Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Состав: преамбула, основная часть и заключительные и переходные положения.
Основная часть - 9 глав («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент РФ», «ФС», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр К»).
1. основы конституционного строя РФ.
Государственная основа конституционного строя - Российское государство: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления + социальное и светское государство.
Носитель власти -многонациональный народ РФ. Суверенитет означает, что, во-первых, народу принадлежит вся полнота власти, во-вторых,и народ может осуществлять ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ (К РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ- идеологическое многообразие и политический плюрализм. + гарантируются 1. единство экономического пространства, 2. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, 3. поддержка конкуренции, 4. свобода экономической деятельности.
формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные
2. Основы статуса личности:
1. Свобода личности,
2. принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения,
3. их неотчуждаемость,
4. равенство граждан перед законом и судом. Права и свободы человека и гражданина в РФ признаются и гарантируются согласно нормам МП. В К РФ гарантируется.
3. федеративное устройство российского государства (гл. 3).
Выделяется 3 вида субъектов: республики,национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа), территориальные образования (края, области, города федерального значения).
Субъекты- равноправны в отношениях друг с другом и с федеральными органами государственной власти.
ППРИНЦИПЫФедеративного устройства:
Ø государственная целостность,
Ø единство системы государственной власти
Ø разграничение предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов,
Ø равноправие и самоопределение народов в РФ. Вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
4. формы государственного правления и система органов власти РФ.
Президент (гл. 4)- как глава государства: Избирается путем прямых выборов, не несет ответственности за свои присягу, обещания, действия, нарушение К РФ и законов РФ (м.б. отрешен от должности только за государственную измену или иное тяжкое преступление). Президент –как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина: определяет направления внутренней и внешней политики государства, руководит их осуществлением. Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ (кроме Председателя – нужно согласие ГД РФ), участвует в формировании высших судов РФ, назначения и освобождения от должности Генерального прокурора, отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение.
Парламент РФ – ФС (гл. 5).
ГД (450 депутатов)- работает постоянной основе + СФ
Палаты обязаны работать самостоятельно.
5. Правительство (гл. 6) - исполнительная власть.
Оно отвечает за все: бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, меры по борьбе с преступностью. Правительство руководит деятельностью ФОИВ.
6.организация судебной власти и обеспечение прав граждан в области правосудия (гл. 7). Правосудие осуществляется ТОЛЬКО судом.
Судебная власть осуществляется путем конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К РФ и ФКЗ «О судебной системе» (31.12.1996).
Судьями м.б. - граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Принципы:
независимости судей и
их подчинение только К РФ и ФЗ,
несменяемости и
неприкосновенности судей.
Разбирательство во всех судах открытое.
В системе судов на первое место поставлен КС РФ, состоящий из 19 судей.
ВС высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
ВАС - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, подсудных арбитражным судам.
В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ (она составляет централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ).
7.МСУ (гл. 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Предложения о поправках и пересмотре положений К РФ:вносятПрезидент, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД (гл. 9).
Положения глав 1, 2 и 9 К РФ не могут быть пересмотрены ФС.
Поправки к главам 3-8 К РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
«Заключительные и переходные положения»:К вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
12.12.1993 - день принятия К РФ. Одновременно прекращается действие К1978 г. Четко обозначен приоритет К над иными НПА.
Функции Конституции РФ.
Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Функции конституции – различные проявления ее назначения, отражающие роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства.
1. учредительная функция. Конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть без необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Учредительная роль К РФ состоит в полном и окончательном отказе от социалистического пути развития:
в политике – к общедемократическим институтам и политическому плюрализму,
в экономике – к многообразию форм собственности, свободной экономической деятельности и рыночному хозяйству. К РФ закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации, разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления;
организаторская функция состоит в том, что К
· стимулирует политическую активность,
· нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Ее организующее начало состоит в том, что
· многие общественные объединения могут возникать непосредственно на базе конституции. В социально-экономической сфере К РФ
· нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции;
· в политической – на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм;
· в государственной – на реальное разделение властей;
2. внешнеполитическая функция состоит в том, что К направлена не только на внутреннюю жизнь страны, но и на внешнеполитическую деятельность государства. К РФ исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, провозглашает общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Также можно отметить, что К РФ является важным информационным источником за пределами нашего государства. Она дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, о структуре государства, о статусе личности в России и др.;
3. идеологическая функция состоит в том, что каждая конституция закрепляетсвою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества;
4. юридическая функция заключается в том, что она становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия м.б. исходной почвой для их возникновения, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых НПА, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.