Характеристика восприятия.




Восприятие - это отражение в сознании человека предметов в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Виды восприятия классифицируют в зависимости: от вида доминирующего анализатора (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное и вкусовое и смешанные виды восприятия), от формы существования воспринимаемой материи (восприятия пространства, времени и движения), от наличия или отсутствия цели перцептивной деятельности (преднамеренное и непреднамеренное восприятие). Наблюдение-это активное, преднамеренное и целенаправленное восприятие.

Исследование восприятия осуществляется с помощью следующих методов: вынужденного выбора, минимальных изменений, оценки, едва заметной разницы постоянных раздражителей, центральной точки, средней ошибки.

К методам исследования восприятия относится феноменологический метод (исследование закономерностей и изменением состовляющей содержания), самонаблюдение, контроль за скоростью обнаружения и распознания раздражителя.

Генетическим методом исследуются закономерности развития процессов восприятия на различных возрастных этапах. С помощью метода моделирования работы процессов восприятия можно получить четкое описание и прогноз отдельных воспринимающих феноменов и опытных взаимосвязей.


10. Характеристика памяти.

Память – это п-й процесс, обеспечивающий приобретение, хранение и повторное использование человеком информации и прошлого опыта. выполняющий объединительную функцию психики. В коре полушарий головного мозга, благодаря нейронам, образуются временные связи. Различают произвольную (информация запоминается целенаправленно) и непроизвольнуюинформация запоминается без волевых усилий) память. Память так же может представлять: характер активности действий (эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, образная), время (кратковременная, долговременая, мгновенная, оперативная). Память может запоминать и сохранять информацию, забывать или воспроизводить её.

Свойства памяти: объём, длительность, точность и скорость запоминания или воспроизведения. У кождого человека этот набор свойств индивидуален.

Для исследования процесса запоминания и воспроизведения информации используют множественые методы.: заучивание, удачных ответов или парных ассоциаций, обучения путём проб и ошибок, тождественных рядов.

Для исследования процессов сохранения тоже существуют специальные методы: последовательного воспроизведения, реконструкции зауеных рядов и др.


11. Характеристика мышления

Мышление - это мысленое отражение человеком окружающей действительности.Осуществляется оно по средствам рефлекторной деятельности головного мозга: нейронные связи в коре больших полушарий мозга под воздействием сигналов второй системы (речи) при опоре на первую сигнальную систему (ощущения, восприятия, представления).

В процессе мышления формируются и усваиваются мысли, суждения, задачи и это может выражаться в виде синтеза, анализаконкретизации, обобщения и т. д.

К процессам мышления относят: индукция и дидукция, суждение и умозаключение.

Существуют различные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.

Мыслящий человек обладает определённым уровнем интеллекта.

Интеллект - это совокупность мыслительных процессов, познавательной деятельности, которая позволяет решать различного рода задачи, позволяет разобраться в них.

Существуют различные методы, позволяющие оценить уровень интеллекта, при этом учитываются: наглядно-образное и наглядно-действенное и словесно-логическое мышление и используются вербальные и невербальные методики. При подведении итогов тестирования для полной картины нужно учитывать количественую характерисстику и качественый анализ ответов.


12. Характеристика речи.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Чтобы понимать и говорить на каком-либо языке необходимо его знать.

По средствам р. мы можем передать информацию, эмоции, смысловой подтекст. Большие полушария головного мозга запускают р., т. к. левое полушарие является ведущим в р-й деятельности. Р. носит рефлекторный характер. Различают письменную и устную, внешнюю и внутреннюю р.

Говоря о речи возникает вопрос о наличии речевых центров в больших полушариях головного мозга. Их насчитывается 4: центр Брока регулирует громкость призношения, зрительный-связан с процессом речи, графический способствует письму, центр Вернике помогает осмыслению речи.

Функции устной и письменной реч различны.

Письменная речь чаше всего научная, деловая, лишена эмоциональной окраски, выразительных средств.

Устной речью пользуются во время разговора. Так как собеседников могут объединять общие переживания, они понимают др. друга сполуслова. Но бывает, что устная речь может быть официальной, например вовремя доклада.

Внешняя и внутрення речь так же отличаются по структуре, функции, но они тесно взаимодействуют друг с другом. Они дополняются вербальной система знаков (тембром голоса, его диапазон, тональность); и экстралингвистической системой (включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи). Взаимодействуя с речевой системой, данные системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.


13. Характеристика воображения.

Воображение – психический процесс создания образов в процессе перестройки имеющихся представлений. В в-и преобразуется прошлое, возникают образы будущего.

Функции в-я: предвосхищение, проникновение в мир других людей, определение цели предстоящей деятельности, замещение. Бывает в-е ативное (мечты, фантазии) и пассивное (сон, гипнотическое состояние). Оно рождает различные фантазии, образы, например преувеличение или преуменьшение, подчеркивание различных черт х-ра. Существует понятие "творческое в-е".

Для исследования различных видов в-я разработаны методы экспертых оценок, анализа новых идей или изобретений. Существуют даже специальные тесты, определяющие степень креативности решения задач. Но оценить творческий процесс непросто. Гилфорд назвал 16 способностей, характеризующих творческую личность:оригенальность мысли, способность к разработке гипотизы, любознательность, гибкость и т. д. На сегодняшний момент при исследовании тв-х способностей используют новые технологи, например томографию.


14. Характеристика темперамента.

Темперамент -это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, которые обусловленные типом высшей нервной деятельности и характеризуют динамическую, эмоционально-волевую стороны ее поведения.

И.П. Павлов считал, что в основе индивидуальных различий лежит сила нервных процессов, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Существуют 4 типа высшей нервной деятельности, с определенным типом темперамента:

1) сангвиник (подвижный, сильный, уравновешенный)

2) флегматик (инертый, сильный, уравновешенный)

3) халерик (сильный, неуравновешенный)

4) меланхолик (слабый тип).

Темперамент зависит от эмоциональности и динамики личности и проявляется по разному.

Двигательная, или моторная, активность проявляется в быстроте, силе, резкости, интенсивности движений и речи человека.

Эмоционально активный человек легко возбуждается, импульсивен, подвижный.

Сангвиник сильной, уравновешенный, быстро реагирующий на изменения ситуации, подвижный физически и психически. Он любознателен, открыт, общителен, работоспособен, пока ему интересно.

Меланхолик ранимый, вяло реагирует на окружающий мир, нерешительный, всего боится, не способен быстро принимать решения, адаптируется с трудом, работает продуктивно, очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды, замкнуты, часто смущаются.

Флегматик внешне, и внутренне невозмутим и спокоен, целеустремлён, медлительный, настойчивый и упорный труженик, тяжело сходится с людьми. Хороший надёжный друг.

Холерик — неуравновешенный характер с сильной нервной системой, быстрый, страстностный и целеустремленный, эмоционально возбудим, легко впадает в ярость, быстрая смена настроений, быстро остывает, интерес к работе пропадает, затруднено общение с окружающими.

В каждом человеке соединяются черты различных типов темперамента, в чистом виде почти не встречаются. На основе типа темперамента формируется характер личности, сущность которого рассмотрим далее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: