Характеристика психологии как науки.




Псих-я - наука о душе, изучающая отдельные факты психической жизни человека, она выясняет закономерности их развития и механизмы, лежащие в их основе.

Задачи: изучение основных законов психической жизни, облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Психика человека - это не только психические процессы, но и их содержание, состояния и св-ва личности.

П-е процессы - это мышление и речь, эмоции и чувства, Ощущения, память, внимание и т. д.

П-е состояния - это проявления личности с различным уровнем активности, например: состояния утомления и тревожности, вдохновение или стресс. На их фоне осуществляется практическая и психическая деятельность человека.

П-е свойства - особенности личности, которые проявляются в поведении и деятельности каждого человека, такие как: темперамент, характер, способности и т. д.

П-я, постоянно развивается, взаимодействует с другими науками, появляются новые направления, проекты. В результате появляются новые отрасли п-ии, которые делят по основаниям:

1) конкретная деятельность (психология искусства, спорта, труда и т. д.)

2) социальность, отношения человека к обществу (психология личности, группы, класса, социальная. п-я, и т.д.).

3) развитие (детская психология, психология животных, и т.п.);

У каждой отрали своя цель: получение или применение нового знания: фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. Некоторые направления психологии объединяются и появляются новые направления: психофизиология, нейропсихология и т. д.

Наблюдается тесная связь п-ии с философией, которая является основой п-ии, с биологией (в частности с физиологией высшей нервной д-ти), с педагогикой. П-я изучает психологические механизмы, лежащие в основе педагогической деятельности, закономерности воспитательно-образовательного процесса.

Важно учитывать п-е факторы при организации трудовой деятельности людей.


2. Филогенез психики.

Психика — свойство мозга отражать объективную действ-ть и на основе формируемого при этом п-о образа регулировать д-ть субъекта и его поведение. Она включает в себя: познавательные п-е процессы, позволяющие человеку познать окружающее (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); п-е состояния, включающие мотивацию, эмоциональные переживания; п-е свойства— индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности). Психика побуждает человека к постоянному поиску, ставит перед выбором, что является необходимой стороной деятельности человека. Благодаря ей - человек объективно воспринимает окружающую действительность, совершенствуется в процессе активной деятельности; формруется его индивидуальность.

Филогенез психики - историческое развитие психики. А.Н. Леонтьев и К.Э. Фабри предложили и развили гипотезу о развитии психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами. Они утверждали, что развитие психики животных прошло несколько стадий и уровней.

Человеческая психика и сознание развивалась также постепенно. Предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, он мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Живя в стаде, люди противостояли опасностям, оказывая помощь друг другу. Постепенно человек становится "умелым". У него появляется способность к мышлению, потребность к общению с другими людьми. Речь способствует развитию абстрактного мышления.

Человек "разумный" развивается. Он стремиться познать себя, анализируя собственную деятельность и поведение. Формируются навыки самоконтроля и самовоспитания.


3. Строение и функционирование головного мозга.

Головной мозг является основной состовляющей ЦНС. Его масса у взрослого человека 1400-1500 г. Он включает в себя 5 отделов: передний, промежуточный, средний, задний и продолговатый. В этих участках мозга находятся: мозжечок, продолговатый мозг, таламус, гипоталамус и др., где происходят основные процессы, влияющие на высшие п-е функции, состояние, мышление и сознание человека. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Здесь находятся центры, регулирующие дыхание, движения сосудов, сердечную деятельность, изменяющие тонус некоторых групп мышц, защитные рефлексы (кашля, чихания, мигания, слезоотделения).

Задний мозг контролирует координацию движений и слух.

В среднем мозге находятся слуховой и зрительный анализаатор.

Промежуточный мозг включает в себя неколько участков, поэтому зона его ответственности значительно шире-это все виды чувствительности, деятельность нервной системы, регуляция обмена в-в, сон и бодрствование, эндокринные ф-ии организма, деятельность вегетативной н-й системы.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Образует кору головного мозга серое в-во, а белое вещество — это проводящие пути полушарий. Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Это и спино-мозговой рефлекс, и связь отганизма с внешней средой, так же является материальной основой психической деятельности человека.

Функц-е гол. мозга осуществляется по средствам нейронов (нервных клеток). От нейрона отходят короткие отростки-дендриты и один длинный-аксон, который соединяется в синопсе с другим нейроном. Таким образом образуется скопление нервных клеток по которым происходит прохождение нервных импульсов сначала из отдельных участков тела в головной мозг, а оттуда ответные командные импульсы поступают по нервной цепи в соответствующие части организма, запуская рефлекторные и др. процессы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: