Чувствен. познание и рацион. мышление




Чувственное познание и рациональное мышление.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме. Чувственное познание и рациональное мышление – необходимые моменты познания. Чувств.познание осущ-ся в 3-х формах: 1)Ощущение-отражение, преломляет в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира + внутр. состояние организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. 2)Восприятие — целостный образ предмета наблюдения.. 3)представление – способность воспроизводить очущение, восприятие без непосредственного контакте с познаваемым предметом или яв-й.

Рациональное мышление – абстраированное и обобщенное знание сущности, причин и законов движения вещей и идей.

Формы рац.мышления

1) Понятие – отражение содержаний предмета с точки зрения его наиб. существенных признаков

2) Суждение завершенная мысль, в кот. что-то утверждается либо отрицается о сущ-ии предметов/явлений. 3) Умозаключение – форма мышления, посредством которого из 1 или неск. Суждений, выводится новое суждение.

Абстрагирование – когда выделяешь по определенным признакам, удаляясь от осн.моментов.

Билет

15. Гегель ( Георг Вильгельм Фридрих) 18-19вв критик канта, инобытие – сознание вне человека

Индивидуальное чел. сознание выступает у Г инобытием абсолютного духа. Абсолютный дух – движущаяся основа мироздания, основное содержание которой составляют всеобщие принципы всякого движения вообще:

-принцип единства и борьбы противоположностей;

- принцип взаимного перехода количественных и качественных изменений;

-принцип отрицания отрицания.

Абсолютный дух – материальное инобытие вообще. Само инобытие существует и развивается в соответствии с законами диалектики. На фоне материального мира возникает чел. Сознание, которое должно познать окр мир. Познавая его, чел. сознание совершает восхождение к этому миру. Поскольку материальный мир и чел. сознание – порождение абсолютного духа, то он может познавать самого себя, выработать тезис инобытия. → инобытие – способ идентификации самого себя. В этом возвращении чел. сознания к абсолют. духу сознание преодолевает следующие этапы:

1.тезис

2.тезис-антитезис

3.антитезис-синтез

4.дух человека мыслит самого себя (предмет самосознания – абсолютный дух)

Диалектичекий метод: Закон единства и борьбы противоположностей – источник движения – борьба 2 противоположных частиц. Каждая образует некое единство, которое обеспечивает устойчивость предмета, гарантирует движение. Борьба между единичным и всеобщим. Всеобщее побеждает единичное. Противоположности не существуют друг без друга, единичное есть единичное, только потом всеобщее.

Закон отрицания отрицания - В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза.

Научное познание

Научное познание – социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом кот.яв-ся развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности.

Выделяют след уровни: - эмпирический - уровень, в рамках кот. осущ-ся непосредственное изучение внешних сторон объектов. Его методы:.1. Наблюдение – исключает вмешательство в объект. 2) Эксперимент – вмешательство в объект.3) Измерение. 4) Сравнение

- теоретический - основано на существенных всеобщих и закономерных связах объективного мира. Методы: 1) Анализ (расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки) синтез (соединение частей (сторон, признаков).2) Дедукция (от общего к частному) индукция (от частного к общему)

3.) Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих св-в и отношений). 4) Обобщение. 5) Формализация – из содержания устраняются все индивидуальные определения и остаются только общие.

Исторический анализ строится с учетом информализируемых обстоятельств.

Научные методы эмпирического исследования

Один из важнейших методов эмпирического познания — наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм. Получил широкое развитие в 30-60 годы 20 века. Само название этого направления заключает в себе программу заменить классическую философию сущностей философией чел. существования. Представители: М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Философию Э можно характеризоватькак реакцию фил. человека против напора философ. идей и вещей. Философия человека берет существование не во всем его объеме: существование человека - вот первая проблема философии.

Проблема, над которой сосредотачивают свое внимание наиболее крупные философы – это проблема отчуждения индивида от общества. Э философия как идейное течение в философии 20 века выражена в трагикодраматическом, пессимистическом тоне (это связано со 2 мировой войной). Все символы худ. произведений экзистенциалистов (тошнота, Мертвые без погребения) ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояние чел. существования.

Модель человека экзистенциалистов – человек, помещенный в пограничную ситуацию – ситуацию на грани жизни и смерти – отчаявшийся и страдающий.

Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. «Жизнь есть боль» - такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что Э в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире.. Иногда Эназывают «философией кризиса», которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечной социальный мир

Билет

16.Фейербах 19 в

Согласно Ф, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. И он должен подчиняться законам самой природы. Главный закон природы – забота о биологическом самосохранении, природа всегда стремиться к сохранению самой себя

Материализм Ф характеризуется как антропологический, т.к. в центре внимания человек как психофизическое единство, единство души и тела. Тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется Ф преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – звено в развитии человеческого рода.

Полагает, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, – обладает, по Ф, подлинной реальностью.

Он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: