Психолингвистика как научная дисциплина(ПЛ)




1 Понятие психолингвистики

2 Объект и предмет психолингвистики,актуальные вопросы ПЛ

3 место психолингвистики в науках

4 ДЗ история психолингвистики

Литература:

● Залевская А.А. Введение в психолингвистику (~1995) москва

● Леонтьев А.А. Основы психолингвистики

● Горелов И.Н. и Седов К.Ф. ОСновы психолингвистики

● Ушакова Т.Н. Психолингвистика М. 2004

 

ПЛ как наука

ПЛ - междисциплинарная наука, сложившаяся на стыке психологии и лингвистики и имеет общего с той и другой наукой.

Из психологии взяты методы работы.(изуч объекта). Из лингвистики взят объект - язык.

Первое упоминание самого термина ПЛ можно найти в нем психологич литре после четверти 19в. Однако в активно-науч обиход термин вошел в 50годы 20 века. После 2 научных семинаров, проведенных в СШАв 1951-1953 годах а так же после издания книги Чарльза Озгуда и Томаса Сибиока "Psycholinguistics as survey of theory and research problems". В современном научном обиходе нет четкого определения и единго понимания термина. Это связано с тем, что:

1 Период развития ПЛ

2 Страна

3 Иногда внутри страны зависит от исследователя

Рабочее определение: в общих чертах ПЛ определяют как собирательное название для научных теорий, ориентирущихся на не только не совпадающие, ни иногда прямопротивоположные методологические представления, но в целом сводящиеся к тому, что эта наукаопроцессах порождения и восприятия речи.

В отечественной научной школе(русско-российской) ПЛ понималась и понимается как теория речевой деятельности(РД)(ТРД) и вписывается в общую теорию деятельности человека. Такое понимание восходит к психологической школе Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурии(нейрохерург) и труда Семена Львовича Рубенштейна(не музыкант). ОСновными постулатами ТРД являются:

1 Изначальная активность субъекта

2 Включенность субъекта в совместную деятельность

3 Ведущая роль принадлежит мотивации

 

Объект и предмет ПЛ

Объект ПЛ составляет язык.

● Объект - то, что мы наблюдаем, что исследуем. Язык в речевом понимании. Совокупность речевых событий и речевых ситуаций

● Предмет- различные взгляды на объект. Соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности(с одной стороны) и языком как главной "образующей" образа мира человека(с другой)

● Цель ПЛ- описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена, включая овладение и пользование как первым, так и вторым языком, с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия.

 

Место ПЛ в ряду других наук

актуальные проблемы ПЛ

Круг проблем, которвый призвана решить ПЛ зависит от ряда факторов, перечисленных выше. Пл пытается решить следующие проблемы, которые остаются актуальными по ей день

1 Механизмы понимания, запоминаня и продуцирования речи

2 процессы порождения и понимания речи

3 функционирование языка при порождении и воспрятии речи

4 механизмы пользования языком

5 ментальный словарь

6 овладение языком:

● Онтогенез(развитие) детской речи. Врожденные языковые механизмы. Языковое окружение ребенка.

● Изучение второго или иностранного языка

7 феномен билингвизма и полилингвизма

8 Речевой мех-м человека и особенности его становления и функционирования

9 язковые и речервые нарушения

10 Интеллектуальные процессы коммуникации

В зарубежной ПЛ так же изучаются след вопросы:

1 широкий спектр проблем, связанный с пониманием речи со слуха и при чтении

2 роль контекста при переработке неоднозначных слов

3 понимание фигурального языка(метафоры, олиц, идиомы)

4 уровни репрезентации в памяти текстов и построение ментальных моделей содержания текстов.

5 особенности детской речи

6 мозговые мех-мы и нейропсихологические проблемы языка

На сегодняшний день отечственная ПЛ сосредоточена на следующих проблемах:

1 невербальные компоненты коммуникации (70% не с речи)

2 соотношение феноменов язык-человек-общество

3 феномен языковой личности

4 вопросы образов и картин мира

5 этнокультурная специфика коммуникации

6 межкультуное общение, аспекты взаимодействия языков и культур языковых картин мира.

Связь ПЛ с другими дисциплинами.

Развитие герменевтики(наука о толковании текстов, понимание, прояснение потаенности смыслов) отражали интерес человека к слову(к тому, что произносится и чему противостоит), а так же неистребимое желанеи человека познать и понять слово. Человек так же пытался разобраться в самом себе, онять - что есть душа? И со временем понятие "душа" постепенно перешло в понятие "сознание". Дальнейшее развитие психологической науки привело к изучению человека, как личности во всей совокупности ее проявления, к изучению человека, как носителя созонания, осуществляющего ряд деятельностей, в тч и речевой деятельности.

В середине 20в возникает новая дисциплина - ПЛ, которая обращает внимание на процесы порождения восприятия речи на языковое сознание личности. Во второй половине 60годов 20в в психологии появляется новое направление - когнитивная психология. Это направление изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация о мире представляется человеком.ак же КП изучает то, как информация хрантся в памяти и как эта информация о мире преобразуется в знания. А затем то, как эти знания влияют на наше внимание и поведение. ПРименительно к ПЛ, когнитивиный подход предполагает изучение роли познавательных процессов в изучении речевой деят.

Параллельно к КП, развивает направление когнитивный лингвистика(КЛ) цели понять, изучить, и по возможности описать концептосферу человека.Отталкиваясь от языковой картины мира(ЯКМ), КЛ так же подходит к изучению языкового сознания, образа мира существующего в голове чел-ка.

Будучи существо социальным, человек формируется как личность и проявляет себя в общении с другими в совместной деятельности. Следовательно, раз чел- существо социальное и не может жить без общения,проблема взаимопонимания относится к числу далеко не последних проблем.

Развитие цивилизации и появление новых технологий привело к тому, что вс более важное мемсто занимают контакты с представителями других культур. Следовательно, в се более активно развиваются исследования межэтнических, мужкультконтактов и конфлитов. все это привело к формировании нового направления - Этнопсихолингвистики(ЭПЛ). Помимо это в обществе имеют место и внутренние социальные расслоения, которые провоцируют, особенно в кризисные периоды, обострения межсоциумных противоречий и конфликтов. Здесь появляется Социолингвистика (СЛ) и конфликтологияКроме того используются статистические методы ПЛ. Это свзяывает ПЛ со статистикой и математикой.

Генетически ПЛ связана с психологией. ПРи этом П занимается межлист общением.

Пл связанаи с инженереными науками - кибернетика(шифровка и дешифровка сообщений, распознавание речи)

ПЛ связана с криминалистикой и с судебным делом.

 

Тема 2. Язык как предмет ПЛ

Вопросы:

1 Звук и смысл, корреляция

2 Слово в сознании чел-ка

3 ПЛ аспект словообразования и грамматики

4 Невербальные компоненты коммуникации

 

В пл выделился целвый раздел относ к звуку и смыслу - фоносемантика. Фон-звук, семантика- значение. ЯЗык представлет собой пирамиду. (4 уровня языка)Фонология-фонема; морфология-морфема; лексикология-лексема;синтаксис-синтаксема-предложние(возможен новый уровень - уровень сложного синтаксическго целого, языковая единица - сложное синтаксическое целое).

Фонема - наименьшая языковая единица. У нее нет значения. Фонема-идеальный звук.

1 Одна из теорий соотношения звука и смысла(большинство сторонников Л): звук сам не несет значения, смыслом не обладает.

2 Вторая теория - за каждым звуком в речи закрепляется смысл, у которого нет значения. Этот смысл отличается от языка к языку- носит национальный характер

В ходе экспериментов была выявлена связь между звучанием фрагментов и зрительно-осязательными образами реальна. Занимался этим известный лингвист А.П. Журавлев. Кроме того, резульаты исслед журавлева вылились в комп программу "WAAL".Руководил этим проектом Белянин(автор уч по ПЛ). WAAL - программа комп диагностики текста. Выявляется эмоциональная насыщенность текста.

Фактически, звуки речи содержательны и обладают особым видом значения - фрнетическим Соответствие м/у фонетическим значение и понятийным - лексическая. В большинстве языков масса звукаподражательных слов. Около 2.5к слов. В связи с этими фактами.

Противники этой теории считают, что звукоподражательные слова не могут объяснить существование в языке слов, которые обозначают абстрактные понятия. Сторонники отвечают, что

● абстрактные понятия отвечают наличием звукоподр слов, что язык возник не сразу, что у первобытных людей не было такого психического развития, соответсвенно у них не могло быть абстрактных понятий.

● Кроме того у сторонников есть аргумент: до сих пор существуют примитивные языки. Люди продолжают заниматься собирательством, рыболовством, охотой. В их языках почти отсутствуютабстрактные понятия.

● В иероглифичесткой писменностью, часто иероглиф может использоваться как нечто сложное. Этот принцип считается принципой примарной мотивации формы знака.

Скрипеть, Хрипеть, дрожать - условные звукоподражательные знаки. Дрожать - при произношении звука "Р" ощущения передают вибрацию. Она необязательно сопровождается звуком. Слова возникшие по копиям ассоциации называются идеофонами.Идеофон часто втречается в поэтической, детской речи. (Тик-так, ава(собака),)

Звукосимволизм - приписывание изолированным, взятым вне слова звукам особого значения. Появляются квазислова.) Так в конце 60 годов, был проведен эксперимент. На страницах газеты были опубликованны рисунки несущ животных и квазислова. Читателям заданий предлагали соотнести рисунки со словами. Результаты: звуки слова способны передавать самые различные признаковые свойства объекта, этим словом обозначаемые. Кроме того, психоло и нейролингвис А.Р. Лурия обратил внимание на то, что в языках возможны сочетания типа теплое слого, сладкая ложь и тп. В этих словосочетания определение передает восприятия через другой орган чувства, нежели чем должен воприниматься обозначаемы предмет. Лурия предположил, что психофиззиологический механизм такого рода связи ощещний, зафиксированных в языке остоит в том, что нервные импульсы, идущие от наших рецепторов к подкорковой зоне, рецепторы в зоне, находящиеся рядом, возбуждают друг-друга. Таким образом возникает соощущение, которое носит название синестезия - соощущение.

Слово в сознании человека

Слова хранятся в языковом сознании. Поиск слова осуществляется при сотворчестве(говорящий-слушащий) В современно ПЛ сущ несколько подходов к значению слова и его функционированию в речевой деятельности.

1 Ассоциативный. В рамках этого подхода в центре внимания оказывается ассоциативное значение слова. Ассоциатвное значение слова - внутренняя слтруктура. Глубинная модель связи и отношений между объекатми реальнй действительности, которая складывается через речь(Р) и мышление(М) и лежит в основе когнитивной организации его многостороннего опыта. Глубинная модель связи и отн может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слова. Важен ка метод ПЛ исследований.

2 Параметрический. В рамках этого подхода внимание концетрируется на то, что значение слова для носителей языка не является монолитным. Оно может быть разложено на ряд составляющих(параметров). Степень выраженности которых поддается количественному измерению.

3 Признаковый подход. Внимание фокусируется на том, как пользуется значением слова индивид. Все стоящее за словом описывается через некий набор признаков, которые характеризуют увязываемый со словом объект, действие, качество и тд. Изучение собенности восприятия человеком мнешнего мира и последующей переработке воспринятого ведетсяв целях обнаружения и объяснения психологической структуры значения слова.

4 Прототипный подход. основывается на понятии типичности не только отдельных признаков и некоторого сочетание признаков, но и степени значимоститаких признаков для отнесения того или иного объекта, действия и тд к определнной категории.

5 Ситуационный(событийный). Фокусируется на том, что для пользующегося языком значение слова реализуется через включение этого слова в некоторую более объемную единицу такую, как пропозиция, фрейм, схему, сцену, сценарий, событие, ментальную модель и тп. Значения функционируют не поотдельности, а в определенных связях, которые, к тому же, складываются во все более общирные объединения, кластеры, поля, сети, причем в качестви узлов сети выступают ассоциии, пропозиции, фреймы, набор признаков и тд.

 

Асооциативный подход. Является наиболее простым и действенным приемом получения материала и данных для исследования. реализуется 2 методами:

1 Метод свободных ассоциаций - испытуемым предлагается слово -стимул, на который они должны отреагировать первым пришедшим в голову словом или словосочетанием. ТО, что мы получаем - слово-реакция. СВязи между словами, возникающие в сознаниии называются ассоциативными связями(ассоциациями). Ассоциации могут быть индивидуальными или общими(свойств для большинства представителей того или иного нацианольного лингвокультурного общества). Выводы, говорщие о результатах эксперимента говорят о том, что ассоциации, носящие культурологический характервляются общими(как правило) для национально лингвокультурного сообщества и они объединяют людей в нацию(в некую общность) Ассоциации во многом национально детерменированы и маркированы и в силу этого, ассоциации будут различаться у представителей национальных культур. Этими различиями знаимается этнопсихолингвистика. Существет русский ассоциатвный словарь. Кроме национальной маркированности, ассоциации несут отпечаток того общества, к которому принадлежит испытумый.

2 Метод направленных ассоциаций. Испытумым прдъявляется слво-стимул, но их реакция ограничивается.

Ассоциации образуют ассоциативные поля(семантичесие поля). В этих полях, слова, близнки по значению, объединяются в группы. в сознании существуют семнтические поля, в которые входят слова связ с этим понятием. У выявленного сымантического поля можно выделить центр и перефирию, где связи между словами ослабевают. Значение слов конкретизируют соседние слова т.е. значения слов, входящих в различные семантические поля конкретизируются в речевом потоке в опред контексте. Слова в нашем сознании связаны не только по смыслу, но и по форме. При этом связь п форме значительно слабее смысловой связи.

Зачастую лексема, обозначающая какое-либо понятие замещается другой лексемой из ассоциативного поля. Реже встречаются оговорки, мотивированные фонетической близостью слов.

ПЛ аспект словообразования и грамматики

 

С точки зрения чел. Фактора: т.е м рассматриваем над тем как и почему чел создает новые слова.

1 Когда есть объект, но нет имени.(Пример[горы"Памир"])

2 Когда человек сталкивается с предметом, назначение и сущность которого он знает, но не помнит его имени(пример[Восточник])

3 В тех случаях, когда люди не понимат назначения и сущности предмета, они изобрести новое слово не могут.

4 новые слова создаются при народной этимологии, когда слово известно, понятно, внутренний облик слова показывается в своем слове(пиджак-"спинжак")

5 детское речетворчество - большое подспорье в создании новых слов

6 новые слова создаются при языковой игре. Языковая игра может быть средством создания комического юмора, способом разряжения обстановки и тд. Есть целые игры, в которые играют взрослые, типа каламбуровили бестолковые словари.

Психолингвистический аспект грамматики

Грамматическое значение - отвлеченное от действительности значеное, которое отражает отношения между формами слов, виды связей между словами в речи,. Грамматические формы передают информацию не меньше, чем лексические.(глокая куздра) Из квазипредлоожения ЛВ Щербы мы извлекаем вполне реальную информаию, что некий живой субъект ж.п. имеющее опред глокая, совершил некое действие будланула, характ опред штеко, по отношении к живому объекту бокру, и,в наст время совер нек действие куздрячит, в отшении к более малому "родственнику бокра", действие.

С точки зрения Л, грамматика есть система правил организации связной речи. К возрасту 6-7 лет завершается овладение языком как системой фонетических, грамматических и лексических норм и после этого ребенок уже выходит в текст как в открытый космос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: