Свободные формы работы с детьми и старая школа.




Перед нами
развернулись те основные элементы, из которых складывается детская жизнь. Мы видим, что основное отличие нас от детей есть явление роста маленького человека, уже теперь, в каждый данный момент
являющего черты необычайного интереса, к сожалению, теряющегося
в течение дальнейшей жизни.

Теперь является мысль, нельзя ли получить в руки такие средства, такие методы, чтобы можно было сохранить эти драгоценные свойства молодого человеческого существа, не дать ему растерять
их в дальнейшие годы его учения и воспитания? Быть может, при этих
условиях мы не окажемся «стертыми монетами», каковыми, по справедливости, мы должны почитаться. Чтобы не было недоразумений,
я хочу указать на то, что дети не могут помочь себе сами. Их воля
слаба, их средства Недостаточны. Познание и свобода детской индивидуальности будут реальны только в условиях социального воспитания. И если думать о создании детской общины как идеала воспитывающей среды, то она должна быть общиной свободных детей и разумных взрослых, соединенных ясным сознанием своих обязанностей.

Свободные силы общества, выдвинувшие эти мысли, дали и формы
работы, создали ряд учреждений, еще слишком молодых, чтобы иметь
право говорить об определенном, ясном, выработанном методе, но в
некоторых сторонах достигших значительного распространения.
Я говорю о внешкольной работе с детьми. Характерным признаком
ее являются свободные разнообразные формы, в которых она протекает. Сравнительно до недавнего времени она велась, особенно у нас
в России, силами любителей, обладавших более любовью к детям и
жаждой нового, чем действительным систематизированным пониманием своего дела.

В области трудовых навыков внешкольная деятельность обратилась к пропаганде ручного труда, к устройству детских мастерских
(скандинавские рабочие комнаты, финские мастерские ручного труда, детские огороды, сады, цветники Германии, Англии, Америки,
детские площадки и трудовые колонии). В области игры учреждения
внешкольного характера получили наибольшее распространение — это известные детские площадки для игр (Америка главным образом)
и залы для игр и гимнастики. В области искусства — занятия музыкой, ритмические движения и танцы, рисование, лепка и прикладное
искусство, детский театр (в особенности создание пьес-импровизаций — Америка и Россия) и декоративное искусство. В области развития деятельности ума всеобщим вниманием пользуется работа с
книгой — детские библиотеки-читальни (организованное чтение, часы
рассказывания, иллюстрации, передвижные библиотеки), давшие
много прекрасно разработанных методов работы, естествознание
(детские кружки и союзы), журналы и экскурсии.

Наконец, п организованной социальной жизни детей большую роль
играют детские клубы и кружки, организации, союзы, свободные
экскурсии (кочевки и лагеря американцев, кружки «перелетных
птиц» в Германии, детские кооперативы и трудовые колонии-коммуны). Классической страной внешкольной работы является Америка.

Повторяю, работа эта ведется пока свободными усилиями общества, она во многих отделах своих больше ищет, чем имеет в руках, но те основания, на которые она ставится, должны считаться действительно реальными, ибо она стремится создать такие ячейки, такие
детские центры, которые могли бы всесторонне ответить на все детские
потребности и запросы, дать это в организованной форме и этим исправить те недостатки, которые укоренились в общественной жизни
по отношению к детям.

Наиболее разработанной и старой работой является учреждение
так называемых детских садов, имеющих прекрасно разработанную
теорию (Фр. Фребель) * и огромный практический опыт; в сравнении
со школой, основанием которой он служит, детский сад является огромным шагом вперед. Кстати сказать, из всех видов внешкольной
работы детский сад получил наибольшее признание, войдя во многих
государствах в систему народного образования.

В сущности говоря, наша школа, поскольку она не считается с
детской жизнью, строит свое здание на песке, и ее следовало бы считать работой, до некоторой степени, фантастической. Она придумала
своего школьника, снабдила его теми свойствами, которыми он не
всегда обладает, и поставила его в совершенно неподходящие условия
для деятельности. Наша народная, средняя и высшая школа имели в своей организации довольно много спорного, хотя и принятого ко всеобщему признанию. Спорны и теперешние организационные пути
реформы.

Что делать?

Итак, мы имеем определенные идеи и ряд практических учреждений, в которых эти идеи более или менее осуществляются.
Чтобы из них можно было бы построить идею разумной школы — назовем ее трудовой, творческой, школой жизни, новой школой, школой игры, школой-общиной, школой радости (Дания), школой детства, свободной школой, школой будущего, домом свободного ребенка (Россия), социальной школой и даже социалистической (я назвал
бы ее попросту разумной школой),— она должна самым тщательным
образом опереться на ребенка. Школа для детей, а не дети для школы... Если думать о педагогическом движении в этой области, то оно
должно пойти под лозунгом:

«Возвращение детям детства».

Человек, не понимающий этого, не может быть педагогом-воспитателем. Не может он быть и педагогом-учителем.

«Все это прекрасно. Но как быть со школой, где мы должны учить
детей, которую мы не можем оставить,— оставить детей без того, чтобы они знали все, что нужно знать элементарно образованному человеку? Ведь это наш долг. Где найти время для всех этих хороших вещей? Ведь должен же существовать хоть какой-нибудь минимум знаний, по которому можно было бы судить о степени образования. Мы
должны всем детям дать этот минимум. Если мы хоть его не дадим, то
наша вся школа ни к чему...»

Второй предрассудок.

Здесь мы подходим ко второй ложной идее,
которая стоит на пути к школьной реформе. И я не знаю, что больше
нанесло вреда детям,, а следовательно, и обществу — вера ли его в
необходимость создавать детей по своему образу и подобию, или вера
в законченность круга знаний. И то и другое враждебно движению
людей вперед, содействует застою жизни и разума. И то и другое направлено, как говорят, к поддержанию существующего строя, всегда
составлявшегося из самых разнообразных идей и привычек — от
самых «новых» (или кажущихся новыми) до пережитков и суеверий
очень отдаленного прошлого, в особенности в области практической
жизни.

Мы все убеждены, что из целого ряда наук можно выбрать специально школьные науки: таковыми особенно почитаются грамматика, география, арифметика, история; причем в наших школах они —
науки только по имени, а в действительности являются отбросами той
живой, ищущей и исследующей науки, которая должна быть уделом
якобы только «профессоров» и вообще «серьезных» людей. Мало того,
они признаются ценными именно за тот «законченный» вид, который никогда не может измениться; таким образом, у ученика благодаря
целому ряду «законченностей», постоянно находящихся у него перед
умственным взором, создается мнение вообще о незыблемости всего
существующего, о том, что есть люди, которые все знают, пишут книги, и нечего стараться над тем, что всем давным-давно известно. Отсюда такая вера в результат чужих усилий и отказ от своих собственных.

А ведь наука, как и жизнь, течет, ошибается, развивается. В ней
есть свои эпохи расцвета и упадка, есть свои революции и реакции.
Нам нет до этого дела — и живому, растущему и мыслящему существу
мы суем программу, устрашаем его экзаменом и маним дипломом,
чтобы получить еще одного члена нашего общества, члена, деятельного поддерживающего.

Целая цепь заблуждений и суеверий!

С ними надо покончить и дать в школе возможность учиться тому,
как добывать знания, упражнять учеников на процессах их работы,
а не знакомить исключительно с сомнительными результатами чужой.
Зачем содействовать отказу человека от самого себя? Он и без того


делает это довольно охотно. Кроме того, совершенно неизвестно, почему приготовленное к экзамену и скоро исчезающее из памяти знание известного количества
грамматических правил, нескольких десятков исторических дат,
перечисление городов, рек, гор и островов на земном шаре, выученные доказательства ряда теорем и умение искать в таблицах логарифмов служит доказательством пригодности юноши для занятий наукой в университете? Человека не видно за этими формулами, не видно ни ума, ни развития его.

Все, чему нужно учить в школе, — это учить
работать.

С этой точки зрения понятие о разумной школе может быть таково: школа есть место, где обрабатываются,
систематизируются результаты своего л и чго опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Таким образом, создается возможность живой и важной умственной деятельности, развиваются и упражняются природные силы. Так школа вернет себе другую половину смысла, который
ей был придан в древности: школа — отдых, т. е. место свободно организованной жизни. Идея учения заполнила ее значительно после,
в средние века.

Я полагаю ясным, что вера в законченность знания у нас выливается в программах, экзаменах и дипломах. Об этом мы так много говорили и над этим так много работаем в наших совещаниях и съездах, что мне говорить не приходится.

Я не отрицаю программы. Нo признаю только программу действия, в особенности самого учителя, а не программу — каталог сведении, очень отрывочных, не связанных и устарелых, которыми, по
странному недоразумению, должен обладать тот или другой возраст.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: