Должностные обязанности классного руководителя
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя являются:
ü осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание, совместно с семьей, оптимальных условий для формирования личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей обучающегося и их развитию;
ü изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
ü организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные отношения;
ü создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
ü пропаганда здорового образа жизни.
Содержание воспитательной работы
1. Индивидуальная работа с учащимися
ü Систематически (не реже одного раза в две недели) проверять дневники обучающихся и выставлять все текущие отметки.
ü Вести строгий учет посещаемости обучающимися уроков и факультативов и информировать об этом родителей.
ü Систематически осуществлять индивидуальный контроль за учебной деятельностью слабых и нерадивых обучающихся.
ü Систематически (по мере необходимости) проводить индивидуальные беседы с обучающимися класса об их учебе, внешнем виде, поведении и т.д.
ü Собирать малые педсоветы (по мере необходимости), где обсуждать вопросы учебы, поведения и т.д. отдельных обучающихся класса.
2. Работа с учителями, преподающими в классе
ü Систематически посещать различные уроки (не реже 1-2 раз в неделю).
ü Организовывать малые педсоветы (по мере необходимости).
ü В начале каждой четверти составлять график контрольных работ и следить за его выполнением в течение четверти.
ü Приглашать учителей, работающих в классе, на родительские собрания и на педсоветы по итогам четверти, а также на беседы с родителями отдельных обучающихся.
ü Координировать влияние учителей класса на отдельных обучающихся и на класс в целом.
3. Работа с родителями
ü Изучение семейной атмосферы обучающегося, его взаимоотношений с семьей.
ü Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
ü Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
ü Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы работы с родителями
ü Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.
ü Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочные мероприятия, встречи с психологами, врачами, педагогами.
ü Практические занятие для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).
ü Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы
ü Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
ü Родительские собрания.
- Приложение 2
Планирование работы классного руководителя
Содержание работы классного руководителя
1. Ежедневно:
n Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
n Организация питания обучающихся.
n Организация дежурства в классном кабинете.
n Индивидуальная работа с обучающимися.
2. Еженедельно:
n Проверка дневников обучающихся.
n Проведение мероприятий в классе (по плану).
n Работа с родителями (по ситуации).
n Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
n Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни обучающихся.
n
3. Каждый месяц:
n Посещение уроков в своем классе.
n Консультации у школьного психолога.
n Сбор денег, раздача денег (питание, проездные билеты и т.д.).
n Встреча с родительским активом.
n Совещание по планированию работы (по графику).
n
4. Один раз в четверть:
n Оформление классного журнала по итогам четверти.
n Семинар (учеба) классных руководителей.
n Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
n Проведение родительского собрания.
n
5. Один раз в год:
n Проведение открытого мероприятия.
n Оформление личных дел обучающихся.
n Анализ и составление плана работы класса.
n Статистические данные класса (1 сентября).
Требования к содержанию плана воспитательной работы
ü целенаправленность плана;
ü учет возрастных особенностей обучающихся;
ü преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
ü реальность;
ü разнообразие форм и методов;
ü творческий характер планирования;
Структура плана воспитательной работы
1. Воспитательные задачи.
2. Основные направления деятельности классного руководителя.
№ | Содержание работы | Формы и методы | Сроки проведения | Исполни-тели | Отметка о выполнении |
· Координационная работа с учителями, работающими в классе. · Работа с родителями и общественностью. · Индивидуальная работа с обучающимися |
- Приложение 3