Удаленное консультирование




 

Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»предусматривает два возможных порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (ТМТ)[17]:

-дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой;

- дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.

Общие правила оказания телемедицинской услуги такие[7]:

- Медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением ТМТ по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Нет необходимости в получении каких-либо дополнительных разрешений, так как телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении услуг, составляющих медицинскую деятельность.

- Медицинская помощь с применением ТМТ оказывается медицинскими работниками, являющимися штатным работниками, должность которых соответствует номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников[15]. Отдельные должности, такие как: врач-консультант, врач – участник консилиума не выделяются. Следует так же учитывать, что заключение с врачом трудового договора о дистанционной работе или гражданско-правового договора не допускается.

- Участники дистанционного взаимодействия идентифицируются с использованием единой системы: врачи (и в частных, и в государственных клиниках) должны быть внесены реестр медицинских организаций и регистр медицинских работников.

- Услуга может оказываться в виде отложенной консультации (заочно) или в режиме реального времени (очно). Услуга осуществляется посредством аудио и видеосвязи, передачи электронных сообщений, а также дистанционного наблюдения.

- Консультации (консилиумы врачей) с применением ТМТ в экстренной форме осуществляются в сроки от 30 минут до 2 часов; в неотложной форме от 3 до 24 часов форме с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиума врачей).

Дистанционная консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях[7]:

- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза;

- оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

- принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации);

- коррекции ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации).

Важно учитывать, что при оказании телемедицинской услуги без предварительного очного приема медицинское заключение может содержать лишь рекомендации пациенту.

Перед консультацией пациент должен подтвердить свое ознакомление с информацией, необходимой для осуществления телемедицинской услуги. Следовательно, на консультирующуюмедицинскую организацию, а также оператора информационных систем ложится обязанность по предоставлению пациенту в доступной форме информации[Там же]:

- о консультирующей медицинской организации, участвующей в оказании консультации;

- об организации, являющейся оператором иных информационных систем;

- о консультанте, враче – участнике консилиума;

- сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Объем медицинской помощи в условиях удаленного контакта непрерывно растет. В региональном масштабе количество дистанционных консультативных заключений в год измеряется тысячами. Однако, согласимся с А.В. Владзимирским, в настоящее время уровень доказательности эффективности удаленных консультаций «пациент-врач» остается недостаточным [5, с. 66].

Самым значимым недостатком консультирования в удаленном доступе, по мнениюВ.Ю. Мишланова, А.В. Катковой, К.Н. Беккера, может оказаться недостаточный объем необходимой клинической информации для принятия врачебного решения. Опросврача при очной консультации не структурирован,при нем доктор задает самые различные вопросы,порядок которых определяется им ситуационно, исходя из собственного опыта. Но главное, при такойконсультации, равно как и при очном амбулаторном приеме, доктора сталкиваются с фактором ограничения во времени, отведенного на такие важные разделы обследования пациента, как опрос сдетальным изучением жалоб больного, оценкой егофункционального статуса, изучением факторовриска и т.д. [12, с. 48].Все это обусловливает необходимость применения дополнительных технических средств.

К.С. Бразовский и соавторы выявляют взаимосвязь эффективности удаленного консультирования от методики и полноты ее выполнения[3]. Поэтому рассмотрение различных вариантов консультирования в удаленном доступе, с точки зрения улучшения качества и доступности квалифицированной медицинской помощи, остается актуальным в настоящее время.

 

ВЫВОДЫ

Изучив, в рамках данной работы, проблему информатизации здравоохранения, приходим к выводу, что в настоящее время она является одной из самых актуальных.

Мировой опыт показывает, что во многих странах создается единое информационное пространство, включающее в себя все заинтересованные стороны: организации и органы управления здравоохранением, медицинских и фармацевтических работников, пациентов. Современные информационные системы позволяют оптимизировать важнейшие условия повышения уровня оказываемой медицинской и фармацевтической помощи – скорость, качество получения и обработки информации.Новейшие методы информатики совместно с медицинскими и фармацевтическими системами позволяют обеспечить комплексный анализ данных, получаемых из многочисленных источников, оптимизацию решений при обследовании, диагностике, прогнозе течения заболеваний, выборе тактики лечения, назначении лекарственных средств.

Цифровая трансформация здравоохранения Российской Федерации находится на начальной стадии своего развития. В работе выделены направления, по которым уже сделаны определенные шаги (формируется нормативная база, осуществляется фрагментарное или систематическое внедрение). Такими направлениями считаем:

- Мониторинг здоровья пациентов с помощью мобильных устройств. Плюсом внедрения инновационных систем является то, что может происходить без непосредственного участия врача, с помощью специальных устройств, мобильных приложений. Это позволяет контролировать пользователя без необходимости его нахождения в медицинском учреждении. Различные виды мобильных технологий могут быть использованы для обеспечения решения задач мобильного здравоохранения.Дистанционный мониторинг позволяет предоставить высококачественное медицинское обслуживание пациенту, который пребывает в отдаленных местах или не обладает достаточным временем для личного посещения врачей. Тем самым обеспечивается доступность квалифицированной медицинской помощи для всех категорий населения, которые не имеют к ней доступа.

- Создание единых электронных медицинских карт.Ведение и хранение ЭМК должна осуществлять единая система, которая должна удовлетворять всем требованиям информационной безопасности. Эти системы помогают пациентам взять на себя ответственность за собственные медицинские карты и обмениваться информацией с практикующими врачами относительно ухода, сочетая доступ к медицинским картам пациентов методом электронного общения с их лечащим врачом. В то же время информационно-телекоммуникационная инфраструктура отрасли здравоохранения пока еще негибкая. В подавляющем большинстве ИТ-платформы, а также медицинские приложения и данные поддерживаются собственными ИТ-структурами частных учреждений. При этом разные приложения, выполняющие одни и те же функции, не унифицированы и поставляются разными производителями. Медицинские карты стандартизированы только на уровне формата и ограниченной лингвистики. Данные по пациенту из разных медицинских учреждений могут находиться в разных местах, а не содержаться и накапливаться в одной карте. Поэтому для возможности перехода к ЭМК должна быть проведена масштабная и кропотливая работа по разработке и вводу детальных стандартов, определяющих требования к структуре и наполнению единой карты.

- Удаленное консультирование – на данный момент обладает наибольшими ресурсами для массового использования и регламентировано нормативно-правовыми актами. Однако также требует совершенствования в техническом и этическом аспектах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Австралия развивает сферу электронного здравоохранения [Электронный ресурс] // Экспертный совет при Правительстве РФ. – Режим доступа: https://open.gov.ru/events/5511607/ (дата обращения: 23.05.2020)

2. Берг, М. Информационные технологии в здравоохранении Западной Европы – надежды, ошибки, перспективы / М. Берг, В.Л. Ковальский,

В.Ю. Гераськин и др. // Врач и информационные технологии. – 2004. – № 6. – С. 51-60.

3. Бразовский, К.С. Технологии телемедицины – инструмент оптимизации ресурсов в здравоохранении / К.С. Бразовский, В.П. Демкин, Я.С. Пеккер,

Н.В. Рязанцева // Вестник науки Сибири. – 2012. – № 2. – С. 117-122.

4. Будзко, В.И. Проблемы цифровой трансформации системы здравоохранения / В.И. Будзко, А.В. Шмид // Системы высокой доступности. – 2019. – Т.15. – № 3. – С. 5-26.

5. Владзимирский, А.В. Эффективность телемедицинских консультаций «пациент-врач»: statuspraesens / А.В. Владзимирский // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. – 2018. – № 3. – С. 64-70.

6. Давидович, Е.И. Информатизация медицины и фармации в Азиатском и Австралийском регионах / Е.И. Давидович, В. В. Кугач // Вестник фармации. – 2018. – №1. – C. 77-87.

7. Клименко, М.С. К вопросу о телемедицине / М.С. Клименко,

А.Д. Лучкина // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 24-29.

8. Кугач, В.В. Лекарственное обеспечение населения в Австралии /

В.В. Кугач // Рецепт. – 2013. – № 1. – С. 16-23.

9. Кугач, В.В. Отдельные аспекты Южно-корейской медицины и фармации / В.В. Кугач // Рецепт. – 2013. – № 3. – С. 30-39.

10. Лебедев, Г.С. Основные направления развития интернет технологий в здравоохранении (систематический обзор) [Электронный ресурс] /

Г.С. Лебедев, И.В. Фомина, И.А. Шадеркин и др. // Социальные аспекты здоровья населения. – Режим доступа: https://vestnik.mednet.ru/content/view/923/30/(дата обращения: 23.05.2020)

11. Методическое руководство по национальной стратегии в области электронного здравоохранения [Электронный ресурс] //Европейский портал информации здравоохранения. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/national-ehealth-strategy-toolkit/ (дата обращения: 23.05.2020)

12. Мишланов, В.Ю. Консультирование в удаленном доступе с предварительным применением автоматизированной системы «электронная поликлиника» и без него / В.Ю. Мишланов, А.В. Каткова, К.Н. Беккер и др. // SciencesofЕurope. – 2020. – № 47-2. – С. 46-50.

13. Новая Зеландия: землетрясение заставило задуматься об использовании электронных медицинских карт [Электронный ресурс] // Государственная научная медицинская библиотека МЗРУ. – Режим доступа: https://med.uz/medlibrary/news/detail.php?ID=31931(дата обращения: 23.05.2020)

14. Новая Зеландия предоставляет местным жителям доступ к электронным медицинским картам [Электронный ресурс] // Центр технологий электронного правительства. – Режим доступа: https://egov.ifmo.ru/news_egov/news_14_11_17-1 (дата обращения: 23.05.2020)

15. Приказ Министерстваздравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утвержденииНоменклатурыдолжностеймедицинскихработников и фармацевтическихработников» // Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70344038/(дата обращения: 23.05.2020)

16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» // Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70877304/(дата обращения: 23.05.2020)

17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» // Гарант. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/(дата обращения: 23.05.2020)

18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9.01.2018 № 2н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» // Гарант. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71814888/(дата обращения: 23.05.2020)

19. Цветкова, Л.А. Оценка перспектив развития мобильной медицины mHealth на основании данных наукометрического и патентного анализа /

Л.А. Цветкова, П.П. Кузнецов, Н.Г. Куракова // Врач и информационные технологии. – 2014. – № 4. – С. 66-77.

20. Шадеркин, И.А., Диагностическая ценность портативного анализатора мочи «ЭТТА АМП-01», как инструмента самостоятельного мониторинга в mHealth и при скрининге в первичном звене медицинской помощи /

И.А. Шадеркин, А.В. Владзимирский, А.А. Цой и др. // Экспериментальная и клиническая урология. – 2015. – № 4. – С. 22-26.

21. AMA adopts principles to promote safe, effective mhealth applications [Electronic resource] // AMA. – Mode of access: https://www.ama-assn.org/ama-adopts-principles-promote-safe-effective-mhealth-applications (date of access: 23.05.2020)

22. Ayala, L. Cybersecurity for Hospitals and Healthcare Facilities: A Guide to Detection and Prevention / L. Ayala. – New York: Springer, 2016. – 152 p.

23. Berg, M. Health information management Integrating information technology in health care work / M. Berg. – London and New York: Rutledge, 2004. – 234 p.

24. Bhatt, C. Internet of things and big data technologies for next generation healthcare / С. Bhatt, N. Dey, A.S. Ashour. – New York: Springer, 2017. – 386 p.

25. Collen, M.F. A history of medical informatics in the United States, 1950 to 1990. – American Medical Informatics Association, 1995. – 489 p.

26. Dick, R.C. The computer-based patient record: An essential technology for health care / R.C. Dick, E.B. Steen, D.E. Detmer. – Washngton, D.C.: National Academy Press, 1997. – 234 p.

27. Е-Health in Japan introduction of telemedical care system - Body Area Network (BAN) at NICT [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.itu.int/ITU-D/cyb/events/2011/Telecom11/e-health/Presentations/thursday4-%20e-health%20in%20Japan-NICT.pdf (date of access: 23.05.2020)

28. Glasgow, R. National institutes of health science agenda: a public health perspective / R. Glasgow, E.B. Fisher, D. Haire-Joshu, M.G. Goldstein // American Journal of Public Health. – 2007. – № 97. – P. 1936-1938.

29. Кау, S. Medical records and other stories: a narrotological framework/

S.Кау, I. Purveves // Methods of Information in Medicine. – 1996. – № 35. –

Р. 72-87.

30. Khiun, L.К. Informatization–dramatization: communicating health in East Asian television dramas [Electronic resource] / L.К. Khiun, // International Journal of Communication. – 2012. – № 6. – Mode of access: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/viewFile/930/781 (date of access: 23.05.2020)

31. Konstantinidis, S. Internet of things in health trends through bibliometrics and text mining / S. Konstantinidis, A. Mpillis, Н. Wharrad H, P.D. Bamidis // Studies in health technology and informatics. – 2017. – № 235. – P. 73-77.

32. Lee, M. Development of a common platform for the exchange of medical information for the implementation of a nationwide health information network in South Korea / М. Lee, Е. Heo // Healthc Inform Res. – 2015. – № 21 – Р. 21-29.

33. Palacio, C. Benchmarking electronic medical records initiatives in the US: a conceptual model / С. Palacio, J.P. Harrison, D. Garets // Journal of medical systems.– 2010. – № 34. – P. 273-279.

34. Pyne, S. Big data analytics/ S. Pyne, B. Rao, S. Rao. – New York: Springer, 2016. — 278 p.

35. Raj, P. The Internet of things: enabling technologies, platforms, and use cases / P. Raj, A.C. Raman. – Boca Raton: CRC Press, 2017. – 364 p.

36. Resolution WHA58 58.28 eHealth. Fifty-eighth world health assembly. Geneva, 16-25 May 2005 [Electronic resource]. – Mode of access: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA58-REC1/english/A58_2005_REC1-en.pdf(date of access: 23.05.2020)

37. Seoul National university bundang hospital’s electronic system for total care [Electronic resource] / Y. Sooyoung, K.H. Lee, H.J. Lee, К. Ha // US National Library of Medicine National Institutes of Health.– Mode of access: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3402557/ (date of access: 23.05.2020)

38. Тhe pharmacy of the future [Electronic resource] // AJP. – Mode of access: https://ajp.com.au/features/the-pharmacy-of-the-future/ (date of access: 23.05.2020)

39. Zeadally, S. Privacy in a digital, networked world / S. Zeadally, M. Badra. – New York: Springer, 2015. – 418 p.

40. Zhang, K. Security and privacy for mobile healthcare networks / К. Zhang,

Х. Shen. – NewYork: Springer, 2015. – 118 p.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: