Несколько житейской мудрости




В предшествующем уроке я сравнил две функции человеческого разума с двумя братьями - участниками какого-нибудь предприятия. Для удобства объяснения я буду держаться и далее этого сравнения, которое вполне подходит к действительному положению дела.

Активный участник - это очень "своеобразный" пожилой господин, требующий для себя некоторой доли уважения и осторожного обращения. В известной степени на него можно повлиять разговором, внешностью, обращением, голосом, глазами и т. д.. Каждый активный участник имеет свои собственные вкусы и особенности, хотя некоторые черты у них являются общими для всех.

Что же касается до разговора, то мы, по возможности, должны установить, что именно интересует этого почтенного господина. Если вы угодите ему в этом отношении, то весьма возможно, что он и потеряет из вида свои опекунские обязанности к его слабому брату. Вам следует научиться говорить с ним о вещах, которыми он интересуется, но не сделайте ошибки, говоря слишком много - "ведь нужно дать высказаться и почтенному господину". Говорите с ним до тех пор, пока не натолкнёте его на его излюбленную тему, и тогда - молчите. Вам следовало бы выработать в себе также и искусство слушать, потому что оно является одним из ценных талантов в жизни. Многие достигали высокого положения просто благодаря умению слушать.

Может быть вы помните старый рассказ про Томаса Карлейля. Однажды явился к нему какой-то посетитель, умелый слушатель и столь же хороший знаток человеческой природы. В своей беседе он незаметно коснулся любимой темы хозяина и замолчал. Тогда Карлейль уже один говорил в течение трех часов, не давая посетителю вставить хотя бы одно слово. Когда же гость встал, чтобы проститься, то Карлейль в удивительно хорошем расположении духа проводил его до дверей и, прощаясь, сказал: "Заходите опять как-нибудь, у нас с вами ведь была такая восхитительная беседа". Вы понимаете, конечно, в чем здесь суть? Слушайте внимательно почтенного активного участника и относитесь к его словам, как будто каждое из них было блестящим червонцем, прямо с монетного двора, - но, однако, не давайте провести себя. Внимайте почтительно тому, что он говорит, но не позволяйте его мыслям производить на вас впечатление в действительности, иначе как раз он сбудет свой товар вашему же пассивному компаньону. Будьте сами положительны и устойчивы, потому что вам еще следует поговорить с покладистым братом почтенного господина, когда последний, "слишком опьяненный собственным красноречием", замолчит и ослабит свою бдительность. Итак, всеми средствами развивайте в себе искусство умело слушать.

В отношении же внешности я бы посоветовал вам избегать двух крайностей - излишнего лоска и неряшливости. Придерживайтесь середины. Вы должны особенно избегать одежды, рассчитанной на привлечение исключительного внимания благодаря ее чрезвычайной модности или же противоположному. Платье должно быть просто, чисто и изящно. Не следует надевать поношенной шляпы и таких же сапог, потому что это прежде всего бросается в глаза. Человек с хорошей шляпой и в хорошо вычищенных сапогах может вполне произвести хорошее впечатление, даже если бы его платье хотя несколько и поношенное, но все-таки было чисто, тогда как поношенной шляпой и нечищеными, стоптанными сапогами портится весь эффект даже вполне изящных частей прочего костюма. Носить белье всегда нужно чистое.

Это имеет тоже свое значение: избегайте употреблять сильные духи.

Едва ли нужно добавлять, что приличная внешность служит вообще лучшей гарантией для получения одобрительного отзыва со стороны большинства активных компаньонов, даже если бы они и сами не отличались ею.

Ваши манеры должны быть изысканны и приятны, но отнюдь не легкомысленны. Сдержанность в некоторой степени всегда желательна, а также и умение управлять своим настроением. Раздражительность есть признак слабости, но не силы характера, и раздражительный человек остается всегда в убытке. Вы должны быть безусловно бесстрашны как физически, так и морально, хотя последнее - редкое качество. Если вы легко раздражаетесь или склонны пугаться несчастья, печали и подобного, то вы должны с особым вниманием остановиться на уроке о выработке характера и исправить эти недостатки.

Ваши манеры должны всегда выражать чувство собственного достоинства, но в то же время в них должно отражаться и некоторое внимание к чувствам и вкусам других. Если вам недостаёт последнего качества, то вы должны всеми средствами развить его в себе, так как оно является чрезвычайно важным в деле приобретения друзей и достижения благосклонности активного участника, которому также свойственно что-нибудь человеческое, несмотря на его суровую внешность. Если вы будете всегда носить в своём уме мысль: "Я буду поступать в отношении вас так, как хотел бы, чтобы вы поступали со мной", и эту мысль превратите в действительность, то вы скоро приобретете это ценное свойство.

Воспитайте в себе свободные открытые манеры обращения; большинству людей это нравится. Будьте серьёзны, когда вы говорите. Это не только овладевает вниманием тех, с кем вы говорите, но и является для вас ценной подмогой при восприятии делаемых вами внушений и, кроме того, важным деятелем в придании силы вашим мыслительным волнам.

Выработайте твердое, благородное, мужественное рукопожатие. Никому не нравится пожимать слабую, вялую руку, и прежде всего вам самим. Не забывайте этого. Если вы не обладаете таким рукопожатием, то скорее выработайте и усвойте его.

Всякому смотрите прямо в глаза. Я буду еще говорить о силе взгляда в следующем уроке, но здесь обращаю ваше внимание на это. Одновременно с сердечным рукопожатием они дополняют друг друга.

Выработайте приятный тон голоса, избегая как невнятного бормотания, так и резкого крика. Превосходное правило - это соизмерять тон своего голоса с голосом собеседника. Не старайтесь перекричать его. Если ваш собеседник действительно будет говорить громко, то понизьте тон вашего голоса, и он вскоре заговорит также спокойно. Это является отличным приёмом, кстати сказать, в отношении особы с "острым языком" или слишком возбуждённой. В подобном случае сохраняйте всегда спокойствие, стараясь говорить сдержанно, но уверенно, и вы увидите, как голос другого человека постепенно понизится до тона вашего. С понижением голоса проходит и его возбужденность, и он почувствует себя пристыженным, а вы от этого выиграете.

Испытайте это: в голосе многое заключается. Гибкий, искусно меняющийся в тоне голос чрезвычайно нравится и доставляет много побед его счастливому обладателю. Пусть ваш голос выражает все оттенки чувств, которые вы бы желали ему придать. Это является одной из самых сильных форм внушения. Выразительный голос есть одно из главных орудий для успеха того, кто делает внушение.

Отчаиваться читателю не следует, если ему недостаёт некоторых из вышеупомянутых вспомогательных средств, важных для успеха. Он должен знать, что каждый из этих талантов в его власти, если только он не побеспокоится отыскать их. Полнее я объясню это в лекции о выработке характера.

Другим очень важным фактором влияния на других, не исключая и нашего уважаемого активного участника, является взгляд. Взгляд человека! Кто не знает его силы и, однако, как мало людей, умеющих приобрести искусство пользоваться им! Можно было бы написать целые книги о его могуществе, как орудии нападения и защиты и его помощи в деле влияния на людей и животных и, однако, этим не был бы исчерпан предмет. Следующий наш урок я посвящу объяснению пользования взглядом как средством для воздействия на других и каким образом избежать влияния взгляда других людей на вас.

Лекция 6

Сила глаз

Взгляд является одним из могущественнейших средств для воздействия на других. Он не только служит для поддержания внимания в разговаривающих с вами лицах и облегчает через это проникновение вашим внушениям, но и сам по себе он представляет силу, которая при правильном применении даёт вам возможность внушать свою волю другим. Он привлекает, очаровывает и ослепляет активного участника, представляя вам случай поговорить с его покладистым братом.

Взгляд человека, усвоившего закон духовного господства, - его сильнейшее оружие. Он передаёт сильные мыслительные колебания прямо мозгу другого и к тому же кратчайшим путём. Вероятно, вы слышали уже о силе человеческого взгляда в отношении диких животных и людей, а также, может быть, многие из вас и сами встречали людей, которые как будто пронизывают вас взором, пристальный взгляд которых непереносим. В следующей лекции я предложу вам несколько упражнений, которые помогут вам усвоить так называемый "магнетический взгляд", очень важное приобретение для всех, изучающих искусство личного влияния. В этом же уроке я предположу, что вы как будто уже обладаете "магнетическим взглядом".

Должное применение взгляда при беседах с другими лицами позволит вам производить на них влияние, очень близкое к очарованию или гипнотическому внушению. Это есть следствие силы мыслительных колебаний, действующих на незначительном расстоянии при посредстве усвоенного магнетического взгляда.

Понятно, вы будете зависеть от обстоятельств каждого случая, и очень трудно поэтому дать вам общие указания, приложимые ко всем случаям. Настоящие же общие наставления вы должны применять, сообразуясь с условиями каждого возникающего случая.

Одно из самых важных требований при начале всякой беседы состоит в том, что вы должны прямо смотреть в глаза другому лицу твердым и упорным "магнетическим взглядом". Вам следует "уставиться на него", но ваш взгляд должен быть упорен, тверд и выражать сильную волю и сосредоточенность. В продолжение разговора вы, конечно, можете менять направление своего взгляда, но как только вы делаете предложение, подтверждение или требование, или же хотите сильнее повлиять на него, вы должны направить твердый, решительный магнетический взгляд на него, смотря прямо ему в глаза.

Это в высшей степени важно и пренебрегать этим не следует. Говоря о деле, имейте серьезное определенное выражение лица и манеры и поддерживайте внимание в вашем собеседнике. Когда вам бывает нужно выразить своё требование, сделайте это в ясной, определенной, серьезной форме, не сводя с него своих глаз и выражая ими в то же время желание, чтобы он сделал так, как вы говорите. Всеми средствами помешайте ему в эту минуту отвернуться от вас. Во всяком случае удерживайте его внимание. Если вы захватите всё внимание активного брата, ему будет слишком уж затруднительно следить за своим пассивным братом, и этот последний приблизится и послушает, что вы говорите. Если же собеседник станет избегать вашего взгляда, то вы снова можете привлечь его внимание, смотря также в сторону, но, однако, наблюдая за ним углами ваших глаз, и как скоро он заметит, что вы смотрите в другую сторону, он захочет и на вас бросить взгляд.

Вы должны подкараулить этот вороватый взгляд, и в тот момент, когда вы заметите, что он обращает свои глаза на ваше лицо, вам следует немедленно же повернуть и свои глаза, направляя быстрый, острый, решительный взгляд на него и выдерживая его взор усилием вашей воли.

Это как раз наилучший момент для вас нанести ему верный удар. Вы захватываете его в невыгодном положении, и здесь является удобный психологический момент для решительного внушения.

Если же вы не сможете заставить его посмотреть на вас указанным образом, то очень хорошо иметь что-нибудь под рукою, чтобы показать ему: образчик, рисунок или какой-нибудь предмет, относящийся к вашему делу. Вы заметите, что, посмотревши на показанный ему предмет, он невольно вскинет и на вас глазами. Он может сделать это в любой момент, но вы должны всегда быть наготове направить на него твердый магнетический взгляд с решительным внушением. Если вы в состоянии будете захватить его внимание и смотреть во время разговора прямо на него, то вы безусловно повлияете на него в большей или меньшей степени. Если только он сам не знаком с подобным способом влияния, Иначе, конечно, будет очень трудно повлиять на него непосредственным образом. Но ввиду исключительности такого случая, так как немногие обладают таким знанием, то вам и нет нужды принимать это в расчёт.

Может быть, вы заметите, как другой человек начнёт чувствовать некоторое влияние, оказываемое вами на него, и ради самозащиты захочет прекратить разговор, то вы не должны позволять ему этого, так как вы уже достигли влияния на него и должны довести дело до конца. Не оставляйте его до тех пор, пока не добьётесь того, за чем пришли.

В дополнение к этому нелишним будет сказать вам, что вообще для каждого человека очень затруднительно рассуждать и ясно обдумывать что-нибудь, находясь под влиянием магнетической взгляда другого. Поэтому хорошо было бы и вам самим беречься от такого влияния других лиц, знающих этот секрет. Вы должны сохранять устойчивое духовное положение, если замечаете, что кто-нибудь пытается повлиять на вас, и твердо держаться той мысли, что вы непоколебимы и не подвержены такому влиянию. Подобное душевное состояние предохранит вас, но вы, конечно, должны сами применять данные вам наставления для влияния на других и при том в обратном направлении.

Если какой-нибудь человек пытается заинтересовать вас своим сомнительным предложением, то не позволяйте ему привлекать ваш взгляд непрерывно в течение всего разговора. Вы можете, не показывая вида, что избегаете его взгляда, смотреть в сторону, хотя и преднамеренно, но непринужденным образом.

Это даст вам время поразмыслить немного и сохранить своё равновесие. Когда же он сделает вам своё предложение, то посмотрите в сторону, как будто вы тщательно обдумываете каждое сказанное им слово. Но если же всё-таки ему удастся сделать вам внезапное внушение или предложение, поймав ваш взгляд, то не отвечайте ему, пока не отведёте своих глаз на минуту в сторону и не восстановите своего духовного равновесия. Затем, когда вашим ответом является "нет", посмотрите ему прямо в глаза решительным взглядом и скажите своё "нет" твердо и определённо, но, конечно, вежливо. Находясь в сомнении, следует всегда говорить "нет". Особенно будьте настороже в отношении коварного внушения, которое даётся в психологический момент, где как раз и находится главная опасность. Пусть ваш собственный "активный участник" будет всегда наготове и не позволяйте своему собеседнику сказать хоть одно слово вашему "пассивному участнику". Они всегда стремятся переговорить друг с другом, но вы должны наложить на это своё полное запрещение.

Человек, который ведёт разговор, если только он понимает своё дело, является всегда в разговоре активным фактором, тогда как слушатель более или менее пассивным. Чем внимательнее и серьёзнее он слушает, тем более делается пассивным. Положительное сильнее отрицательного и поэтому всегда следует стараться избегать восприятия положительных внушений, когда сам находишься в пассивном положении.

Вы должны научиться давать внушения в настойчивой, твёрдой, положительной форме: голос ваш должен показывать, что вы уже ожидаете их исполнения, а ваш ум должен сохранять уверенность, что такая воля непременно будет исполнена. Если вы создадите мысленный образ того, что выражается двумя словами - уверенная настойчивость, то вы будете в состоянии понять и идею, которую я хочу провести, давая вам совет делать внушения "надлежащим образом". Лекция, о сосредоточенности поможет вам в этом отношении.

 

Лекция 7

Магнетический взгляд

То, что известно под названием "магнетического взгляда", есть выражение сильного мысленного требования при помощи глаз, нервы и мускулы которых приспособлены для такого твердого, упорного и положительного взгляда. Как достигается мысленное напряжение, будет объяснено в следующем уроке, теперь же мы будем говорить лишь о самом взгляде.

Следующие упражнения очень важны, и я полагаю, что читатель выполнит их. Посредством этих упражнений вы в состоянии будете за короткое время выработать взгляд, который будет чувствоваться другими, и, продолжая их, вы разовьете его силу до такой степени, что немногие способны будут выдерживать ваш взгляд. Это является наиболее интересным упражнением и вам будет приятно замечать возрастание власти ваших глаз, обнаруживающейся на тех людях, с которыми вы приходите в соприкосновение.

Вы скоро так же заметите, что люди становятся беспокойными и растерянными под вашим взглядом, а некоторые даже обнаруживают признаки страха, если только вы сосредоточите на них несколько мгновений ваш взгляд. Когда же вы достигнете такого полного совершенства, приобретете твердый магнетический взгляд, вы не променяете такого дара ни на какие богатства. Конечно, вам не следует удовлетвориться лишь исполнением ниже показанных упражнений, но вы должны производить опыты над лицами, с которыми встречаетесь и замечать результаты. Полного же совершенства знания относительно силы взгляда вы можете достигнуть лишь благодаря опытам с "живыми людьми".

 

Упражнения

1. Возьмите лист белой бумаги величиной в 6 квадратных дюймов, на котором нарисуйте кружок размером приблизительно полтинник, затем затушуйте этот кружок чернилами так, чтобы пятно резко выделялось на белом фоне бумаги. Прикрепите затем этот рисунок к стене на высоте ваших глаз при сидячем вашем положении. Поставьте свой стул посреди комнаты и сядьте как раз против бумаги. Направьте пристально ваш взгляд на черное пятно и смотрите твердо, не мигая, на него в течение одной минуты. Когда глаза отдохнут, начинайте упражнение снова, повторяя его раз пять.

Оставляя стул на прежнем месте, передвиньте бумагу вправо фута на три от первоначального положения. Сядьте и устремите свой взгляд прямо на стену против вас и затем, не поворачивая, головы, бросьте свой взгляд направо и смотрите упорно на пятно также в продолжение одной минуты. Сделайте это раза четыре.

Потом, поместив бумагу на три фута влево от первоначального места, опять смотрите сосредоточенно на пятно в течение одной минуты. Повторите это пять раз.

Продолжайте такое упражнение до трех дней, а затем увеличьте время смотрения до двух минут.

Спустя еще три дня увеличивайте время до трех минут и так продолжайте, увеличивая время на одну минуту через каждые три дня.

Некоторые лица приобрели возможность упорно смотреть, не мигая или не заставляя глаза слезиться, в продолжение двадцати или тридцати минут, но я не советую переступать за предел пятнадцати минут. Кто может удерживать свой взгляд пятнадцать минут, тот все равно может направлять столь же сильный взгляд, как и достигший до тридцати минут.

Это упражнение в высшей степени важно и если точно следовать ему, то вы будете в состоянии решительно и твердо смотреть на всякого, с кем бы вы ни заговорили. Оно сообщает глазами сильное убедительное выражение и дает возможность бросать пристальный взгляд, который мало кем выносим. Собаки и другие животные станут ежиться под вашим взглядом, действие которого будет обнаруживаться и другими различными способами. Понятно, упражнения эти скучноваты, но каждый будет достаточно награжден за потраченные труды и время на них. Если вы занимаетесь гипнотизмом, то найдете для себя в этом взгляде большую помощь. Кроме того, глаза будут казаться больше, так как расстояние между веками значительно увеличивается.

 

2. Вы можете дополнить первое упражнение тем, что во избежание однообразия сделаете некоторые изменения в нём, а также и приучите себя смотреть в глаза другим без замешательства. Станьте перед зеркалом и пристально смотрите в отражение своих глаз так, как было указано в первом упражнении. Время здесь, как и раньше, следует увеличивать постепенно. Это упражнение приучит вас, выносить взгляд других, а также и умению придавать своим глазам лучшее выражение, что будет полезно для вас и в других отношениях. При этом вы будете в состоянии замечать развитие и желание характерного выражения своих глаз, когда они приобретут магнетический взгляд. Это упражнение нужно стараться провести систематично. Некоторые авторитеты предпочитают это упражнение предшествующему, но моё мнение — лучшие результаты получаются от соединения обоих упражнений.

 

3. Встаньте против стены на расстоянии трех футов. Прикрепите лист белой бумаги перед собою на уровне ваших глаз. Не сводя направленных глаз на пятно, начинайте вращать кругом головой. Так как это упражнение заставляет вращаться глаза, удерживая в то же время пристальный взгляд на одной точке, то оно даёт поэтому значительное развитие глазным нервам и мускулам. Изменять вращение головы следует в различных направлениях; само же упражнение надо выполнять вначале очень умеренно, не утомляя глаз.

 

4. Станьте спиною к стене, смотря прямо на противоположную, и начинайте перебегать быстро глазами с одной точки стены на другую — направо, налево, вверх, вниз, зигзагами, кругообразно и пр..

Упражнение это следует немедленно прекратить, как только глаза станут уставать. Прежде чем окончить это упражнение, лучше всего остановить взгляд на точке, на которой и успокоятся глаза от предшествовавшего движения. Упражнение рассчитано на укрепление нервов и мускулов глаз.

 

5. Усвоив твердый взгляд, вам нужно развить и уверенность в нём; для этого уговорите кого-нибудь из ваших друзей позволить испробовать на нём ваш взгляд. Усадите вашего друга против себя на стул; сядьте также и сами, начиная смотреть спокойно, пристально и твердо в его глаза с просьбою, чтобы и он, насколько мог, тоже смотрел на вас. Вы заметите, что для вас нетрудно будет утомить его, и когда он крикнет вам "довольно", то уже будет почти в гипнотическом состоянии. Если же перед вами гипнотический субъект, то он будет соответствовать вам. Тем лучше. Попробуйте также силу вашего взгляда на собаке, кошке или другом животном, конечно, если удастся вам заставить их спокойно стоять или лежать. Но вы увидите, что большинство из них будет убегать от вас или же отворачивать голову, чтобы уклониться от вашего пристального взора.

Понятно, вы различите спокойный пристальный взгляд от бесстыдно-наглого. Первый указывает на человека с могучей психической силой, тогда как последний свойственен скорее негодяю.

Вначале вы убедитесь, что ваш упорный твердый взгляд приводит в замешательство тех, с кем вы соприкасаетесь, и стесняет тех, на кого вы смотрите, делая их беспокойными и неловкими. Но скоро вы привыкните к новой своей силе и будете пользоваться ею осторожно, не причиняя смущения другим, но все-таки производя на них сильное воздействие.

Я должен предостеречь вас от всевозможных разговоров относительно упражнений с глазами, равно как и о занятиях личным магнетизмом вообще, так как все это возбудит лишь одно подозрение в людях к вам и создаст в некоторых случаях серьезное препятствие вашему применению своих знаний. Сохраняйте тайну про себя, чтобы ваша сила проявлялась на деле, но не на словах. Кроме этих соображений есть много и других причин, почему лучше молчать о своих новых способностях. Не пренебрегайте этим советом, чтобы не было уже потом источника сожалений!!! Уделите себе для упражнений известное время и не торопитесь без нужды. Следуйте законам природы и развивайте свою силу постепенно, но прочно. Избегайте мигать, щуриться или неестественно расширять веки. Вы можете освободиться от всего этого благодаря своей воле и самообладанию.

Если ваши глаза от упражнений будут утомляться, то сполосните их холодной водой, и тотчас же появится облегчение. Уже через несколько дней упражнений вы заметите, что глаза перестанут уставать от них.

 

Лекция 8

Волевая сила

В предшествующих уроках я дал вам объяснение способа, посредством которого человек может привлекать к себе других в личном собеседовании, при помощи силы внушения и т. д.. Таким образом, лицо, производящее впечатление на другое, имеет себе поддержку в двух других силах. Первая из этих вспомогательных сил есть то, что известно под названием "притягательной силы мысли", о которой я расскажу в последующих уроках, вторая же есть волевое воздействие ума одного человека на ум другого. Есть заметное различие в этих двух проявлениях силы духа.

В первом случае притягательное свойство мысли, приведенное в движение, воздействует на других независимо от сознательного усилия вашего разума. Ваше сильное мышление о чём-нибудь приводит в движение могучую силу, которая и влияет на других.

В случае же волевого проявления мысли мыслительные колебания посылаются и побуждаются сознательным действием силы воли посылающего и направляются к какому-нибудь определенному объекту, когда побуждающая сила прекращается, прекращаются и колебания.

Я не нахожу подходящего общеупотребительного слова, которое могло бы быть пригодно для этой формы силы мысли, и так как я не хочу постоянно повторять "сознательное усилие воли, производящее мыслительные колебания и направляющее их на определённый предмет", то я по необходимости вынужден подыскать слово, выражающее данное понятие. Поэтому я буду употреблять с этих пор термин "хотение" для выражения только что определённого понятия. Это слово не следует смешивать со словом "желание", т. е. свободное проявление воли в деле выбора. А также буду пользоваться словом "волевой" с тем же значением, т. е. в зависимости от "воли", но не от "желания".

Волевая сила есть одна из наиболее могущественных сил природы и в то же время наименее известных. Она применяется бессознательно более или менее всеми людьми. Некоторые сознают её действие, не понимая законов её возникновения и развития. Она может чрезвычайно увеличиваться путём разумного развития и упражнения, если только будут на это уделять необходимое время и старание. Я предложу вам в уроке о сосредоточении некоторые упражнения для развития этой силы.

Чтобы быть в состоянии разумно применять волевую силу, необходимо понять истинную природу воли, а чтобы уяснить всё это, вы должны осуществить в себе истинного человека.

Многие из нас привыкли думать о собственном "Я" как исключительно о физическом теле. Это материалистическая точка зрения. Другие же думают о собственном "Я" как о каком-то духовном создании, руководящем телом и пребывающем в мозгу. Это отчасти правильно, но не вполне истинно. Некоторые же сознают, что есть "Высшее Я" в человеке, и только немногие познали это "Высшее Я" и живут согласно его предначертаниям. Действительно "Я" настолько совершеннее разума, насколько разум совершеннее тела; и они оба, тело и разум, подчинены ему. Оба - его орудия и служат для выполнения его работы, если только оно пожелает воспользоваться ими. Истинное "Я" есть то, что мы чувствуем в минуты мечтаний или самоуглублений, когда мы думаем или говорим себе "Я есмь".

Все из нас сознавали в себе это ощущение истинного "Я" в известные моменты своей жизни, но не познали всего его значения. Отложите в сторону эту книгу на несколько минут и, ослабив мускулы вашего тела с приведением в пассивное состояние вашего ума, спокойно и хладнокровно думайте о словах "Я есмь" и попробуйте представить себе ваше истинное "Я", стоящее над разумом и телом. Если вы привели в должное состояние тело и ум, то увидите в себе мерцание наличности этого истинного "Я". Продолжайте занятие. Оно пробудит в вашем уме представление истины. Ничто не в состоянии повредить или уничтожить истинное "Я". Тело и разум исчезнут, но "Я есмь" останется вечным и неразрушимым. Оно могущественно, и когда разум научится подчиняться его влиянию, то человек получает как бы другое бытие, приобретая неведомые для этого силы.

Цель этой серии уроков не позволяет мне дальше останавливаться на этом предмете. По своему значению он потребовал бы многотомного труда, чтобы описать его должным образом, но я желаю относительно этого лишь остановить внимание изучающего на этой жизненной истине со всей серьезностью, на которую способен. Держитесь какого угодно взгляда относительно наставлений, данных в этом курсе, принимайте это учение или отвергайте его, это в вашем распоряжении, но только пусть эта мысль глубоко западет в ваш ум: "Я есмь" - это есть истинная сущность. Когда ваш разум познает своего господина, вы познаете тайну жизни. Я посеял зерно этой мысли в вашем уме, и оно взойдет, и разовьётся в прекрасное растение, цветок которого превзойдёт благоуханием самые прекраснейшие земные цветы. Когда его листья распустятся и покажут этот цветок во всей его красоте, тогда вы узнаете, что Вы обрели самого себя.

То, что мы называем "воля", есть проявление "Я есмь" человека. Она находится в таком же отношении к нему, как мысль к разуму. Когда мы говорим о "развитии воли", мы в действительности предполагаем развитие разума в смысле признания воли, как господствующей над ним силы. Воля достаточно сильна и нуждается в развитии. Это противоречит как будто общераспространённому воззрению, но, тем не менее, это так. Могучий волевой поток протекает по психическим венам, но вам следует научиться ходить на привязи, прежде чем управлять духовной своей колесницей.

Человеческие мысли бывают двух различных направлений. Один вид мышления, названный нами пассивным, немного более, чем инстинктивное усилие, что-то вроде "само собой идущего мышления", и требует для своего возникновения лишь немного или почти никакой волевой силы.

Другой же вид мышления, названный нами активной деятельностью ума, возникает от большего, или от " Я - владыка тысячи миров и царствую с тех пор, как время началось. И ночь, и день, в своем круговороте, навсегда пройдут, я лишь только их успею рассмотреть. Время гордое минует прежде, чем я освобожусь, ибо я являюсь душою человека".

Подробное изучение предмета находится вне рамок настоящего труда. Я глубже коснулся этого предмета в других своих работах, к которым и должен отослать вас. В этой же книге для меня задача научить вас "как", а не "почему", а поэтому мне и не нужно вводить вас в область теории.

Чем более мыслит человек в направлении активной деятельности ума, тем сильнее и могущественнее она. То же самое, конечно, и наоборот, человек, который понимает законы господства духа, имеет бесконечное преимущество перед своими ближними, которые бредут "телячьей тропой" пассивного усилия ума.

Все виды мыслей посылаются разумом. И их колебания, исходя от одного индивидуума, воздействуют и на других в большей или меньшей степени, смотря по силе побуждающего усилия. Пассивные мысли менее могущественны, чем активные, но и они, повторяемые постоянно, обладают достаточной силой. Сейчас будет видно, что для того, чтобы произвести непосредственное воздействие на ум другого с помощью мыслительных колебаний, необходимо усилие "хотения", и чем сильнее это усилие, тем сильнее и воздействие. Следующий урок предназначается упражнениям силы хотения.

Лекция 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: