ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ




В соответствии ст. 6 Кон­ституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).

Согласно Закона гражданство РФ прекращается по различным основаниям. Главными из них являются: выход из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство, выбор гражданства (оптация).

Выход из гражданства – это добровольное прекращение гражданства, осуществляемое либо по ходатайству на имя Президента, либо в порядке регистрации органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства РФ может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство либо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные «Законом о гражданстве РФ».4 Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет имущественные обяза­тельства перед физическими или юридическими лицами Рос­сийской Федерации, не выполненные обязательства перед Российской Федерацией. Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается в случае, если гражданин привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, либо если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания. Нормы Закона значительно сузили рамки свободного решения государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодательством. Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

Отмена решения о приеме в гражданство - это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Решение о приобретении гражданства подлежит отмене, если гражданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское граж­данство не распространяется на членов семьи, если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем. Кроме того, законом устанавливается предельный срок для отмены решения о приеме в гра­жданство России — пять лет после приема. Отмена решения о гражданстве осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве и принявшими такое решение.

Выбор иного гражданства (оптация) подразумевает, что граждане России, проживающие на территории, подвергшейся территориальному преобразованию в результате изменения Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором, вправе сохранить или изменить российское гражданство согласно условиям данного договора.

Закон о гражданстве предусматри­вает некоторые дополнительные основания прекращения гра­жданства недееспособных и детей. Специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами являются: стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. При изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, гражданство детей не изменяется, и согласие родителей на изменение гражданства детей в таком случае не требуется. Если у одного из родителей прекращается российское гражданство, то ребенок сохраняет гражданство РФ. В этом случае по ходатайству данного родителя и при наличии письменного согласия другого родителя российское гражданство ребенка прекращается, но при условии, что он не останется лицом без гражданства. На аналогичном подходе основывается и норма Закона о гражданстве при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными детьми гражданства РФ. Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве необходимых условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость оставления его без гражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Механизму реализации норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 19 августа 2009 г.). В нем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон определяет государственные органы, ведающие делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов о гражданстве, основными полномочиями обладает Президент. Согласно ст. 89 п. «а» Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации. В Законе о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрываются полномочия Президента в этой сфере (ст. 29 п. 1). Президент издает указы по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Комиссия также рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства. Председатель Комиссии назначается Президентом и по его предложению утверждается составом Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах, поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.

К остальным государственным органам, принимающим участие в решении вопросов гражданства или решающим их, входящим в систему исполнительной власти относятся:

- Министерство внутренних дел и его органы;

- Министерство иностранных дел;

- Дипломатические представительства и консульские учреждения.

Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а все остальные – за ее пределами. Функции таких органов заключаются в следующем:

- прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

- проверка фактов и представленных документов;

- направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

- определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;

- осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения, органов, принимающих решения, актов, которыми оформляются решения, порядка обжалования.

В случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайствона имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайства – не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации – в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в порядке подчиненности должностному лицу, либо в суде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства. Вопросы гражданства – это вопросы взаимоотношения человека и государства. Соответственно, они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Государство берет на себя обязанность обеспечивать защиту прав и законных интересов своих граждан не только внутри страны, но и за ее пределами. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.

Гражданство – такое простое на первый взгляд явление, на самом деле является сложным и многогранным. Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же вре­мя оно представляет собой и определенное состояние общества. Поэтому гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.

Действующее законодательство о гражданстве сыграло позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства в период становления России как суверенного, независимого государства. Закон о гражданстве довольно существенно изменил условия приобретения гражданства, в первую очередь порядок упрощенного приобретения гражданства, что вызвало огромное количество нареканий. Появились новые условия приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в пол­номочный орган иностранного государства с заявлением об от­казе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным догово­ром Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве», ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство. Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации. Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

Отдельная глава в Законе о гражданстве посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их

В заключение необходимо подчеркнуть, что гражданство является одним из основных правовых институтов. В целом, можно считать, что законодательство России, регулирующее вопросы гражданства и положения иностранных граждан на территории России соответствует международным требованиям и духу времени.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация Конституция, от 12 декабря 1993 г.; Конституция // Справочно-правовая система «Консультант-плюс»: [Электронный ресурс] / «Что делать Консалт» - последнее обновление от 12.09.2009 г.

2. Российская Федерация Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.); Федеральный закон // Справочно-правовая система «Консультант-плюс»: [Электронный ресурс] / «Что делать Консалт» - последнее обновление от 12.09.2009 г.

3. Российская Федерация Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.); Федеральный закон; Справочно-правовая система «Консультант-плюс»: [Электронный ресурс] / «Что делать Консалт» - последнее обновление от 12.09.2009 г.

4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]. / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с. - ISBN 978-5-468-00078-6

5. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России. [Текст]. / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский - М.: Издательский дом Дашков и К, 2007. - 1124 с. - ISBN 5-94798-523-3

6. Козлова, Е.И. Конституционное право России. [Текст]. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - М.: Юристъ, 2005. - 399с. ISBN 5-7975-0722-6

7. Комкова, Г.Н. Конституционное право России. [Текст]. / Г.Н. Комкова - М.: Юристъ, 2005. - 399с. ISBN 5-9795-0774-4

8. Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства. [Текст]. / В. Ф. Миронов, А. В. Миронов - М.: Юристъ, 2003. - 512с. - ISBN 5-89123-721-0

9. Усанов, В.Е. Конституционное государственное право российской Федерации. [Текст]. / В.Е. Усанов, С.В. Хмелевский - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 576с. - ISBN 5-9292-0095-5

10. Чиркин, В.Е. Конституционное право России. [Текст]. / В. Е. Чиркин - М.: Юристъ, 2006.- 447с. - ISBN 5-7975-0845-1

1Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.)

2 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.)

4 Миронов В.Ф. «Гражданство Российской Федерации», 2003 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: