Невербальные компоненты коммуникации




На невербалику приходитс 70% информации. Кроме того, сама возможность коммуникации без помощи слов лгко доказуемся общением с животными и животными между собой. Вышла целая книга, паралингвистика. Автор - Колшанский ВГ.

В невербальные компоненты коммуникации входят:

1 Мимика

2 Жесты

3 Различные звуки(Фонации)

4 Позы

5 Расстояние между собеседниками

6 Прикосновения

7 Интонации(изменение высоты звука)

8 Пантомима(изображение движениями, звуками и тп)

9 Зрительный контакт

Все компоненты, кроме фонаций и мимических выражений, имеют культурно-национальную маркированность. НКК ярко описаны МЮ. Лермотновым в "Герое нашего времени". НКК могут переходить через крайнюю стереопизацию поведения в ритуал, нарушение которого может вызвать у собеседника явное недоумение или шок.

Основные характеристики НКК:

1 НКК обязательны при общении как правило, в большинстве случаях они не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим.

2 В основном НКК носят универсальный характер, не зависимы от пола, возраста, национальности, культуры. Однако,ряд НКК национально и культурно маркирован.

3 Есть НКК характ для человека и животного

Функции НКК:

1 Контактоустанавливающая(социативная)

2 Волеизъявительная(Волютативная)

3 Аппилятвная(обращение или прзыв)

4 Репрезентативная(выражение отношения к предмету)

Кроме того, НКК могут выполнять синтаксические функции и учавствовать в вербальной части

● субъекта

● Функцию предиката

● функцию объекта

● обстоятельства места,

● обстоятельства меры, степени, образа действия

В языке глухих и глухонемых используются 2 типа знаков и 2 знак системы: жестовая и пальцевая речь. Как выясняется, жестом можно обозначить не толко какой-то предмет, но и ддостаточно абстрактные понятия, соотносимые в категории времени. Что касается паьцевой речи(дактилология), то она используется для передачи имен собвственных и абстракных понятий.

У слепых и слепоглухонемых используется дактилография. Для обучения слепых и сгн используется система Браиля

Речь и мышление. Речевая деятельность.

1 Речь и мышление

2 деятельность и речевая деятельность

3 языковой и речевой механизм

Основные вопросы концентрируются на:

1)что лежит между речью и словом?

2)как происходит движение от мысли к слову?

1)Л.С. Выготский "Мышление и речь", Н.И. Жинкин "Механизмы речи" и его переизданная работа "О кодовых переходах во внутренней речи".

И.А. Зимняя "Смысловое восприятие речевого сообщения"

Речь и мышление связаны диалектическим единством. Как правило, речь и мышление происходят параллельно.Но в некоторых случаях, можно говорить о "нулевой спайке". В норме при говорении всегда присутствует мышление. А проговаривание(речь) в процессе мышления не всегда является необходимо-обязательным элементом. Еще ярким примером является поведение животных. Есть мыслительный процесс, но нет речевого.

2)Как происходит движение от мысли к слову.

Значение - это объективно сложившаяся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом. Значение - то, что объединяет носителей языка в понимании той или иной номинации. Смысл же - это индивидуальное значение слова, которая связано с личностным субъективным опытом говорящего и с конкретной ситуацией общения. Пример "бутылка": значение-сосуд, тара, использующаяся для хранения жикостей; смысл - бтылка шампанского/молока/колы.

Движение от мысли к слову предстает в превращении личностного смысла в общепонятное значение. Сама высль порождается от потребности человека, а значит, что за мыслью всегда стоит мотив. (Мотив стоит в порождении речи первым и мотив стоит в понимании(восприятии) речи последним.)

Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. Внутренняя речь состоит из предикатов ключевых слов, содержащих суть информации. Внутренняя речь похожа на телеграфный стиль Мысль уже содежит в сбе то, о чем пойдет речь, а следовательно в специальном обозначении не нуждается. Специального обозначения требует то, что будет сказано о предмете речи (рема(новое)). А известная информаия, то что очевидно(тема) е обозначается. Т.о. внутренняя речь - набор рем будущего речевого произведения. ВР - речь свернутая, сжатая, деграмматикализованная.

ЛС Выготский использовал метафору, иллюстрируя свое положение о том, что единицы мысли и единицы речи не совпадают: "Нависшее облако-замысел проливается дождем слов". Эту идею в дальнейшем развил, углубил НИ Жинкин. Он выдвинул гипотезу существования в сознании человека универсально-предметного кода(УПК). УПК-язык интеллекта, базовый компонент мышления, имеет принципиально невербальную природу. Это язык схем, образов,отпечатков реальности(осязательных и обонятельных), кинетических(двигательных) импульсов. УПК - это язык, на котором происходит первичная запись личностного смысла(формирование замысла речевого произведения). Движение от мысли к слову начинается с УПК. По своей сути УПК интерационален и в силу этого является предпоылкой понимания иноязычной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: