Существует комплекс мер, направленных на защиту Конституции, в котором выделяют политические, экономические, идеологические, юридические.
К юридическим, в частности, можно отнести:
— обязанность органов государственной власти и граждан реализовывать нормы Конституции (см. Преамбулу, а также ст. 2, 52, 59 и др. Конституции);
— установление ответственности за нарушение Конституции (начиная от роспуска представительного органа и до решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности);
— прямое действие Конституции, приоритет ее норм по отношению к нормам подконституционных актов (ст. 137 Конституции);
— контроль над соблюдением Конституции (парламентский, Конституционного Суда);
— усложненный порядок принятия, изменения и дополнения Конституции.
Ответственность по конституционному праву.
Понятие конституционного строя.
Признаки (черты) конституционного строя
Является ли существующий в стране строй конституционным, мы можем определить, если такому строю присущи следующие признаки:
государство подчинено праву (само в первую очередь исполняем принятые законы);
признаются и обеспечиваются права и свободы человека;
имеется разделение и взаимодействие властей;
существует многообразие форм собственности; обеспечивается политический плюрализм;
развивается гражданское общество.
Суверенитет народа, нации.
Обладать суверенитетом — значит независимо от кого-либо, самостоятельно принимать решения.
Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.
Абсолютного государственного суверенитета в современных условиях нет, так как развивается мировое хозяйство, объективно складывается взаимозависимость государств в экономической, экологической, гуманитарной и других областях.
Народный суверенитет — это принадлежность всей полноты власти народу. Именно поэтому в ст. 3 Конституции закреплено, что единственным источником и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно (на референдуме, выборах), так и через представительные органы.
Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако народ его может реализовать при условии существования государственного суверенитета (есть много примеров, когда многочисленные народы не могут реализовать свое право на создание независимого государства).
Национальный суверенитет выражается в праве нации определять такие вопросы своей жизни, как язык, письменность, обычаи, традиции. Нация — это историческая общность людей, складывающаяся и процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен и народностей.
Все три формы суверенитета взаимосвязаны.
Республика Беларусь – унитарное государство.