по Конституции РФ:
1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой
2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов)
по Регламенту ГД
3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению
Законодательный (законотворческий) процесс
Стадия 8: Подписание/отклонение и обнародование закона Президентом РФ
Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ:
Ø Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении»)
Ø Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации
В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон
Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует)
Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ)
Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ
9. Бюджетные полномочия Государственной Думы
- Согласно п. «а» ч. 1 ст. 114 именно Думе представляет Правительство разработанный им федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Согласно ст.196 БК РФ ГД рассматривает законопроект бюджета в 4 чтениях (!)
- Согласно п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета
- Согласно ст. 145 БК РФ одновременно с принятием федерального закона об утверждении федерального бюджета на следующий год ФС утверждает бюджеты 4 внебюджетных государственных фондов — пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения
- В ст. 197 БК РФ предусмотрено, если намечается финансирование целевых программ за счет средств федерального бюджета, проекты программ должны быть представлены в Думу одновременно с проектом федерального закона о бюджете на следующий год.
10. Внешнеполитическая сфера
В Регламенте ГД есть четыре главы (25, 26, 27, 28) по данному профилю
o «Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов»
o «Ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации выражено в форме федерального закона»
o «Международные связи Государственной Думы»
o «Порядок консультаций с комитетами ГД при назначении и отзыве дипломатических представителей»)
o объединенные в раздел V «Внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество*.
- ГД рассматривает внешнеполитические вопросы
o по собственной инициативе
o в связи с обращением Президента РФ
o по докладам и сообщениям Правительства РФ и комитетов палаты
o ГД принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным вопросам внешней политики Российской Федерации, а также по вопросам международных отношений в целом.
- ГД принимает ФЗ о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора
- Согласно ст. 199 Регламента ГД ежегодно принимает планы международных связей с парламентами других государств, может заключать с этими парламентами и международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве
- ГД рассматривает рекомендательные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, принимает решения по их реализации.
- Согласно п. «м» ст. 83 Конституции РФ Совет Федерации и ГД участвуют в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителейв иностранных государствах и международных организациях.
11. Обращение ГД в Конституционный Суд Российской Федерации
Запрос должен быть направлен группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов Думы по вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 125 Конституции РФ (вопросы конституционности нормативных актов).
Решение Конституционного Суда по запросу ГД или запросу группы депутатов доводится до сведения депутатов на очередном заседании палаты после получения решения.
12. Назначение Государственной Думой на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Обсуждение кандидатур, предложенных на должности членов ЦИК, проводится на заседании Государственной Думы
- Кандидатуры выступают, депутаты задают им вопросы
- Голосование / рейтинговое голосование (если предложено больше 5 кандидатур)
- Вопрос о досрочном освобождении от обязанностей членов ЦИК рассматривается Думой в случаях, предусмотренных ФЗ об основных гарантиях.
Взаимоотношения ГД и СФ