Условия симметрии обмотки якоря. Обмотку якоря называют симметричной, если ее параллельные ветви обладают одинаковыми электрическими свойствами: имеют одинаковые электрические сопротивления и в них индуцируются одинаковые ЭДС. В несимметричной обмотке якоря ток якоря распределяется в параллельных ветвях неодинаково, что влечет за собой перегрузку одних ветвей в недогрузку других. В результате растут электрические потери в обмотке якоря, а полезная мощность машины уменьшается.
Первое условие. Каждая пара параллельных ветвей обмотки должна состоять из одинакового числа секций. Это условие выполняется, если на каждую пару параллельных ветвей приходится одинаковое число секций, т. е. отношение числа секций S к числу пар параллельных ветвей а обмотки якоря равно целому числу.
Второе условие. Секции каждой пары параллельных ветвей должны занимать на якоре одинаковое число пазов: ц.ч.
Третье условие. Каждая пара параллельных ветвей обмотки должна занимать одинаковое положение относительно системы главных полюсов, что выполнимо при = ц. ч.
Уравнительные соединения. Даже при соблюдении всех условий симметрии обмоток ЭДС параллельных ветвей обмотки якоря в многополюсных машинах могут оказаться неодинаковыми. Причина этого — магнитная несимметрия, из-за нее магнитные потоки одноименных полюсов оказываются неодинаковыми. Происходит это из-за дефектов, возникающих при изготовлении машины: наличия раковин в отливке станины, некачественной сборки полюсов, неправильной центровки якоря, т. е. его перекоса, отчего воздушный зазор под полюсами становится неодинаковым.
Влияние магнитной несимметрии на работу машины зависит от типа обмотки якоря. В волновых обмотках секции каждой параллельной ветви равномерно распределены под всеми полюсами машины, поэтому магнитная несимметрия не влечет за собой неравенства ЭДС в параллельных ветвях, так как она одинаково влияет на все параллельные ветви обмотки.
В петлевых обмотках якоря секции, образующие параллельную ветвь, расположены под смежной парой полюсов. Поэтому при 2 > 2магнитная несимметрия становится причиной неравенства ЭДС параллельных ветвей, что ведет к появлению в обмотке якоря уравнительных токов.
Рисунок 3.1 - Уравнительные токи в параллельных ветвях
простой петлевой обмотки якоря при магнитной несимметрии.
Неравномерная нагрузка параллельных ветвей ведет к перегреву обмотки и увеличению электрических потерь в ней. Перечисленные явления нарушают нормальную работу машины, например, перегружаются некоторые щетки (в рассматриваемом случае — щетка ), что вызывает интенсивное искрение на коллекторе. Для уменьшения неравномерной нагрузки щеток в простых петлевых обмотках поступают следующим образом: точки обмотки якоря, потенциалы которых теоретически должны быть одинаковыми, электрически соединяют между собой. В этом случае возникающие в обмотке уравнительные токи замыкаются внутри обмотки без выхода на щетки.
Указанные соединения выполняют медными проводами и называют уравнительными соединениями первого рода (уравнителями). Практически доступными для соединения точками равного потенциала являются концы секций, присоединяемые к коллекторным пластинам, или лобовые части обмотки со стороны, обратной коллектору.
Количество точек в обмотке, имеющих одинаковый потенциал, равно числу полюсов в машине. Расстояние между двумя соседними точками равного потенциала называют потенциальным шагом . При расположении уравнительных соединений со стороны коллектора потенциальный шаг выражается числом коллекторных делений: .
Полное число уравнителей первого рода, которое можно установить в машине, равно .
В сложных петлевых и волновых обмотках простые обмотки, образующие сложную, соединены параллельно через щеточный контакт. Но обеспечить одинаковый контакт щеток со всеми простыми обмотками практически невозможно, поэтому ток между простыми обмотками распределяется неодинаково, что нарушает равномерное распределение потенциала по коллектору и можем вызвать на нем искрение. Для устранения этого нежелательного явления применяют уравнительные соединения (уравнители) второго рода, спомощью которых простые обмотки, входящие в сложную, электрически соединяют между собой в точках равного потенциала. Таким образом, если уравнители первого рода устраняют нежелательные последствия магнитной несимметрии, то уравнители второго рода устраняют неравномерность в распределении потенциала по коллектору при сложных обмотках якоря.
На рис. 3.2 представлена схема сложной волновой обмотки с уравнителями второго рода, соединяющими точки равного потенциала на лобовых частях обмотки со стороны, противоположной коллектору. Эти точки отстоят друг от друга на расстоянии потенциального шага .
Секцию 2 соединяют с секцией 11, секцию 3 — с секцией 12 и т. д. (на схеме показаны лишь два уравнителя).
Таким образом, если в сложных волновых обмотках применяют лишь уравнители второго рода, то в сложных петлевых обмотках необходимы как уравнители первого, так и уравнители второго рода.
Рис. 3.2 - Уравнительные соединения
второго рода в сложной петлевой обмотке якоря
Задача 1.
Выберите тип обмотки и рассчитайте ее шаги. Обоснуйте свой выбор. Начертите развернутую схему и схему параллельных ветвей обмотки якоря машины постоянного тока.
Наименование, условное обозначение и единицы измерения величин | Вариант 7 |
Число пар полюсов, р | |
Число элементарных пазов, | |
Число секций, | |
Число коллекторных пластин, | |
Ток в якоре, |
Решение.
Применение в машинах постоянного тока того или иного вида обмотки якоря обусловлено технико-экономическими требованиями, т. е. выбранный тип обмотки должен обеспечивать необходимую ЭДС при заданном токе и при этом следует стремиться к возможно полному заполнению медью проводников пазов якоря и, кроме того, машина должна иметь минимальную стоимость. Выбранный тип обмотки должен содержать как можно меньше пазовых проводников N, т. к. в противном случае значительная часть площади паза будет занята изоляцией этих проводников, что уменьшает магнитный поток Ф. Поэтому при выборе типа обмотки якоря следует отдавать предпочтение обмоткам с минимальным числом параллельных ветвей, например, простой волновой обмотке с числом параллельных ветвей 2а = 2.
К условиям, ограничивающим применение простой волновой обмотки, следует отнести предельное значение тока в параллельной ветви (300÷400 А) и среднее значение напряжения между смежными коллекторными пластинами, которое не должно превышать:
- для машин мощностью до 1 кВт – (25÷30) В,
- для машин мощностью более 1 кВт – 16 В.
Ток параллельной ветви должен ограничивается значением Ia=(300-350)А.
Ток параллельной ветви:
;
Выбирается простая волновая обмотка.
В простой волновой обмотке:
;
Шаг по коллектору подсчитывается по формуле:
;
где К – число коллекторных пластин.
;
Ширина секции оценивается первым частичным шагом у1, который выражается числом элементарных пазов и определяется по формуле:
;
Zэ – число элементарных пазов якоря;
p – число пар полюсов машины;
- правильная дробь, на которую надо уменьшить или увеличить , чтобы выражался целым числом.
;
где S – число секций обмотки.
Обмотка якоря щетками, наложенными на коллектор, делится на части, называемые параллельными ветвями. Число параллельных ветвей в простой волновой обмотке: 2а = 2.
Ширина полюса без учета зазора определяется по формуле:
;
Ширина полюса с учетом зазора определяется выражением:
;
Рисунок 1 – Развернутая схема якорной обмотки.
Рисунок 2 – Схема параллельных ветвей обмотки якоря.
Задача 2.
Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением работает в номинальном режиме с мощностью Р ном при напряжении Uном и токе Iном. Ток в обмотке возбуждения -- Iв, в обмотке якоря - Iа. Сопротивление обмотки возбуждения при tхол = 20 °С - RВ 20°С, а обмотки якоря – Ra 20°С. ЭДС генератора- Е. КПД генератора - rном, а суммарные потери мощности в генераторе ∑ р.
По заданным в таблице 2 значениям величин определить все остальные, отмеченные в таблице прочерками.
Наименование, условное обозначение и единицы измерения величин | Вариант 7 |
Номинальная мощность, | - |
Номинальное напряжение, | |
Номинальный ток, | 23,4 |
Ток в обмотке возбуждения, | 1,67 |
Ток в обмотке якоря, | - |
Сопротивление обмотки возбуждения | - |
Сопротивление обмотки якоря | 0,46 |
ЭДС генератора, | - |
КПД генератора, | 0,86 |
Суммарные потери мощности в двигателе, | - |
Рабочая температура, |
Решение.
Сопротивление обмотки якоря, приведенное к рабочей температуре +75°С:
где - температурный коэффициент для меди;
- разность между рабочей температурой и начальной.
Рисунок 2 – Схема генератора постоянного тока с параллельным возбуждением.
Номинальная мощность генератора:
;
Сопротивление обмотки возбуждения, при рабочей температуре:
;
Сопротивление обмотки возбуждения, при температуре +20°С:
;
Номинальный ток якоря:
;
ЭДС якоря генератора:
;
Мощность приводного двигателя:
;
Суммарные потери мощности:
;
Задача 3.
Трехфазный трансформатор имеет номинальную мощность SHQM. номинальные (линейные) напряжения обмоток U1ном и U2ном - номинальные токи I1ном и I2ном и коэффициент трансформации k. В сердечнике трансформатора сечением Q создается магнитная индукция Втах при частоте тока f=50Гц. Обе обмотки соединены в звезду. Числа витков первичной и вторичной обмоток – w1 и w2. ЭДС в обмотках (фазные величины) составляют Е1ф и Е2ф. По заданным в таблице 3 значениям величин определить все остальные, отмеченные в таблице прочерками.
Наименование, условное обозначение и единицы измерения величин | Вариант 7 |
Номинальная мощность трансформатора, | - |
Номинальное первичное напряжение, | - |
Номинальное вторичное напряжение, | 0,4 |
Номинальный ток первичной обмотки, | 60,7 |
Номинальный ток вторичной обмотки, | |
Коэффициент трансформации, | - |
Сечение сердечника трансформатора, | - |
Магнитная индукция, | 1,45 |
Число витков первичной обмотки, | - |
Число витков вторичной обмотки, | 20,5 |
Фазная ЭДС первичной обмотки, | - |
Фазная ЭДС вторичной обмотки, | - |
Решение.
Рисунок 3 – Схема соединения обмоток трансформатора Y/Y.
Номинальное фазная ЭДС вторичной обмотки:
;
Номинальная мощность трансформатора:
;
Номинальное первичное напряжение:
;
Коэффициент трансформации:
;
Максимальное значение основного магнитного потока трансформатора:
;
Сечение стержня:
;
Число витков первичной обмотки трансформатора:
;
Фазная ЭДС первичной обмотки:
;
Список литературы.
1. Кацман М.М., Электрические машины. – М.: Издательство Академия, 2009.
2. Сборник задач по электрическим машинам 4-е изд. /Под ред.М Кацман М.М..: Издательский центр «Академия», 2008
3. Китаев В.Е.,.Корхов Ю.М,. Свирин В.К. Электрические машины. Часть 1. Машины постоянного тока. Трансформаторы. – М.: Высшая школа. 1978.
4. Пиотровский Л. М. Электрические машины. Энергия 1974.