Задачи, средства, формы и методика занятий лечебной гимнастики на палатном двигательном режиме




При улучшении состояния больного переводят на палатный двигательный режим.
Задачи ЛФК:
>закрепление моторно-висцеральных и висцерально-моторныхсвязей;
> повышение кровяного давления;
> улучшение мышечного и сосудистого тонуса;
> улучшение координации движений;
> дальнейшее улучшение эмоционального тонуса.


Палатный режим характеризуется расширением двигательной активности больного в пределах палаты. Больные, находящиеся на этом режиме занимаются лечебной гимнастикой сидя в постели, на стуле или стоя. Процент упражнений, оказывающих прессорный эффект, составляет 25-40%. Амплитуда движений средняя и полная, темп средний при выполнении упражнений скоростно-силового характера. Статические упражнения используют в конце основного периода занятий с выполнением дыхательных упражнений и на расслабление. Количество повторений 8-10 раз. Продолжительность занятий 20-30 минут. Метод проведения малогрупповой, помещение необходимо хорошо проветривать. На палатном режиме можно разрешить настольные и малоподвижные игры (комплекс 2).

Задачи, средства, формы и методика занятий лечебной гимнастики на свободном двигательном режиме

После адаптации больного к условиям палатного режима их переводят на свободный режим и с этого момента начинается основной период лечения.
Задачи ЛФК:
> общее укрепление организма;
> выработка и совершенствование прессорной направленности регуляции кровообращения;
> тренировка всех систем и органов;
> повышение мышечного тонуса, регулятора артериального давления;
> выработка координации движений, равновесия;
>повышение эмоционального тонуса и работоспособности.

Применяются все формы лечебной физической культуры. Расширяется
объем специальных упражнений с использованием гантелей, медицинболов и других снарядов. Увеличивается темп выполнения упражнений, амплитуда возрастает до максимально возможной, количество повторений достигает 10-12 раз. Силовые упражнения выполняют в медленном и среднем темпе, скоростно-силовые - в быстром, на равновесие - в медленном. Специальные упражнения занимают 50-60%, длительность процедуры от 25 до 40 минут.
Наибольший эффект в повышении артериального давления оказывают силовые упражнения для крупных мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, и дозированные статические напряжения. Чаще всего используют исходное положение стоя, реже сидя и лежа. Между упражнениями пауза. Заключительная часть процедуры укорочена, благодаря чему больные заканчивают процедуру лечебной гимнастики с артериальным давлением выше исходного.

Музыкальное сопровождение занятий способствует повышению эмоционального и, следовательно, физического тонуса больных (комплекс 3).
Существует так называемая «Школа дыхания», разработанная И.Б. Темкиным, она имеет 3 этапа.
На первом этапе больные осваивают тип дыхания в сочетании с динамическими упражнениями.
На втором этапе больных обучают произвольно изменять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений, умению сочетать дыхательные упражнения с обычными, статическими упражнениями.
На третьем этапе больные овладевают навыками правильного дыхания в условиях повышенной нагрузки бытового и профессионального характера, при ходьбе, во время физических нагрузок. Курс 10-12 занятий под руководством методиста, 30-35 - самостоятельно.
На свободном режиме можно назначить больным дозированную ходьбу по коридору, территории, прогулки. Больные осваивают 500 м, 1000 м и 1500 м (в один прием). Скорость ходьбы 3 км/ч. Занятия ЛФК сочетают с массажем, физиотерапией, трудотерапией. Больным можно рекомендовать спортивные игры в среднем темпе.
Методы контроля при расширении режима двигательной активности больных гипотонической болезнью:
1. Клинические методы (опрос, внешний осмотр).
Инструментальные методы (измерение АД и ЧСС до и после нагрузки).
Методика самоконтроля при занятиях ЛФК пациентами, страдающими гипотонической болезнью.
Для самоконтроля заводят специальную тетрадь-дневник и 1-3 раза в неделю утром, сразу после сна, и после занятий ЛФК делать в нем записи. В дневник записывают объективные и субъективные показатели состояния организма (ЧСС, глубина дыхания, ощущение усталости, настроения и т.д.). показателем правильно проведенных занятий является нормальный сон (продолжительность его, спокойный - неспокойный). Нередко после занятий ЛФК появляется боль в мышцах, в этих случаях нужно снизить темп движения и частоту.


 

Заключение


1. Хронической гипотонической болезнью страдают в основном люди молодого возраста.
2. Существуют факторы риска, которые могут привести к развитию гипотонической болезни:
• наследственная предрасположенность;
• психотравмирующие ситуации;
• напряженная умственная или физическая работа;
• злоупотребление алкоголем и табаком;
• гиподинамия.
3.В клинике болезни выделяют основные симптомы:
• повышенная утомляемость, слабость;
• головные боли, головокружение при быстрой перемене положения тела;
• потливость, сонливость, склонность к обморокам.
4. На стационарном этапе физической реабилитации ЛФК назначается с учетом тяжести заболевания, возраста, пола, физической подготовки больного.
5. Основной принцип реабилитации – восстановление трудоспособности больного.
6. Основные задачи ЛФК при гипотонической болезни:
• общее укрепление организма;
• улучшение психоэмоционального состояния;
• повышение мышечного тонуса;
• совершенствование координации движений;
• повышение трудоспособности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Лечебную физическую культуру рекомендуется назначать с учетом тяжести заболевания, индивидуальных особенностей больного, пола, возраста, степени физической подготовки.
2. Перед проведением занятия необходимо хорошо проветрить помещение.
3. Количество самостоятельных занятий в день для каждого больного назначается индивидуально.
4. Все больные гипотонической болезнью должны обязательно заниматься ЛФК.
5. Полученные нами данные рекомендуется использовать в учебных процессах для ВУЗов физической культуры по дисциплине «Физическая реабилитация внутренних органов», а также в работе специалистов по ЛФК и физической реабилитации в лечебных учреждениях.

 

Список использованной литературы


1. Андрущенко Е.В., Красовская Е.А. Функциональные заболеваниясердечно-сосудистой системы и органов дыхания. - К.: Здоров'я,1990. - 149 с.
2. Апанасенко Т.А., Волков В.В., Науменко Р.Г Лечебная физкультурапри заболеваниях сердечно-сосудистой системы - К.: Здоров'я,1987.-117 с.
3. Барановский А.Ю., Симоненко В.И. Немедикаментозное лечениеболезней сердечно-сосудистой системы. С-Пб. Диалект, 2005.
4. Біляєв К.К., Черняга-Ройко У.П. Немедикаментозні підходи до лікування захворювань серця i судин. - Львів: Ліга-Пресс, 2004.
5. Внутренние болезни в вопросах и ответах. / Под ред. проф.Ю.Р. Ковалева, - С-Пб: Фолиант, 2004.
6. Гембицкий Е.В. Симптоматические (вторичные) гипотонии. - Тер.архив, 1971. № 9. С. 41-43.
7. Дембо В.Г., Левин М.Я. Гипотонические состояния у спортсменов. - Л.: Медицина, 1969. - 152 с.
8. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М: Владос, 1999.
9. Епифанов В.А. ЛФК. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2002.
10. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина илечебная физкультура. - М.: Медицина, 1993.
11. Зайцев В.П. Лечебная физическая культура при заболеванияхсердечно-сосудистой системы. Текст лекций. - X.: ХаГИФК, 1990. -28 с.фф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: