ЧТО нам ДЕЛАТЬ? (Часть 1В)




Продолжаем советоваться с Лениным – в «Что делать» он написал:

б) НОВЫЕ ЗАЩИТНИКИ "СВОБОДЫКРИТИКИ"

И вот этот-то лозунг ("свобода критики") торжественно выдвинут… "Раб. Делом" (№ 10), органом заграничного "Союза русских с.-демократов", выдвинут… как ответ на вопрос: "…возможно ли объединение действующих за границей социал-демократических организаций?" - "Для прочного объединения необходима свобода критики" (стр. 36). Из этого заявления вытекают два… вывода:

1. "Рабочее Дело" берет под свою защиту оппортунистическое направление в международной социал-демократии вообще; 2. "Р. Дело" требует свободы оппортунизма в русской социал-демократии».

Справка. «Союз русских с.-демократов за границей» основан в 1894г по инициативе группы «Освобождение труда», которая взялась редактировать издания «Союза». Летом 1895г В. И. Ленин, будучи за границей, договорился об издании сборников «Работник», причем с условием их редактирования группой «Освобождение труда». Вышло 6 его номеров, 10 - «Листка «Работника»», работы: В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах» (1897), Г. В. Плеханова «Новый поход против русской с.-демократии» (1897) и др. I съезд РСДРП (март 1898г.) признал «Союз» своим заграничным представителем. Однако затем оппортунистическое большинство I съезда «Союза» (Цюрих, ноябрь 1898г) не признало «Манифест» I съезда РСДРП. И группа «Освобождение труда» заявила об отказе редактировать издания «Союза». В апреле 1899г «Союз» приступил к изданию журнала «Р. Дело », в котором выступал с сочувствиями по адресу Э. Бернштейна, мильеранистов и т. п. А после его II съезда (апр. 1900г, Женева) группа «Освобождение труда» и ее сторонники покинули «Союз» и образовали организацию «Социал-демократ». Весной и летом 1901г между заграничными организациями («Союз русских с.-демократов», Заграничный комитет Бунда, организация «Социал-демократ» и заграничный отдел организации «Искры» - «Зари») по инициативе группы «Борьба» велись переговоры об объединении. Для подготовки съезда в Женеве в июне 1901г созвали конференцию. Она выработала « принципиальное соглашение» о сплочении с.-демократических сил в России и за границей, осудившее оппортунизм во всех его проявлениях: бернштейнианство, «экономизм», мильеранизм и т. п. (« КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, 1954, с. 22).

На «Объединительном» съезде (21-22 сентября (4-5 октября) 1901г, Цюрих) заграничных организаций РСДРП по вопросу: «Принципиальное соглашение и инструкция редакциям» выступил В. И. Ленин (см. Соч., 5 изд., т. 5, с. 271 - 275). Но оппортунисты выступили с поправками и дополнениями. Революционная часть съезда: члены «Искры» - «Зари» и «Социал-демократа», - поэтому заявила о невозможности объединения. Она в октябре 1901г объединилась в Заграничную лигу русской революционной социал-демократии.

На II съезде РСДРП представители «Союза» выступали оппортунистически и после признания съездом Заграничной лиги русской революционной социал-демократии единственной организацией партии за границей покинули его.

 

Ленин: «Рассмотрим эти выводы. "Р. Делу" " в особенности " не нравится " склонность "Искры" и "Зари " пророчить разрыв между Горой, и Жирондой международной социал-демократии " *. (* Сравнение двух течений в революционном пролетариате (революционное и оппортунистическое) с двумя течениями в революционной буржуазии 18 века… было сделано в передовой статье №2 «Искры» (февраль 1901 г.). Автор этой статьи – Плеханов. Говорить об «якобинстве» в русской социал-демократии до сих пор очень любят и кадеты, и «беззаглавцы», и меньшевики. Но о том, как Плеханов впервые выдвинул это понятие против правого крыла социал-демократии, - об этом ныне предпочитают молчать или…забывать. Прим. автора к изд. 1907г. Ред.)

Справка.«Заря» - журнал, издавался в 1901-1902 г.г. в Штутгарте «Искрой». Вышло три книги «Зари». Задачи «Зари» были определены в проекте заявления редакции «Искры» и «Зари», написанном В. И. Лениным в России (Соч., 5 изд., т. 4, с. 322-333). Журнал издавался легально. Он выступал с критикой ревизионизма в защиту теоретических основ марксизма. В нём напечатаны работы В. И. Ленина: «Случайные заметки», «Гонители земства и Аннибалы либерализма», «Г.г. «критики» в аграрном вопросе», первые четыре главы работы «Аграрный вопрос и «критики Маркса»»,«Внутреннее обозрение», «Аграрная программа русской с.-демократии», а также работы Г. В. Плеханова: «Критика наших критиков. Ч. 1. Г-н П. Струве в роли критика марксовой теории социального развития», «Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна» и другие. Гора и Жиронда - политические группировки буржуазии во французской буржуазной революции конца XVIII века. Гора - якобинцы - представители революционного класса своего времени - буржуазии, - отстаивавшие необходимость уничтожения абсолютизма и феодализма. Жирондисты колебались между революцией и контрреволюцией и шли на сделки с монархией. «Социалистической Жирондой» Ленин называл оппортунистов в с.-демократии; пролетарскими якобинцами, «Горой» - революционных с.-демократов. После раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков Ленин часто подчеркивал, что меньшевики представляют собой жирондистское течение в рабочем движении. «Беззаглавцы» - полукадетская, полуменьшевистская группа буржуазной интеллигенции, сложившаяся при спаде революции 1905-1907 годов, сторонников еженедельника «Без Заглавия» издававшегося в Петербурге в январе - мае 1906г; позже «беззаглавцы» группировались вокруг левокадетской газеты «Товарищ» и являлись проповедниками идей буржуазного либерализма и оппортунизма, поддерживали ревизионистов российской и международной социал-демократии.

Ленин: «…Чтобы объяснить единство германской и раздробленность французской социалистической партии, вовсе нет надобности копаться в особенностях истории той и другой страны, сопоставлять условия военного полуабсолютизма и республиканского парламентаризма, разбирать последствия Коммуны и исключительного закона о социалистах, сравнивать экономический быт и экономическое развитие, вспоминать о том, как "…беспримерный рост германской социал-демократии" сопровождался беспримерной в истории социализма энергией борьбы не только с теоретическими (…, Дюринг *, катедер-социалисты), но и с тактическими (Лассаль) заблуждениями, и проч. и проч.

Справка. Катедер-социалисты - представители направления в буржуазной политической экономии 70-80-х годов XIX века в университетах протаскивали под видом социализма буржуазный реформизм. Катедер-социализм - следствие страха эксплуататоров перед марксизмом и ростом рабочего движения, стремления их идеологов найти новые средства, чтобы держать в подчинении трудящихся. Они утверждали, что будто бы буржуазное государство – надклассовое и способно примирить враждебные классы и постепенно ввести «социализм», не трогая интересов капиталистов и учитывая требования трудящихся. Они предлагали узаконить полицейскую регламентацию наемного труда, возродить средневековые цехи. Реакционную суть катедер-социализма разоблачали Маркс и Энгельс. Ленин называл катедер-социалистов клопами «полицейски-буржуазной университетской науки» (Соч., 4 изд., т. 13, с. 22).

В России их взгляды проповедовали «легальные марксисты».

 

Ленин: «(* Когда Энгельс обрушился на Дюринга, ко взглядам последнего склонялись довольно многие представители германской с.-демократии, и обвинения в резкости, нетерпимости, нетоварищеской полемике и проч. сыпались на Энгельса… Мост с товарищами внёс (на съезде 1877 г.) предложение об устранении статей Энгельса из «Vorwertsа», как «не представляющих интереса для громадного большинства читателей», а Вальтейх заявил, что помещение этих статей принесло большой вред партии, что Дюринг тоже оказал услуги с.-демократии: «…мы должны пользоваться всеми в интересах партии, а если профессора спорят, то «Vorwerts» вовсе не место для ведения таких споров» («Vorwerts», 1877, №65 от 6-го июня). Как видите, это – тоже пример защиты «свободы критики», и над этим примером не мешало бы подумать нашим легальным критикам и нелегальным оппортунистам…!) …»

Справка. «Vorwarts» («Вперед») – ежедневная центральная газета германской с.-демократии; выходила с1876г в Лейпциге под редакцией В. Либкнехта и др. После перерыва из-за введения в 1878г исключительного закона против социалистов, издание возобновили в Берлине в 1891г. Ф. Энгельс вел в ней борьбу против оппортунизма. После смерти Ф. Энгельса, «Vorwarts» оказался в руках правого крыла партии и тенденциозно освещал борьбу против оппортунизма и ревизионизма в РСДРП, поддерживал «экономистов», а затем меньшевиков, печатал клеветнические статьи Троцкого, не давая выступать с опровержениями большевикам. В период 1-й мировой войны «Vorwarts» стоял на позициях с.-шовинизма. Издание газеты было прекращено в 1933г.

Ленин: «…Если " самые отъявленные бернштейнианцы " терпимы еще в рядах германской партии, то лишь постольку, поскольку они подчиняются и ганноверской резолюции, решительно отвергнувшей "поправки" Бернштейна, и любекской, содержащей в себе (несмотря на всю дипломатичность) прямое предостережение Бернштейну. Можно спорить, с точки зрения интересов немецкой партии, о том, насколько уместна была дипломатичность, лучше ли в данном случае худой мир, чем добрая ссора, можно расходиться, одним словом, в оценке целесообразности того или другого способа отклонить бернштейнианство, но нельзя не видеть факта, что германская партия дважды отклонила бернштейнианство. Поэтому думать, что пример немцев подтверждает тезис: "…самые отъявленные бернштейнианцы стоят на почве классовой борьбы пролетариата за его экономическое и политическое освобождение" - значит совершенно не понимать происходящего у всех перед глазами».

«…Одинаковое социально-политическое содержание современного интернационального оппортунизма проявляется в тех или иных разновидностях, сообразно национальным особенностям. В одной стране группа оппортунистов выступала издавна под особым флагом, в другой оппортунисты пренебрегали теорией, ведя практически политику радикалов-социалистов, в третьей - несколько членов революционной партии перебежали в лагерь оппортунизма и стараются добиться своих целей не открытой борьбой за принципы и за новую тактику, а постепенным … развращением своей партии, в четвертой - такие же перебежчики употребляют те же приемы в потемках политического рабства и при совершенно оригинальном взаимоотношении "легальной" и "нелегальной" деятельности и проч.

Браться же говорить о свободе критики и бернштейнианства, как условии объединения русских с.-демократов, и при этом не давать разбора того, в чем именно проявилось и какие особенные плоды принесло русское бернштейнианство, - это значит браться говорить для того, чтобы ничего не сказать. Попробуем же мы сами сказать…, то, чего не пожелало … "Р. Дело".

Курмеев К.И. Пермская организация Российской коммунистической рабочей партии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: