Сфера духовной культуры – наука, религия, мораль, образование, искусство.




Народная – анонимная: фольклор, былины и т. д.

Массовая – коммерческая направленность, массовая аудитория, простота и зрелищность.

Элитарная – для узкого круга, непонятна большинству, нет быстрой прибыли, авторская оценка.

Субкультура – неформальность, для определённого круга лиц.

Антикультура (контркультура) – противопоставление общей культуре.

Наука (деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о мире) Искусство (творческая деятельность человека в виде художественных образов)
Объективность, обоснованность, достоверность, систематизация. Субъективность, образность.
Естественные (биология, химия, физика) Точные (математика) Гуманитарные (история, филология) Архитектура, живопись, музыка, театр, кино, скульптура и др.

Образование – процесс воспитания и обучения человека.

Уровни в РФ:

· дошкольное (детсад; ясли)

· общее (лицей, школа, гимназия) – начальное (1-4), неполное общее (5-9 обязательное), полное общее (10-11)

· профессиональное – начальное (училище), среднее (колледж), высшее (ВУЗы)

· дополнительное (кружки, секции, и тд.

Тенденции в развитии современного образования:

· Непрерывность образования.

· Гуманизация – учитываются интересы личности.

· Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.

· Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.

Религия – форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное (культ, ритуал, поклонение, церковь)

национальные мировые
Конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль) Христианство, ислам, буддизм
  Широкое распространение, наличие организации, стремление обратить в свою веру других.

Мораль – регулятор общественных отношений, представления о добре и зле (неформальный характер – общественное и личное порицание)

долг свобода ответственность
добровольное моральное обязательство возможность делать то, что не запрещено законом оценка этих действий другими людьми или обществом

Нравственность – реальные поступки в соответствии с нормами морали. Золотое правило – Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Этика – правильно, неправильно. Эстетика – красиво, безобразно

Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения, отношениях между людьми в процессе производства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Главная проблема – ограниченность ресурсов, которую невозможно решить. Основные вопросы: что, как, для кого.

Стадии (фазы) экономической деятельности:

· Производство

· Распределение

· Обмен

· Потребление

Типы экономических систем

Традиционная экономика Командно-административная(плановая, директивная, централизованная) Рыночная экономика
Натуральное хозяйство Преобладание аграрного сектора Отсталые технологии примитивные орудия труда Особая роль традиций в производстве Государственная собственность Централизованный орган управления экономикой Плановая система Отсутствие конкуренции Государственное ценообразование Доминирование частной формы собственности при равноправии со всеми остальными. Свободное ценообразование (взаимодействие спроса и предложения) Конкуренция Свобода экономической деятельности

Факторы производства (ресурсы) и доходы

фактор производства Труд Земля Капитал Предпринимательство
факторный доход Зарплата Рента Процент Прибыль

Спрос – желание и возможность приобрести товар по конкретной цене в определенное время.

Предложение – желание произвести и продать товар или услугу по конкретной цене в определенное время.

Равновесная цена (сбалансированная) — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Спрос равен предложению.

Спрос больше предложения – на рынке дефицит, цена повышается.

Спрос меньше предложения – на рынке избыток, цена понижается.

Собственность

экономическая юридическая
государственная, муниципальная, частная, кооперативная (пайщики) иметь, пользоваться, распоряжаться

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги (дефляция - наоборот).

Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у части экономически активного населения.

Виды конкуренции:

· Чистая конкуренция

· Несовершенная конкуренция: чистая монополия (один), монополистическая (много), олигополия (несколько)

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Функции денег:

· Мера стоимости (измерение стоимости товаров путем установления цен)

· Средство обращения (оплата приобретаемых на рынке товаров)

· Средство платежа (реализация товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа)

· Средство накопления

Государственный бюджет – совокупность финансовых смет, в которых указывается уровень доходов и расходов государства.

Доходы: налоги, продажа госимущества, от целевых бюджетных фондов, экспорт.

Расходы: аппарат управления, оборона, социальные нужды, государственный долг.

Расход больше дохода – это дефицит;

Расход равен доходу – это баланс;

Расход меньше дохода – это профицит

Роль государства: сбор налогов, антимонопольное законодательство, поддержка незащищённых слоёв населения, защита различных форм собственности, создание общественных благ (образование, медицина, благоустройство и т.д.)

Приватизация – передача собственности в частные руки.

Национализация – переход всей собственности государству.

Налог – обязательный платеж, взимаемый органами государственной власти на обеспечение деятельности государства.

прямые косвенные
доход (зарплата), имущество, прибыль, транспорт акцизы, пошлины, добавленная стоимость, гербовые сборы, с продаж

Предпринимательство – деятельность на свой страх и риск ради получения прибыли.

Разделение труда – это распределение и закрепление производственных операций между участниками трудового процесса.

Специализация – это сосредоточение определённой деятельности у того, кто справляется с ней лучше других.

Заработная плата – вознаграждение за труд.

Повременная зависит от количества времени и квалификации.

Сдельная от количества и качества продукции (производительность труда – количество продукции за промежуток времени)

Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе на основе неравенства (заработок, род занятий, брак).

Социальная мобильность – переход людей между социальными группами.

· Индивидуальная и групповая

· Горизонтальная (смена статуса, переезд) и вертикальная: восходящая (повышение) и нисходящая (понижение)

Маргиналы – люди, занявшие промежуточное положение между социальными группами.

Люмпены – люди, опустившиеся на «дно» социальной лестницы.

Социальная группа – общность людей, объединенная по социально значимому признаку.

Классификации соц. групп:

· Большие и малые (семья)

· Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные)

· Устойчивые и временные

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая по возрасту и особенностям социального положения.

Черты молодежи:

· Высокая инициативность

· Высокая мобильность

· Несформировавшееся мировоззрение

· Стремление выделиться

· Освоение новых соц. ролей

Этнические общности:

· Род (родственники)

· Племя (совокупность родов)

· Народность (складывается при наличие соц. структур)

· Нация (складывается при формировании государства, национальной экономики, наличии историко-культурного прошлого)

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием единства.

Социальная норма – общепризнанное правило поведения, обеспечивающее стабильность социального взаимодействия.

Виды социальных норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: