I. Жарские перепутья: все дороги ведут к храму. Суховатовский погост.




С. В. Сироткин, И. Д. Сироткина

 

Бежит, вьется по лесам, болотам, суходолам и борам серой змейкой старинная дорога от Балахны на Суздаль. Имя ей – Балахонка. Известна она с незапамятных времен. Прошли века, а дорога до сих пор жива. И сейчас ей пользуются люди. Только мало кто из ныне живущих знает о старом ее названии. Местами дорога заросла, затянуло ее лесом и кустарем, сгнили гати через болота. Одна из таких длинных гатей – мостов на Балахонке находилась в нескольких верстах от Чуркина. Урочище называлось Долгий мост. По преданиям, в Смуту здесь проходило сражение с поляками. Болота и сейчас отделяют Жары от Балахны. А над болотами возвышается речная терраса – коренной берег, с которого, как говорят, прежде можно было увидеть не только Балахну, но и Нижний Новгород. Одна из таких возвышенностей – поднявшаяся над лесными низинами Рылова гора. Теперь многое изменилось. Проложены новые удобные дороги, автобус маршрута № 102 быстро домчит пассажиров от Балахны до деревни Замятина. Старые пути заросли, и мало кто помнит о них, разве что старожилы укажут на древние дороги. Но Балахонкой еще пользуются люди. Легендарная дорога служит не только грибникам и сборщикам ягод, ходят по ней местами и машины. Начиналась она в Балахне и через болота шла на жарские селения Чуркино, Замятино, село Суховатово и далее лесом на старое село Юрино и Олисово. А по сторонам все болота да топи, перемежающиеся сосновым гривами с березняками в низинах. Свернешь в сторону, утопишь груз. Вмиг затянет бучило.

Торным и людным был старинный тракт. Им пользовались не только балахонцы, но и нижегородцы. И на том долгом пути не миновать им было сельцо Замятино с небольшой лесной речушкой Замятинкой. Рядом с сельцом стоял Суховатовский погост, издревле духовно-административный центр Жаров, как в старину называли Жарскую волость. Раньше так и говаривали: «Откуда ты? Да с Жаров мы будем. Жарские мы». Слово «жар», согласно словарям региональных говоров, означает «участок леса, выжженный под пашню, подсека». Земля в волости бедная, местами «голимый» песок, и хлеб давал урожай только первые несколько лет, а затем участок забрасывался и расчищался новый, а после лесного пожара-пала, выжигавшего подсеченный лес, земля давала неплохой урожай. Так и появилось название — Жары. При такой системе земледелия новые селения — починки, быстро появившись, так же быстро прекращали свое существование.

Однако в XVI-м веке Жарской волости еще не существовало, а была обширная Пурецкая волость с центром в с. Вершилово. Нынешнего села Пуреха тогда и в помине не было. Во всей волости стояли две церкви: одна в с. Вершилово, а другая — на Суховатовском погосте, или селе Суховатом. Суховатовский приход Пурецкой волости называли в народе Жарами, отсюда и название – Жарская волость. В документах село однажды так и назвали Жарами. Возникло оно не на пустом месте, а среди небольших лесных деревенек. Надо было крестить младенцев, играть свадьбы, отпевать и хоронить на погосте покойников. Да и праздники Господские справлять. К тому же и собраться иной раз требовалось, чтобы решить неотложные мирские дела. Без храма и трапезной никак было нельзя. Невозможно. А к Вершилову, волостному центру, не наездишься. Село лежит за лесами и болотами. Проще было добраться в уездный город Балахну. Приход со временем вырос, появились новые селения. И крестьянам Жарской (прихода Николая Чудотворца) половины Пурецкой волости уже стало несподручно решать хозяйственные вопросы в Вершилове. Так, на базе прихода начала формироваться Жарская волостка или Жарская половина Пурецкой волости, население которой лишь формально подчинялось Вершилову, а в начале XVII-го века волостка стала полноценной самостоятельной волостью с центром в Суховатове. Ныне ничто не напоминает, что прежде здесь было село. Лишь остатки кладбища да людская память старожилов свидетельствуют о храмах, стоявших близ сельца Замятина. Только в поминальные дни оживает древняя дорога, идущая мимо исчезнувшего села Суховатовского погоста на новое кладбище. На месте исчезнувшего селения стоит памятный крест да несколько могильных холмиков. Старики раньше вспоминали, а им рассказывали их дедушки и бабушки, что церковь на погосте ставили бояре Пожарские. В народе, а иногда и в документах, Суховатовский погост именовали Суковатовским, или иначе Николой Суковатым. Предание, объяснявшее такое название, записал сормовский крестьянин Петр Данилович Дружкин. Он – один из первых нижегородских археологов, активный корреспондент Александра Серафимовича Гациского, еще в 1886 году сообщил последнему, что в четырех верстах от Рыловской горы есть село Суковатово, приход Никола Суковатый, добавив рассказ, услышанный от своего приятеля, жарского крестьянина: «А почему называется Никола Суковатый? спросил я своего приятеля. – А вот почему называется Никола Суковатый: когда князь Пожарский собирал с Кузьмою Мининым ополченцев на поляков, и проходил мимо этого места, где теперь церковь; тут стояла огромная суковатая сосна; князь, увидав эту сосну: если мне, говорит, поможет Никола Чудотворец победить скверного поляка, то на сем месте сострою церковь во имя Николы Чудотворца и повесил на одном сучке кошелек золота. Когда возвратился князь с победы, то на сем месте построил церковь во имя Николы Чудотворца, потому называется Никола Суковатый, а эта сосна срублена, у мужика из нея улей сделан, и теперь цел. При церкви в селе живут одни только причетники».

Александр Серафимович, побывав вскоре после Дружкина в Жарах, написал, что «… как ни мелка, по-видимому, эта легенда о Николе Суковатом, а неспроста она родилась и неспроста с. Суковатово расположено по дороге от Юрина на Нижний – по ней должен был ехать Пожарский зимником на зов Минина…».

Были времена, когда на погосте стояли два деревянных храма: первый – Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца и второй – Иоанна Воинственника. Миновало два с половиной столетия, и ныне нет ни одного. В прошлом на старинное суховатовское кладбище несли покойников со всей Жарской волости, ибо в те времена еще было ни Бурцевской, ни Юринской церкви. В начале XX века была найдена древняя белокаменная намогильная плита с надписью вязью. От сырости плита развалилась и то, что на ней написали, уже невозможно было прочесть. Археолог В. Н. Каменский в статье 1903 года «Раскопки близь города Балахны» писал, что замятинские крестьяне, копая могилу около церкви, наткнулись на известковую надгробную плиту, настолько размягченную почвенной влагой, что ее легко выбрасывали отдельными небольшими кусками вместе со щебнем, образовавшимся от свода старой могилы. Археологу удалось осмотреть куски плиты. На одном фрагменте легко читалось «Лета 7…», на другом слог «бла», а на остальных фрагментах видны были только орнамент и «славянская вязь». Разобрать намогильную надпись не удалось ни Каменскому, ни членам Нижегородской архивной комиссии, приехавшими по вызову археолога в Суховатово для изучения этой археологической находки. Можно предположить, что захоронение с белокаменной плитой относится к XVII веку, а могила стала местом упокоения помещика, жившего в Суховатовском приходе в одном из имений.

Известно по документам, что село Суховатовский погост с храмом стояло еще в начале 90-х гг. XVI века. Следовательно, погост не мог существовать без окружавших его селений, таких как Ватагино, Бабье, Чуркино, Замятино и других деревень.

На истории сельца Замятина остановимся подробнее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: