Мышление и речь в воинской деятельности
Лекции, прочитанные в Военно-Политической Академии
Познавательные психические процессы играют большую роль в учебе, службе и боевых действиях воина. На основе этих процессов происходит усвоение воином учебного материала в ходе обучения и воспитания, ориентировка в окружающей обстановке при выполнении боевого задания, в бою и т д. Успехи воина, следовательно, зависят от качества его познавательных процессов.
Познание человеком окружающего мира, по определению В. И. Ленина, идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практической деятельности, в познании участвуют такие психические, процессы, как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.
Из этой схемы убедительно вытекает, что важнейшим познавательным процессом, высшей формой познания является мышление и связанная с ним речь. Поэтому офицеру очень важно иметь необходимый минимум знаний о мышлении и речи, чтобы способствовать развитию этих познавательных процессов у подчиненных.
Развитие мышления и речи у воинов имеет большое значение как в свете реализации общих задач коммунистического воспитания, выдвинутых XXI съездом КПСС, так и в плане индивидуальной подготовки воинов к успешным боевым действиям в условиях современной ракетно-ядерной войны.
I. Общая характеристика мышления
Процессы ощущения и восприятия обеспечивают правильное отражение в сознании воина отдельных свойств, качеств и предметов окружающего мира. Но объективные условия, например условия боя, нельзя свести только к совокупности свойств, качеств и предметов. Они значительно более сложны.
Наступающее подразделение противника—это не просто некоторое число танков, самодвижущихся орудий, бронетранспортеров, стрелков и т. д. Все эти предметы определенным образом связаны между собой и взаимодействуют, составляя боевой порядок. Боевой порядок и его построение в свою очередь зависят от задач, решаемых подразделением, от сил и возможностей противодействующей стороны. Следовательно чтобы правильно отразить и на этой основе использовать создавшуюся обстановку боя — мало ощущать и воспринимать отдельные качественные стороны и предметы,необходимо уловить особенности и характер связей и отношений между этими предметами и явлениями.
Связи и отношения между предметами и явлениями объективной действительности не могут отражаться ощущениями и восприятиями, так как эти связи не являются какими-то материальными образованиями, они отражаются в человеческом сознании благодаря процессу мышления, который в свою очередь опирается на ощущения и восприятия.
Именно с ощущения и восприятия начинается всякое человеческое познание, но оно выходит за рамки того, что непосредственно воздействует на органы чувств человека. Например, опытный воин в передвигающейся группе мотоциклистов видит разведывательное подразделение противника и, таким образом, узнает о приближающихся главных силах, т.е. материал восприятия в данном случае выступает в качестве основания для более сложного познавательного процесса — мышления. Мышление же более глубоко и полно раскрывает действительность.
В общем определении можно сказать, что мышление — это процесс отражения человеком связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Однако определение мышления по объекту отражения, конечно, не дает полного представления об этом сложном познавательном процессе, не позволяет сделать педагогические выводы. Для этого мышление следует раскрыть как процесс, с его особенностями и отличиями от других познавательных процессов.
Если говорить, для сравнения, о процессах ощущения и восприятия, то их можно представить как проекцию тех или иных раздражителей в коре головного мозга человека. Например, ощущение звука — это возбуждение соответствующего коркового участка в результате передачи туда возбуждения рецепторной слуховой клетки, вызванного звуковым раздражителем. Восприятие летящего самолета—это уже сложный комплекс корковых возбуждений вследствие работы зрительного, слухового и мышечного анализаторов, на которые падают соответствующие раздражения от воспринимаемого объекта. Как видно, в этих случаях сущность простейших познавательных процессов сводится к проекции в человеческом сознании тех свойств, явлений, предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущение и восприятие—это непосредственное познание, как определил. В И. Ленин "живое созерцание" непосредственно воздействующих на органы чувств раздражителей.
Мышление — значительно более сложный процесс. Здесь мы имеем дело не только и не просто с проекцией раздражителя в корковых областях мозга. Например, солдат слышит звуки разрывающихся снарядов. Эти звуки неравномерны, они перемежаются особо сильными взрывами, звуки удаляются и т. д. Воспринимая эти простые звуковые раздражения, он вместе с тем прекрасно улавливает картину развивающейся артиллерийской подготовки: обстрел второстепенных участков обороны противника ствольной артиллерией, атомный удар по узлам обороны, перенос огня в глубину обороны противника. На этой основе воин приходит к выводу о совершенном прорыве обороны противника. В данном случае мы наблюдаем непростую проекцию в сознании воина тех или иных свойств и предметов окружающего. Он опосредствованно отражает то, что непосредственно не воздействует на сознание. Опосредствованное отражение возможно благодаря мышлению.
Естественно, возникает вопрос: почему же в мышлении возможно опосредствованное отражение?
В человеческом мозгу совершается определенная переработка поступающей через ощущение и восприятие информации. Благодаря этой переработке в мышлении отражаются связи между предметами и явлениями объективного мира. Это происходит потому, что в мышлении осуществляется сложный процесс: сравнения отражаемого в данный момент с тем, что было в прошлом опыте; анализа, выделения отдельных элементов отражаемого; синтетического отражения всех элементов обстановки. По выражению Ф. Энгельса, «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единство» (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1952, стр. 40).
Именно аналитико-синтетическая деятельность существенно отличает мышление от других познавательных процессов.
Чтобы понять сущность мышления, надо раскрыть его связь с речью, словом, так как благодаря речи, слову в мышлении осуществляются анализ и синтез объективной действительности.
Мышление нельзя представить в отрыве от известной деятельности его материального носителя — мозга. Эта связь материализуется благодаря речи, слову.
Система слов и соответствующая им система корковых связей составляют типичную для человека вторую сигнальную систему. Благодаря этой системе человек ориентируется и правильно реагирует в человеческой среде, где каждый объект, каждый предмет имеет свое словесное обозначение.Но слово не просто обозначает отдельный предмет, слово выражает понятие. Ведь человек, например, воспринимает всевозможные жилые постройки и со словом «дом» у него связывается не какой-то отдельный предмет, а наиболее существенное, главное, что характерно для всех домов.
Понятие — это сложное психологическое образование. Если в ощущении и восприятии человек непосредственно отражает предмет, воздействующий в данный момент на органы чувств, то представление—более или менее точный образ предмета, который в данный момент человек не воспринимает. Понятие отличается от представления. В понятии запечатлены наиболее важные свойства, черты предмета. Так, солдат- разведчик, докладывая результаты разведки, может легко представить образ огневой точки противника, замеченной в определенном месте его обороны. Этот образ, более или менее точно соответствующий оригиналу, и будет образом представления. Командир же, слушая доклад разведчика, конечно, не сможет воссоздать образ того, что он сам не наблюдал. Но он хорошо знает пулеметы, фортификационные сооружения и т. д., т. е. у него есть понятия обо всём том, о чем докладывает солдат. Поэтому командир правильно поймет доклад солдата и более или менее правильно воссоздаст в своем сознании обстановку.
Понятие является результатом анализа, синтеза, сравнения окружающего в процессе его познания человеком. Вместе с тем на основе понятия осуществляется анализ, синтез, сравнение того, что человек отражает. Поэтому воспринимая какой-то предмет, благодаря обозначающему его слову-понятию человек проникает в существо этого предмета, хотя оно в данный момент может непосредственно и не выступать.
В этом легко убедиться на таком примере. Предположим, сигнальщик заметил бурун на поверхности моря. Уже простое словесное обозначение замеченного понятием «бурун» позволяет отразить то, что скрыто от непосредственного восприятия— подводную лодку. Это происходит потому, что непосредственно отражаемое как бы подводится под понятие, содержание которого известно из прошлого опыта. Благодаря понятию воспринимаемое сравнивается, анализируется и тем самым отражается в глубоком содержании.
Процесс мышления можно рассматривать как оперирование понятиями, имеющими словесное выражение, на основе которых происходит анализ, синтез и сравнение отражаемого.
Например, офицер, работая на карте, отражает зафиксированную обстановку в четких понятиях:«противник численностью до двух пехотных взводов, усиленных безоткатными орудиями, сосредоточился вдоль опушки леса «Долгий». И многочисленные наметки на карте отложились в его сознании именно в такой последовательности понятий. Это значит, что проделана сложная мыслительная работа по синтезу элементов обстановки в цельную, связную картину. В приведенной фразе благодаря словам-понятиям выражены связи элементов боевой обстановки, связи, которые непосредственно не выступают, и, значит, не могут отражаться ни ощущениями, ни восприятиями.
Придя к четким обобщениям о положении сторон, офицер, далее, из анализа и сравнения соотношения сил на данном участке приходит к выводу, что противник готовит контратаку, т. е. раскрывает внешне невыраженные связи и отношения.
Следовательно, анализ, синтез и сравнение отражаемого (т. е. сам процесс мышления) возможны потому, что психика человека имеет арсенал сложных образований — понятий. Эти понятия живут в сознании в виде слов, фраз, речи. Мышление как раз и опирается на слова, как на реально существующие понятия, позволяющие анализировать, синтезировать, сравнивать отражаемое. Благодаря анализу, синтезу и сравнению возможно отражать сложные связи и отношения в окружающем мире, те связи и отношения, которые непосредственно не выступают перед сознанием человека.
По роли языка, слов, понятий мышление можно определить как опосредствованное словом отражение сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективной действительности. В мышлении, таким образом, внешний мир отражается опосредствованно. Мышление — это опосредствованное познание.
Итак, мышление — это высшая форма человеческого познания. В ощущениях и восприятиях осуществляется чувственное познание действительности. Чувственное, непосредственное познание не может раскрыть связей и отношений объективного мира, тем более таких сложных связей и отношении, которые наблюдаются в человеческом обществе. Это возможно только в мышлении. Именно поэтому человеческая практика, деятельность невозможны без опоры на правильное мышление, опосредствованное познание.
Война—это одна из форм, и притом исключительно сложная форма человеческих отношений. Поэтому военная деятельность может быть успешной только тогда, когда мышление воина хорошо натренировано и обладает качествами, необходимыми для правильного отражения сложных связей боевой обстановки.
Чтобы развивать мышление воина, формировать у него необходимые для войны качества ума, нужно хорошо представлять себе, как практически протекает процесс мышления.
Процесс мышления—это процесс решения задачи. Каждый человек в течение суток решает множество всевозможных задач различной сложности. И в решении задачи есть наиболее рациональный путь, которого всегда должно придерживаться мышление. Этот путь можно проследить, разделив его условно на отдельные фазы.
Мыслительный процесс, решение задачи всегда начинается с вопроса, с удивления. Осознание вопроса есть не что иное, как осознание задачи.
Но вопрос в сознании человека, понятно, возникает не стихийно, его возникновение побуждается соответствующим мотивом.
Рассмотрим процесс мышления на примере решения мыслительной или, как говорят, теоретической задачи.
В боевых условиях возможен такой случай. Разведчики в результате ночного поиска доставили к командиру подразделения пленного. Пленный показал, что он является солдатом такой-то роты. Это расходилось с теми данными, которые имел командир о противостоящем противнике. Ответственность командира за предстоящий бой послужила мотивом, побудившим возникновение у него вопроса: каковы же силы и намерения противостоящего противника? С четкой формулировки этого вопроса и начинается процесс решения задачи. Если вопрос сформулирован и представляется в сознании нечетко, то и ход решения задачи не будет последовательным, решение может быть ошибочным.
Развитие военного мышления поэтому включает тренировку воинов в постановке вопроса, в осознании, уяснении задачи. В подобных упражнениях, если они проводятся систематически, развивается у военнослужащих такое качество ума, как определенность, конкретность.
От осознания задачи мысль далее переходит к ее решению.
Надо учитывать, что бывают простые задачи, для решения которых все данные заложены в самой ситуации, в самих условиях. Например, солдат ведет огневой бой с дозором противника. Поражение вражеского дозора, т. е. решение этой практической задачи, требует от солдата правильного учета и использования свойств местности так, чтобы поставить врага в невыгодные условия боя и добиться преимущества: он должен укрыться, замаскироваться, выбрать позицию, с которой противник лучше просматривается. Подобные решения заложены в самой ситуации.
Солдат необходимо учить находить правильный ответ, решение задачи в самой ситуации, что достигается умением оценивать обстановку, местные предметы, которые надо использовать в бою так, чтобы можно было добиться преимущества над противником. Это и будет развитием мышления у воинов, развитием умения решать практические задачи.
Бывают более сложные задачи, для решения которых требуется привлечение знаний, полученных в прошлом. Так, например, успешное ведение морского боя предполагает построение боевого порядка кораблей по соответствующим правилам, выведенным из проверенного жизнью опыта. Понятно, что для решения такого рода задач, а они очень часто встречаются в работе командира, нужна хорошая теоретическая подготовка, глубокое осмысление и обобщение своего личного опыта.
Наконец, бывают очень сложные задачи, которые не могут быть подведены под те или иные положения прошлого опыта, успех их решения зависит от умения хорошо учитывать обстановку, опираться на все имеющиеся знания, творчески подходить к решению проблемы.
Можно сослаться на очень сложные задачи,которые приходилось решать в войнах прошлого. Так, применение пулемета вынудило изменить боевой порядок войск. Это решение было творческим, оно не могло опираться на общие положения. То же происходило, когда на поле боя впервые появились танки, когда был применен газ.
В настоящее время такой очень сложной задачей является определение характера будущей войны, особенностей ее начального периода, исследование и нахождение наиболее правильной организации войск, способов боевого использования новых видов оружия и т. д.
Готовя советских офицеров и солдат к современной войне, очень важно развивать у них творческое мышление, являющееся предпосылкой успешного решения теоретических и практических задач, с которыми придется встретиться, особенно в начальный период войны.
Второй фазой мыслительного процесса, решения задачи является формулировка предварительного ответа на возникшую задачу, вопрос, т. е. формулировка гипотезы.
Командир (в приведенном выше примере), используя показания пленного и свои знания по организации армии противника, предполагает, что против его подразделения концентрируются силы для нанесения удара. Гипотеза - это по существу попытка дать ответ на возникший вопрос.
Военнослужащие должны не только уметь строить предположения, исходя из имеющихся фактов, но и относиться к ним как к гипотетическим, как к одной из фаз решения мыслительной задачи, но не как к решению. Другими словами, речь идет о выработке такого качества мышления, как критичность.
Исключительно важной фазой решения задачи является проверка гипотезы [1]. Проверка гипотезы будет успешной в том случае, если офицер сможет собрать максимум информации об интересующем его факте и правильно оценить эту информацию, опираясь на знания, опыт. В нашем случае командир подразделения, чтобы проверить правильность своей гипотезы, начинает собирать материал о противостоящем противнике, и чем больше он соберет материала, тем достовернее будет проверка. Командир организует усиленное наблюдение за передним краем расположения противника, посылает поисковые группы, проводит огневую разведку. Он тщательно анализирует данные аэрофоторазведки, чтобы определить, подтягивал ли противник в ночное время войска к переднему краю; собирает данные радиотехнических средств, чтобы уяснить изменения в системе огня противника. Наконец, он связывается с соседом, где, как ему известно, раньше располагалась именно та рота, о которой сообщил пленный.
Все эти данные в совокупности позволяют командиру сделать вывод: подтвердилась или не подтвердилась выработанная первоначально гипотеза.
В ходе подготовки войск очень важно научить каждого солдата, офицера кропотливо, систематически собирать сведения, суммировать, обобщать их и делать выводы. На этой основе развивается у воинов такое качество мышления, как достоверность, обоснованность.
В результате проверки решающий задачу убеждается в правильности гипотезы — это, собственно, и будет решение задачи. Наш командир, предположим, сравнив свою гипотезу и данные проверки, убедился в ее верности. Исходя из этого, он делает вывод о группировке противостоящего противника и о его намерениях.
Людей нужно учить убеждаться. Необходимо, чтобы убеждение основывалось на знаниях, на фактах, чтобы люди умели критически подходить к ним, умели видеть, являются ли
эти знания и факты достаточным основанием для убеждения. С другой стороны, военнослужащий должен относиться к обоснованным знаниям и фактам, как к достоверной основе для убеждения. Но подвергаться влиянию случайных сомнений, чувств. Сомнения, случайные чувства могут свести на нет длительную работу мысли, породить нерешительность, повлечь за собой бездеятельность.
В процессе решения мыслительной задачи может быть и такой случай (как это часто бывает), когда данные проверки будут расходиться с гипотезой. В этом случае, обычно на основе дополнительных сведений вырабатывается новая гипотеза, которая проверяется сбором нового материала.
Очень важно уметь быстро выработать новую гипотезу, так как опровержение старой гипотезы еще не является решением задачи. Ведь даже в рассматриваемом примере факт нахождения солдата другого подразделения в расположении противостоящего противника во второй гипотезе может иметь не меньшее значение, чем ему придавалось по первой гипотезе. Например, может быть, что солдат сопровождал расчет атомной базуки, что также является фактором, меняющим соотношение сил. Следовательно, опровержение первой гипотезы еще не есть решение задачи, а задача должна быть решена, от этого зависит жизнь людей, успех боевых действий подразделения.
Так протекает мышление, если оно организовано и целенаправленно. Разумеется, деление на фазы проведено для того, чтобы лучше проследить этот процесс. В действительности процесс решения задачи может и не быть таким последовательным. Бывают случаи, когда боевые условия так влияют на психику воина, что не мысль ведет его, не мысль опережает события, а, наоборот, мысль подчиняется событиям, события угнетают мысль. Такое смятение делает мышление сумбурным, хаотичным, поступки воина становятся импульсивными, а действия — лишенными смысла. Понятно, что так случается, когда мышление воина плохо натренировано, плохо подготовлено к решению задач, когда он до боя не имел никакого представления о реальных боевых условиях.
Отсюда следует очень важный вывод. Личный состав еще в мирное время надо учить умению решать задачи в условиях боя, не подчинять свои мысли влиянию неблагоприятных условий боя.
Иной вывод делают американские военные психологи. Они говорят: раз мысль так слаба, что ее может парализовать опасность, обстановка боя, то в подготовке людей ставку надо делать не на развитие мышления, а на автоматизм и даже на инстинкт. Более того, они утверждают, что чем больше человек в бою похож на зверя, тем больший успех он будет иметь.
Исходя из этого, американские психологи приходят к заключению, что развитие сознания, мышления солдата дело не столь важное для войны. Этот вывод влияет на систему боевой подготовки войск, которая строится на принципе массовых тренировок — training.
Совершенно ясно, что этот вывод продиктован установившимся подходом господствующих классов империалистических государств к солдату, как к объекту эксплуатации в войне.
Последовательность мыслительного процесса при решении задачи показывает наиболее короткий и продуктивный путь к ее решению. Но успех мысли на различных фазах решения задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и методы мышления.
В мыслительных операциях выражаются различные способы подхода к познаваемому объекту. Психология различает следующие мыслительные операции:анализ, синтез, сравнение[2].
Операция анализа заключается в разложении целого на составные части. Можно расчленить на элементы предмет, ситуацию, явление.
Разборка оружия — это простейший пример аналитической деятельности, где практические действия предвосхищены мыслью, знанием оружия.
Командир может анализировать расположение противника, мысленно расчленяя его на отдельные участки, занимаемые отдельными подразделениями.
Оператор локационной установки анализирует траекторию полета ракеты, мысленно разбивая ее на отдельные составные участки.
Без умения правильно анализировать нельзя успешно изучать технику, оружие, тактику, нельзя успешно решить любую задачу, особенно боевую. Поэтому подготовка личного состава должна включать в себя развитие аналитических качеств мысли.
Синтез является операцией, противоположной анализу. Это — восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операции синтеза также подвержены предметы, ситуации, явления.
Сборка оружия, техники при подготовке ее к бою — это синтез. Подготовка ракеты к запуску предполагает монтаж ее элементов в целое, установку боезаряда, заправку топливом и т. д. В ремонтных мастерских элементы списанных машин используются для восстановления других поврежденных машин. Все это является синтезом на основе знаний о связях,существующих между известными предметами.
Многочисленные данные аэрофотосъемок объединяются в общую картину изучаемых объектов. Это тоже синтез.
По сигналам, полученным на разных радиотехнических установках, определяется маршрут полета сверхзвукового самолета, ракеты и т. д. и т. п.
Следует подчеркнуть, что анализ и синтез—две стороны одного процесса, процесса мышления. Именно на это обращал внимание Ф. Энгельс, говоря, что «без анализа нет синтеза» (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1952, стр. 40).
Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности пли различия между ними. Например, можно сравнить между собой тактико-технические данные различных видов стрелкового оружия. Можно сравнивать различные боевые операции, боевые качества солдат разных подразделений противника.
Благодаря сравнению более полно отражаются и лучше запечатлеваются в сознании особенности предметов и явлений. Поэтому развитие мышления солдата, как предпосылки успешной подготовки и успешных боевых действий, немыслимо без обучения его умению сравнивать.
К числу мыслительных операций также относят абстракцию, обобщение и конкретизацию.
При абстракции на основе анализа человек мысленно отвлекается от несущественных, второстепенных признаков сторон и свойств изучаемых предметов и явлений, выделяя в них общие и существенные. Эти отдельные существенные признаки могут исследоваться самостоятельно от других. Абстракция через раскрытие отдельных сторон и свойств позволяет лучше понять предмет или явление в целом.
В. И. Ленин, подчеркивая значение абстракции в мышлении человека, говорил, что «мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит—если оно правильное... — от истины, а подходит к ней....абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (В. И. Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 146).
При изучении атомного оружия, например, последовательно выделяют такие поражающие факторы, как ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию и т. д. и это способствует лучшему изучению атомного оружия.
Командир, готовя бой, должен уметь абстрагироваться от всех несущественных данных о противнике и прежде всего оценить его способность к нанесению атомного удара и к защите от поражения атомным оружием.
Поэтому тренировка военного мышления предусматривает также развитие способности абстрагироваться от многочисленных деталей, умения видеть и брать главное.
Операция обобщения сводится к объединению многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Например, оценивая стратегическую обстановку, особо обращают внимание на все базы и пункты, откуда может быть нанесен атомный удар. Благодаря такому подходу легче понять, представить поражающие возможности противника и подготовить парализующий удар.
Для командира, готовящего прорыв обороны противника, очень важно составить схему противотанковых средств в его обороне, чтобы определить задачи артиллерии на подавление и маневр танков.
Умение обобщать факты и сведения помогает командиру и политработнику глубже понимать морально-политическое состояние личного состава. Умение обобщать играет исключительную роль в деятельности разведчика- информатора, наблюдателя и т. д.
Поэтому для развития военного мышления очень важно научить воинов обобщать типичные явления, факты.
Наконец, конкретизация — это отражение многих или всех сторон единого предмета или явления.
Например, подводя итоги периода обучения личного состава, командир может остановиться на дисциплине, подробно показать ее состояние и раскрыть все обстоятельства, влиявшие на уровень дисциплины.
Без умения конкретизировать нельзя точно понимать и отражать окружающее.
Поэтому командир, обучая и воспитывая своих подчиненных, должен постоянно заботиться о том, чтобы развивать у них умение конкретизировать, умение видеть действительность полнее, передавать все виденное во всей полноте его свойств и качеств.
Процесс решения любой задачи, проникновения в суть вещей и явлений может происходить в различных формах. В психологии принято выделять три формы мыслительного процесса: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов и явлений. Понятие есть элемент мысли, именно в понятиях идет процесс человеческого мышления, о чем уже говорилось. Вместе с тем понятие является и результатом сложной мыслительной работы, результатом познания окружающей действительности. Понятие формируется на основе последовательного перехода от ощущения к восприятию и представлению. Представление подвергается переработке в сознании человека: стираются некоторые детали, рельефнее выступают отдельные существенные элементы, образ предмета значительно схематизируется и по существу уже относится не к отдельному предмету, а ко многим ему подобным. Таким путем на базе представлений формируются понятия.
Понятийную форму мышления, т. е. процесс образования понятий как отражения общих и существенных свойств предметов и явлений можно представить следующим образом: первоначально солдата, например, знакомят со стрелковым оружием, показывая его, давая возможность обращаться с ним. Усваивая отдельные свойства и качества конкретных видов оружия, солдат начинает воспринимать их, как имеющие свои особенности. Далее он настолько хорошо знакомится с отдельными видами оружия, что у него формируются прочные и четкие представления. Он хорошо представляет себе автомат, карабин, ручной пулемет. На основе дальнейшего изучения у воина вырабатывается понятие о стрелковом оружии вообще. Он уже не только представляет его отдельные виды, он также знает то общее, что лежит в основе работы всего нашего автоматического оружия. Так постепенно углубляются познания солдата, идя от ощущения к понятию.
В подготовке людей этот закономерный процесс надо учитывать и не перескакивать через его отдельные ступени.
Следующей формой мышления является суждение. Суждение — основная форма, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить — это значит прежде всего судить о чем-нибудь. В суждении выражается итог мысли: оно есть отрицание или утверждение какого-то факта.
Доклад наблюдателя о замеченном предмете есть суждение. Командир, наблюдая в бинокль за движущимися танками противника, констатирует: «Противник перешел в контратаку». Это также суждение.
Суждение — это фундамент мыслительного процесса при решении задачи. Ведь если говорить о первой фазе решения задачи (постановка вопроса), то это не что иное, как суждение; гипотеза оформляется тоже, как суждение; проверяя гипотезу, мы тоже прибегаем к ряду суждений.
Таким образом, умение делать правильные суждения — это предпосылка правильного решения задачи, а развитие умения судить является тренировкой мышления.
Более сложный акт мыслительной деятельности представляет умозаключение. Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.
Работа командира, получившего боевое задание, — пример умозаключения. В результате уяснения задачи у командира складывается суждение, после оценки обстановки создаётся другое суждение, а принятие решения — это уже новое суждение, вытекающее из предыдущих, т. е. в целом происходит умозаключение.
Развитие этой формы мышления имеет особо важное значение в воинской деятельности.
Практически мысль человека течет в единстве понятий, суждений и умозаключений. На их основе происходит процесс мышления, протекающий в единстве этих форм, который можно назвать рассуждением.
В психологии существует понятие методов мышления, которые больше всего относятся к процессу умозаключения. Одним из этих методов является индукция. Индукция встречается тогда, когда умозаключение идет от единичных фактов, посылок к общему выводу.
Примерами индуктивного мышления могут быть выводы, полученные командиром на основе расширения его боевого опыта. Он, например, видит, что в одном, другом, третьем случае, когда у противника в расположении появляются самоходные установки, саперные подразделения и средства, танки, самодвижущиеся орудия, когда противник прекращает восстановление проволочных заграждений — всегда за этим следует его атака. На основе подобных наблюдений у командира складываются выводы. Такие выводы сделаны методом индукции — от частных фактов, случаев к общему.
Иногда индукция применяется от одной частной посылки — к общему выводу, когда между ними существует жесткая причинная связь.
В обратном порядке идет процесс умозаключения при дедуктивном методе. При этом методе вывод делается от общего положения к частному, конкретному случаю. Например, известно, что отвод противником своих войск в глубину обороны с большим основанием может рассматриваться как подготовка его к нанесению атомного удара. Заметив отвод войск противником в глубину, командир по дедукции приходит к правильному выводу о возможности атомного удара. В этом случае командиру следует сосредоточить больше внимания не на поиске новых подтверждений для своего вывода, а на подготовку противоатомной защиты. Он должен определить время и место возможного нанесения атомного удара, доложить вышестоящему командиру, произвести дооборудование позиций в противоатомном отношении, рассредоточить и укрыть людей и технику, вывести людей из наиболее угрожаемого района, подготовиться к отражению атаки, которая может последовать за атомным ударом. Известно также, что одним из благоприятных условий для нанесения атомного удара является наличие ветра, дующего в сторону подвергающегося удару противника. Руководствуясь этим общим положением, командир должен всегда иметь в виду возможность атомного удара, когда ветер дует со стороны противника, и усиливать меры противоатомной защиты.
Примером дедуктивного мышления является постановка командиром задач подчиненным и поддерживающим подразделениям на основе задачи, поставленной старшим начальником.
Наконец, умозаключение может протекать путем аналогии, когда вывод делается на основе частичного сходства предметов и явлений.
С помощью аналогии делаются правильные выводы тогда, когда сходство между предметами и явлениями — в главном, существенном. Например, в ходе Великой Отечественной войны был замечен определенный штамп в решении боевых задач фашистским командованием. Зная это существенное и подмечая его в конкретных случаях, наше командование имело возможность разгадывать замыслы противника и срывать их. Так было, в частности в Орловско-Курской битве. Располагая многими разведывательными данными, советское командование раскрыло план противника, который был аналогичен планам предшествующих сражений, а именно:таранный удар на флангах по сходящимся направлениям, клинья, охват.
Снайпер, изучив повадки вражеского снайпера, с уверенностью может предвидеть его действия в ситуации, аналогичной встречавшейся в прошлом, и поразить его.
Если же сходство предметов и явлений не в главном, не в существенном, то аналогия может привести к ошибке.
Таким образом, развивая мышление у воинов, следует научить их видеть существенное, главное в предметах и явлениях и только на этой основе делать выводы по аналогии.
В зависимости от характера деятельности и мыслительного материала психология выделяет следующие виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное. В процессе индивидуального развития человека по мере овладения им предметами, по мере формирования представлений и понятий последовательно развиваются эти виды мышления. У взрослого человека в пределах задач, решаемых им, достаточно развиты все эти виды, хотя тот или иной из них может быть развит преимущественно.
В воинской деятельности, смотря по условиям, месту в военном организме и решаемой задаче, приходится опираться на тот или иной вид мышления. Поэтому у каждого воина должны быть высоко развиты все виды мышления.
Что же собой представляют эти виды мышления?
Наглядно-действенн<