Знания (обучать пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи и. т.д.); формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками).
Умения (развивать умение различать правую и левую руку; формировать умение согласовывать движение с речью; формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх).
Навыки (побуждение к навыку заучивания наизусть коротких стихотворных текстов; развитие мелкой моторики).
Формы презентации проекта:
Мультимедийная презентация, альбом, выставка, конкурс чтецов.
Ожидаемые результаты:
-Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту. Кисти и пальцы рук приобретут ловкость, точность движений, улучшится тактильное восприятие;
-Создание предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка;
-Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования традиционной, инновационной техник;
-Развитие устойчивого познавательного интереса к художественному творчеству;
-Формирование опыта сотворчества для участия в выполнении коллективных композиций;
-Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыки совместной деятельности;
-Овладение нормами этики поведения;
-Формирование элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания;
-Улучшение общей двигательной активности;
-Расширение словарного запаса детей;
-Ознакомление родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей по ФГОС;
-Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества;
-Пополнение развивающей среды;
-Активное участие детей, родителей в продуктивных видах деятельности, в жизни группы.
Выводы по реализации проекта:
- Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений;
- В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии;
- Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
Подведение итогов работы над проектом
- Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов;
- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься пальчиковыми играми и упражнениями;
- Возросла речевая активность детей;
- С родителями создана атмосфера взаимопонимания, касающаяся развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста;
- Развивающая среда в группе пополнилась новыми дидактическими играми для развития мелкой моторики рук детей.
Список использованной литературы
1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические задания по развитию мелкой моторики
Веселые брызги»
Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.
Ход действий: встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
Цветные шарики»
Цель: учит напрягать и расслаблять мышцы; противопоставлять большой палец остальным.
Ход действий: по готовым карточкам-схемам, где изображены фигуры, (квадрат, треугольник, линия) сделать такую же схему, скрепляя кусочки пластилина с зубочистками.
Волшебная перчатка»
Цель: развивать точную координацию движений.
Ход действий: с помощью специальной перчатки, на каждом пальчике которой изображен цвет, нужно коснуться до листочка соответствующего цвета.
Дидактические игры по развитию мелкой моторики
Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Оборудование: ёмкость, наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки).
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал наполнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили».
Умелые ручки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движения с использованием нестандартного оборудования; формировать познавательную активность и творческое воображение.
Оборудование: прищепки, пластиковая решетка для раковины, цветные ленты.
Ход игры: «Плетем коврик» — предлагают сплести коврик с помощью пластиковой решетки и лент, «шаг» плетения может быть разным.
«Украсим полянку» — предлагают шаблоны из картона (трава, тучи, солнце, цветы, птичка и т.д.) и с помощью прищепок нужно украсить полянку, проявив свое творчество.
Сказки на прищепках»
Цель: развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Оборудование: пластмассовый контейнер с изображением сцены из сказок «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка»; прищепки обыкновенные, на которые приклеены картинки персонажей и предметов из выбранных сказок
Ход игры: детям дается пластмассовый контейнер с изображенными на них сказками. У меня это «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Затем отдельно на общем подносе выносятся прищепки с изображенными на них героями сказок. Они перемешаны между собой. Педагог предлагает детям помочь героям найти свою сказку и восстановить ее.
Детям предлагается прикрепить прищепки не просто так, а в определенной последовательности по кругу, в том порядке, в каком они появлялись в сказке.