Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды
Потребность - это нужда (необходимость) человека в чем-либо. Потребность - основной источник активности личности, она может быть осознанной и неосознанной. Например, новорожденный нуждается во взрослом человеке, но он этого не осознает, не чувствует, не переживает. Только на третьем месяце жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психическое состояние, т е потребность в общении. Эта потребность в дальнейшем, распространяясь на других людей, разовьется в дружбу или любовь. Потребности оказывают большое влияние на эмоциональную сферу человека.
Подрастающий человек начинает осознавать свое отношение к окружающим, т е потребность в общении отражается не только в переживаниях, но и в мыслях. Потребности побуждают человека к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренним побудителем деятельности, мотивом.
Потребности условно можно разделить на биологические, личностные и социальные. Биологические направлены на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т п. Личностные потребности стимулируют поддержание человеком своей самостоятельности и индивидуальности: это потребности в самовыражении и самоутверждении. Социальные потребности направлены на деятельность и на контакты сдругими людьми: это потребность в общении, включенности в какую-либо группу, в деятельность.
Об удовлетворении и неудовлетворении потребности свидетельствуют эмоции. Если потребности удовлетворены, человек испытывает радость, оптимизм, бодрость, т е положительные эмоции; если нет - раздражение, агрессию, депрессию, т е отрицательные эмоции.
Правильно организуя деятельность и ее эмоциональное подкрепление, можно стимулировать потребность в здоровом образе жизни.
Многим присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Психически здоровый человек стремиться понять смысл своей жизни и максимально полно реализовать себя, свои способности.
По другой классификации можно все потребности свести к семи:
1. физиологические (дыхание, питание, сон и т д)
2. продолжение рода (рождение, воспитание, защита и т д)
3. добывание средств существования (жилище, одежда, пища)
4. духовные потребности (познавательные, эстетические, нравственные)
5. общие (права, обязанности, симпатии)
6. самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве
7. самоутверждение (уважение, признание, власть).
У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, остальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения.
Периоды жизни человека. Роль медицинского персонала в достижении цели сохранения и укрепления здоровья
В международных сравнениях наиболее часто используется классификация, предусматривающая 8 периодов жизни человека:
Младенчество - до 1 года;
Дошкольный возраст - 1-4 года;
Школьные годы - 5-14 лет;
Юношеские годы - 14-24 года;
Годы наибольшей активности - J[5-44 года;
Средний возраст - 45-64 года;
Ранний период старости - 65-74 года;
Старость - от 75 лет.
С точки зрения биологии и медицины проблема находится не в названиях и границах различных периодов жизни, а в определении индивидуального биологического возраста и возможностей человека свободно, без ограничений осуществлять жизнедеятельность.
Все эти периоды условны, границы индивидуальны и представляют собой непрерывное развитие. Например, Людвиг Второй Венгерский имел в 14 лет бороду, в 15 лет женился, в 18 лет поседел, в 20 лет умер со всеми признаками старости.
Предложено несколько определений возраста:
Возраст – длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени в любом масштабе времени.
Календарный (паспортный) возраст. Календарный возраст измеряется числом вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале.
Однако календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья и трудоспособности, а также качества жизни различных людей одного и того же года рождения. В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст.
Биологический возраст – показатель, отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни и вероятность смерти в определенном интервале времени.
Общепризнанных методов определения биологического возраста в настоящее время не разработано, но предложены ряд математических моделей и набор тестов, вклю
чающих, например, такие показатели, как артериальное давления, время задержки дыхания на вдохе и на выдохе, состояние аккомодации, слуховой порог, субъективную оценку здоровья и другие с последующим расчетом по формулам. У долгожителей биологический возраст меньше календарного.