышним, а как мы знаем, сущность Всевышнего – это любовь, которая
(1Кор.13:4-7)
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает.
И вот теперь, с этим пониманием, конечные цели нашего пути, соединения нашего человеческого 2Я» с сущностью Творца, которая:
долготерпение, милосердие, отсутствие гордости, превозношения, раздражения, радости истине, неприятие неправды.
Давайте, мы сами сейчас каждый, попробуем войти внутрь своего фараона и посмотреть на эти корни зла, а самое главное, получить те нужные инструменты, чтобы вырвать эти корни.
Может быть, я сейчас не скажу ничего нового и мы всё это знаем, но кому-то это поможет.
Итак, мы понимаем, что главный корень зла нашего фараона, в его эгоизме, который проявляется в нашем поведении всякий раз, когда мы раздражаемся, проявляем своё недовольство, возмущение, агрессию, когда мы используем других людей, для собственной выгоды и т.д.
И возникает вопрос: а где внутри нас живёт это эго?- это «Я».
Иешуа дает нам ответ:
(Мар.7:20-23) Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
И самое главное, как мне увидеть это зло в себе и как мне обрезать это зло в своем сердце?
Ведь каждый, кто вкусил сладость и благость пребывания в любви и благости Всевышнего, понимает, насколько это лучше, чем ходить в раздрожениях, обидах, недовольствиях, не имея мира в душе.
А все это - проявление человеческого эгоизма, который говорит и свидетельствует о том, что сделано не так, как он хочет.
Поэтому, думаю каждый, кто вкусил благость Всевышнего, хочет избавиться от этого злого сердца эгоиста.
Сирах 21: 30