Отрицательный эффект от масштаба




Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

 

35. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТЫИЗМЕНЕНИЯ МАШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА

Эффект масштаба отрицательный — ущерб, обусловленный чрезмерным ростом масштабов производства: увеличение долговременных средних издержек с ростом объемов выпуска продукции. Основной источник отрицательного эффекта масштаба — управленческие проблемы, возникающие при попытке эффективно контролировать и координировать крупномасштабного производителя. Неуправляемый рост иерархических координационных структур приводит к тому, что подразделения крупномасштабного производителя начинают действовать, преследуя локальные групповые интересы, которые противоположны интересам фирмы в целом. Эффект масштаба положительный — экономия, обусловленная ростом масштаба производства; сокращение долговременных средних издержек с увеличением объемов выпуска продукции.

По мере роста размеров предприятия начинает действовать ряд факторов, снижающих средние издержки производства: 1) специализация труда (в том числе — управленческого персонала); 2) эффективное использование капитала; 3) утилизация отходов и производство побочных продуктов

Анализ долгосрочной стратегии фирмы очень важен в различных ситуациях. Лучше всего начать долговременный анализ с масштаба деятельности фирмы. Зависимость прироста объема выпуска продукции от увеличения использования всех производственных факторов раскрывает отдельные особенности производственного процесса фирмы на долговременном этапе. Если объем выпуска продукции увеличился более чем в 2 раза (при удвоении производственных факторов), такое увеличение называется положительным эффектом масштаба. Выпуск растет, потому что крупномасштабная деятельность позволяет руководителям и рабочим углубить специализацию при выполне­нии своих задач и использовать более сложное и мощное оборудование. Автомобильный сборочный конвейер представляет собой известный пример положительного эффекта масштаба. Положительный эффект масштаба необходимо учитывать при разработке государственной политики. Второй тип влияния увеличения масштаба производства заключается в том, что объем выпуска продукции, может удвоиться при удвоении производственных факторов. В данном случае производство осуществляется в условиях неизменного эффекта масштаба. При неизменном эффекте масштаба размер деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов. Средняя и предельная производительность факторов производства фирмы остает­ся неизменной как для крупных, так и для мелких пред­приятий. Наконец, объем выпуска продукции может увеличиться менее чем в 2 раза при удвоении используемых факторов производства. В данном случае мы сталкиваемся с отрицательным эффектом масштаба, применимым к любой фирме с крупномасштабными операциями. В конечном итоге труд­ности управления, связанные со сложностями организации и проведения крупномасштабных операций, могут привести к снижению капитало- и трудоотдачи. Таким образом, отрицательный эффект масштаба связан с проблемами коорди­нации задач и сохранения контактов между руководством и рабочими. Во многих работах понятие «экономия, обусловленная ростом масштаба производства» используется как синоним понятия «возрастающий эффект масштаба». Однако первое понятие применимо, когда масштаб деятельности возраста­ет и фирме дано достаточно времени (скажем, один или два года), чтобы удешевить производство путем замены тех или иных вводимых факторов другими. Эффект масштаба соизмерим с расширением производства, когда вводимые факторы в пропорциональном отношении остаются неиз­менными. Таким образом, фирма может удвоить выпуск продукции, используя некоторое кратное число всех вводи­мых факторов меньше двух, и получить возрастающий эф­фект масштаба. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства, включает, следовательно, возрастающий эф­фект масштаба как особый случай, но в более общей форме он допускает изменение всех сочетаний вводимых факторов по мере изменения уровня выпуска продукции.

36.Бюджетные ограничения или линия ровных затрат

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; 2) в теории потребления - точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности; 3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов.

Каждый производитель, приобретая факторы для организации производства, имеет определенные ограничения в средствах. Предположим, что в качестве переменных факторов выступают труд (фактор x) и капитал (фактор y). Они имеют определенные цены, которые на период анализа остаются постоянными (Px, Py - const).Производитель может приобретать необходимые факторы в определенном сочетании, которое не выходит за рамки его бюджетных возможностей. Тогда его затраты на приобретение фактора x составят Px · x, фактора y соответственно - Py · y. Общие затраты (C) составят: C = Px · x + Py · y. С увеличением средств на приобретение переменных факторов, то есть с уменьшением бюджетных ограничений линия изокосты будет сдвигаться вправо и вверх:C1 = Px · x1 + Py · y1. Графически изокосты выглядят так же, как бюджетная линия потребителя. При неизменных ценах изокосты представляют собой прямые параллельные линии с отрицательным углом наклона. Чем больше бюджетные возможности производителя, тем дальше от начала координат отстоит изокоста(рис.73).

Преобразовав уравнение изокосты, получим угловой коэффициент (-Px/Py), который указывает на зависимость угла наклона изокосты от соотношения цен между товарами x и y: y = -Px/Py · x +C/Py

Изокосту называют также линией равных затрат предприятия.

Предположим, что цена труда за единицу времени уменьшилась на1/3. В таком случае производитель может увеличить применение данного фактора на1/3, поскольку бюджетные возможности ему это позволяют.График изокосты в случае изменения цены на фактор x переместится по оси абсцисс из точки x1 в x2 в соответствии с увеличением применения этого фактора в процессе производства (рис.74а).

Hа примере фактора y представим ситуацию, что на рынке цена на этот фактор возросла. В таком случае производитель сможет меньшее количество этого фактора привлечь в производство. График изокосты по оси ординат переместится из точки y1 в y2.

Изокоста – изображение множества наборов ресурсов, имеющих равную стоимость. Любая точка, взятая на изокосте, показывает такое сочетание двух факторов, при котором совокупные расходы на их приобретение будут равны. Наклон изокосты равен отношению цен используемых факторов умноженному на (-1), т.к. изокоста имеет отрицательный наклон. Иначе говоря, если фирма увеличивает количество одного фактора, то она должна соответственно сократить использование другого, чтобы сохранить неизменными совокупные расходы на приобретение факторов. Любое изменение цены на один из двух используемых ресурсов ведёт к изменению наклона изокосты. Свойства изокосты:1.Точка пересечения изокосты с осью абсцисс отвечает максимально возможному расходу труда, а с осью ординат отвечает максимально возможному расходу капитала. 2.Наклон изокосты к осям координат определяется отношением цен труда и капитала. Тангенс угла наклона изокосты к оси абсцисс равен модулю отношения цены труда к цене капитала. 3. При увеличении издержек производителя Изокоста сдвигается параллельно самой себе от начала координат, а при уменьшении издержек – к началу координат.4. При увеличении цены труда изокоста повернётся вокруг точки её пересечения с осью ординат по часовой стрелке. Аналогично поворот (но против часовой стрелки) произойдёт при увеличении цены капитала.

37. Равновесие производителя. Траектория развития предприятия.

Равновесие производителя - состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. когда изокванта занимает самую отдаленную от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокост. Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты с изокостой (рис. 21.6).

Равновесие производителя

 

Из рис. видно, что изокванта, расположенная ближе к началу координат, дает меньшее количество производимой продукции (изокванта Q1). Изокванты, расположенные выше и правее изокванты Q2, вызовут изменение большего объема факторов производства, нежели позволяет бюджетное ограничение производителя.

Таким образом, точка касания изокванты и изокосты (на рис. точка Е) является оптимальной, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.

Для того, чтобы представить перспективу развития предприятия в долгосрочном периоде, необходимо представить, как будут увеличиваться объемы производства продукта и, соответственно, затраты на приобретение двух переменных факторов. Задача для производителя на каждом этапе роста объемов производства остается прежней: необходимо оптимизировать затраты факторов x и y и «увязать» их с бюджетными возможностями предприятия

 

Соединив точки касания изоквант изокостами, получим траекторию расширения экономической деятельности фирмы или траекторию развития производственной деятельности предприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: