Конкретная картина трудовой школы.




Попробую на основании
предыдущих соображений дать более или менее конкретную картину работы трудовой школы. Для большей ясности я постараюсь представить вам близкую мне деятельность детской трудовой колонии, в которой я работаю, и выяснить тот момент, когда она может стать
школой. Колонию я беру потому, что элементы физического труда
(такого неясного в обычной школьной обстановке) в ней представлены
довольно серьезно. Такую же серьезную роль играют там игра, искусство и социальная жизнь детей.

Организация колонии такова. Она есть общество детей и взрослых сотрудников. Пока она работает только летний период, с мая по
октябрь, так что захватывает большую часть работ на земле. Главными работами являются огородные, затем сенокос, кухня, хлебопечение, стирка белья, земляные работы и строительные, уход за скотом — коровами и лошадьми и маленькое птицеводство. Работы разделяются на общественные, в которых участвуют все свободные колонисты, и дежурства по отдельным отраслям хозяйства — кухня, стирка и скотный двор.

Всего жило в колонии до 60 детей — от 8 лет до 16, мальчики и
девочки вместе. Работают в общем 5 часов в день. Свободное время
распределяется по желанию детей, т. е. существуют часы чтения,
музыки и пения, бесед, ритмической гимнастики и игр, куда приходят
все желающие. В жизни и в занятиях есть разделение на возрастные
группы, их три: маленькая, средняя и старшая.

Все дела колонии решаются общим собранием, на котором все —
и дети, и руководители — имеют одинаковое право решающего голоса. Председатель выборный — обыкновенно из средних мальчиков и
девочек. Есть секретарь, записывающий все постановления колонии. Законодательные и исполнительные функции смешаны в одном
общем органе — собрании.

Колония имеет ряд должностных лиц: заведующего хозяйством,
эконома, молочниц, скотников, заведующего бельем; для наблюдения за хозяйством существует хозяйственная комиссия из 5 колонистов, которая составляет список работ, необходимых в данное время.


Для совещания она приглашает сотрудника, не состоящего членом комиссии. Все группы имеют свои организации и свои собрания и постановления. В колонии живут дети московских рабочих. Содержание детей в меньшей мере (1/6) оплачивается семьями их, а в остальном, равно как и оплата сотрудников, производится обществом «Детский труд и отдых».

Внутренний строй характеризуется отсутствием наказаний. Колонист, вредящий жизни колонии, по постановлению общего собрания, получает последовательно предупреждение и три замечания одно за другим. Получивший три замечания должен на время уехать в
Москву, что не лишает его права возвращения. За последние годы
таких случаев не было.

Колония существует 8 лет. В ней есть группа детей, которая живет
из года в год; она служит основным ядром колонии, направляющим ее
жизнь. Характерно для колонии, что выборные должности замещаются по личному желанию и никаких прав и преимуществ не имеют, а
только те или другие обязанности.

Следует отметить значительную простоту отношений, пользование
услугами друг друга, привычку действовать совместно. Мальчики
выполняют те же работы, как и девочки. Совместное воспитание не
вызывает никаких опасений. Постепенно сживаясь с колонией, дети привыкают считать все ее
имущество общим. Будущее колонии рисуется в виде фермы-коммуны, живущей на свои средства самостоятельно и производящей известную культурную работу среди соседей. Есть и переходная группа подростков, пробующая свои силы на самостоятельном ведении маленького хозяйства, оплачивая работой своей колонии свое содержание. Эта группа имеет название коммунистов.

Кроме труда, в жизни колонии играют огромное место музыка и
игра. Часто происходят вечерние собрания всей колонии, когда дети
поют, слушают музыку (рояль) и танцуют. По временам для себя
устраивается театр, где играются пьесы собственного сочинения в
виде свободной импровизации. Дети очень толковы, деловиты, просты и оживленны.

Итак, в нашем распоряжении имеются четыре элемента детской
жизни: производительный труд, искусство, игра и социальная жизнь.
Но это еще не школа. Чтобы превратиться в таковую, колония должна ввести организованную умственную работу, черпая материал из
того жизненного опыта, который находится в результате жизни детей.
Под влиянием этой умственной работы начинает облегчаться и совершенствоваться физический труд, является сознательность в различных приемах работы, понимание процессов ее, материалов и инструментов. Чтобы превратиться в полную школу, колония должна бы иметь все главные виды физического труда, которые всегда сопутствовали человеку в обработке наиболее ценных для него материалов, т. е. обработка металла, дерева, тканье одежды, производство глиняной посуды. Сравнительно не такую большую роль пока могли
бы играть технические усовершенствования — водопровод, насос,
бензиновый мотор, который готов для нужд колонии, но со временем
техника, при постоянном усложнении жизни, выдвигается жизнью
довольно сильно. Всего этого еще нет, и поэтому наша детская коммуна — не школа.

Такая школа не готовит специалистов. Она дает познание самых
важных жизненных процессов и их взаимоотношение. В области естествознания школа займется устройством всевозможных опытов с растениями, касающихся удобрения и обработки почвы; не исключена
возможность создания маленькой селекционной станции для отбора
семян. Животный мир представлен богато в связи с близкой возможностью непосредственного наблюдения над животными и насекомыми.


Все добытые и проверенные на опыте знания регистрируются записями и пополняются справками в школьной библиотеке. Работа в области языка займет очень большое место в жизни школы. Начало ее следует видеть в том ясном, чистом и свободном языке,
над которым с величайшим вниманием должны работать руководители. Сначала дети хорошо говорят, а потом пишут и изучают правила
речи.

Большое место отведется собственным произведениям школьников,
из которых составится собрание собственных сочинений. Художественная литература, русская и всемирная, сказки, сказания и эпические произведения служат главным содержанием детских занятий по
языку.

Особый отдел в школе отводится истории культуры и изобретениям. Кроме того, это самое место служит верной иллюстрацией постепенного завоевания природы силами человека, для чего в колонии оставляются нетронутые культурой участки, можно ввести целый
ряд любимых детских игр с водой на ручье, в пещере, в шалаше,
ввести первобытные способы обработки, чтобы этим способом процесс
достижения человека был ярче изображен.

Трудовая школа постоянно расширяет области непосредственного
детского опыта; но в то же время она рядом занятий суммирует этот
опыт, сопоставляет вместе различные мелкие факты, чтобы дать общую картину, представить ту законность, которая лежит в основе
фактов. С течением времени в уме школьника создается более связная
картина общей жизни природы — связь её климатических, почвенных и биологических процессов, и он сам может быть уже деятельным участником жизни как регистратор и отчасти регулятор некоторых доступных и понятных процессов.

К этой области примыкает математика, входящая со своими исчислениями и соотношениями во все процессы. Так много придется
измерять, сосчитывать, сравнивать и решать действительно важные
задачи.

Школа не может быть мыслима без упражнений: происходит ли
физическая работа, в особенности новая, или делается привычная,
ей должны предшествовать упражнения, облегчающие схватывание
процесса работы. Упражнение памяти, способности и наблюдения в
четком письме, в быстром счете, в ритмических движениях должны непременно иметь место в разумной школе, ибо дисциплина работы дается легкостью и ясностью движений.

 

Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает
физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — деловое самоуправление.
Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества — игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума.
Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом
этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в
должное время и не заслоняющее основной цели организации детской
жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: