МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ




Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки (схема №3) состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений [3].

Схема №3

Методы воспитания силы:

· Метод максимальных усилий предусматривает выполнение зада­ний, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем ме­тод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за вы­полнением упражнений.

· Метод непредельных усилии предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100.

Метод непредельных усилий состоит из двух методов:

1. с нор­мированным количеством повторений;

2. с мак­симальным количеством повторений (до отказа)

· Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании мак­симального силового напряжения посредством работы с непре­дельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявле­нию большой силы в условиях быстрых движений.

· «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных уп­ражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности уси­лий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыж­ком в длину). После предварительного быстрого растягивания на­блюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопро­тивления задается массой собственноготела и высотой падения [5].

Экспериментальным путем определен оптимальный диапа­зон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика пока­зывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовлен­ных спортсменов целесообразно применение более низких вы­сот — 0,25—0,5 м.

· Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максималь­ную силу мышц, применяют изометрические напряжения в SO— 90% от максимума продолжительностью 4—6 с и в 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометри­ческие напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между уп­ражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напря­жения следует развивать постепенно. После выполнения изомет­рических упражнений необходимо выполнить упражнения на рас­слабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при кото­рых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается мень­шее время, чем после динамических упражнений.

· Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изомет­рического и динамического. Для воспитания силовых способнос­тей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отяго­щения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности имен­но при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

· Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздей­ствие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последую­щая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражне­ний, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в трениро­вочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Комплекс упражнений с использованием непредельных отягоще­ний повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторе­нием комплекса должен составлять не менее 2—3 мин. в это время выполняются упражнения на расслабление.

· Игровой метод предусматривает воспитание силовых способ­ностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мы­шечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с пре­одолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса).

 

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.

Методы развития силыи их направленность в упражнениях с отягощениями  
Методы развития силы Направленность методов развития силы Содержание компонентов нагрузки  
Вес отяго- шения, % от мак­симума Коли­чество повторе­ний уп­ражнения Коли­чество подходов Отдых, мин Скорость преодо­левающих движений Темп вы­полнения упражне­ния  
Метод максималь- ных усилий Преимущественное развитие максимальной силы До 100 и более 1-3 2-5 2-5 Медлен­ная Произ­вольный  
Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы 90-95 5-6 2-5 2-5 Медлен­ная Произ­вольный  
Одновременное увеличение силы и мышечной массы 85-90 5-6 3-6 2-3 Средняя Средний  
Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы 80-85 8-10 3-6 2-3 Средняя Средний  
Уменьшение жирового компонента массы тела и совершенствование силовой выносливости 50-70 15-30 3-6 3-6 Средняя Высокий до мак­сималь­ного  
Совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц 30-60 50-100 2-6 5-6 Высокая Высокий  
Метод непредельных усилий с макс. количеством повторений Совершенствование силовой выносливости (анаэробной производительности) 30-70 До отказа 2-4 5-10 Высокая Субмаксимальный  
Совершенствование силовой (гликолитической емкости) 20-60 До отказа 2-4 1-3 Высокая Субмаксимальный
Метод динамических усилий Совершенствование скорости отягощенных движений 15-35 1-3 До паде­ния ско­рости До вос­стано­вления Макси­мальная Высокий
«Ударный» метод Совершенствование «взрывной силы» и реактивной способности двигательного аппарата 15-35 5-8 До паде­ния мо-шности усилий До вос­стано­вления Макси­мальная Произ­вольный
                   

 

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: