Импульсивность-рефлективность




И.Л.Соломин. Тест сравнения похожих рисунков Дж. Кагана. The Matching Familiar Figure Test (MFFT)

Тест «Сравнение похожих рисунков» (The Matching Familiar Figure Test, MFFT), разработанный Дж. Каганом [5], предназначен для диагностики такого когнитивного стиля, как импульсивность-рефлективность. Тест пригоден для работы с детьми старше 5 лет и взрослыми. Тест может использоваться в сферах образования, профориентации, психологического профессионального отбора и оценки сотрудников, судебно-психологической экспертизы, научных исследований, для выявления скорости и точности решения познавательных задач в условиях неопределенности, прогнозирования возможных затруднений в процессе учебной и профессиональной деятельности, оптимизации условий обучения и работы.

Теоретические основы

Когнитивные стили

Когнитивный стиль – устойчивая индивидуальная характеристика человека, обусловленная психологическими особенностями его личности и проявляющаяся в предпочитаемом способе познавательной деятельности, переработки информации и принятия решения [2; 4]. Начало исследования когнитивных стилей было положено в 50-60 годах ХХ века американскими психологами Г.Уиткином, Р.Гарднером, Дж.Каганом и др. В этот период было описано около двух десятков выявленных независимо друг от друга когнитивных стилей, таких как как полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидный/гибкий познавательный контроль, когнитивная простота/сложность, конкретная/абстрактная концептуализация, импульсивность/рефлективность и т.п. Когнитивные стили проявляются на всех уровнях познавательной сферы человека и характеризуют процессы ее регуляции. «Их выраженность меняется на протяжении онтогенетического развития, но остается на удивление постоянной у каждого данного человека, если сравнивать его показатели с уровнем его возрастной группы»,- отмечает Г. Клаус [1, 96]. Таким образом, любой когнитивный стиль является личностным фактором познания, определяющим преимущественный способ восприятия и мышления.

Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная дифференцированность и др.) связана со степенью аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами. Вся обработка поступающей к человеку информации базируется на механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними. Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или низкой понятийной дифференцированностью, мир видится ему более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения. Но, с другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее очевидным различиям или к изменениям объекта. Наоборот, лица с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу своих представлений.

Большое количество эмпирических исследований свидетельствует о взаимосвязи различных параметров когнитивного стиля с успешностью учебной деятельности [1, 3, 7], результатами выполнения интеллектуальных тестов и особенностями личности. Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне. Самыми адаптивными являются люди с мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата, исходя из требований ситуации. Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности. В то же время есть все основания считать когнитивные стили образованием, которое формируется прижизненно под влиянием социокультурных факторов.

Импульсивность-рефлективность

В соответствии с Дж. Каганом, параметр импульсивности-рефлективности характеризует когнитивный темп, склонность к быстрому или медленному принятию решений [5]. Наиболее ярко этот стиль проявляется в условиях неопределенности, необходимости осуществления правильного выбора из множества альтернативных вариантов. Импульсивные склонны быстро реагировать без предварительного анализа возможных вариантов, в то время как для рефлективных характерен замедленный темп реагирования, принятие решения только после многократной проверки гипотез и анализа условий. Таким образом, тип реагирования, определяемый по шкале «рефлективность-импульсивность», понимается как стабильная тенденция субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию при аналитически более подготовленном ответе либо быструю реакцию при меньшей степени обследования стимульного поля и, следовательно, большем числе ошибок.

Тенденция к быстрому или медленному принятию решений определяется соотношением двух субъективных ценностей: стремлением к быстрому успеху и тревогой за возможные ошибки. Если тревога относительно возможности сделать ошибку больше, чем желание быстро добиться успеха, то человек будет обнаруживать рефлективный стиль, если тревога меньше желания быстрого успеха, то у человека будет преобладать импульсивный стиль. Следует отметить, что по данным Дж. Кагана культурно депривированные дети чаще оказываются в группе импульсивных.

В работах Дж. Кагана было продемонстрировано развитие рефлективности с возрастом. С. Мессер [7] сформулировал выводы о том, что фактор импульсивности-рефлективности проявляется, главным образом, в ситуациях неопределенности, а также о том, что обучение прямо влияет на уровень импульсивности, т. е. при овладении субъектом сканирующими стратегиями она уменьшается. В исследования Кагана было показано, что в заданиях на определение рефлективности-импульсивности у старших школьников в отличие от учащихся младшего и среднего возраста обнаруживается множество стратегий сравнений. Другой результат состоял в том, что младшие школьники и дошкольники могут изменять стратегии в зависимости от типа задач, причем эта гибкость увеличивается с возрастом. Таким образом, первоначальное утверждение о стабильности когнитивного стиля было заменено представлением об их интраиндивидуальном развитии. Была подтверждена гипотеза о связи дефекта внимания с импульсивностью [8]. Известно, что дети, которые допускают мало ошибок и медленнее принимают решение, то есть, относятся к рефлективным, имеют более высокие оценки по вербальным, невербальным и общим показателям теста Векслера. В целом факторами, оказывающими влияние на степень выраженности рефлективности, являются:

  • возраст испытуемых,
  • уровень образования,
  • уровень речевого развития,
  • сложность тестовых заданий,
  • характер инструкций при проведении методики,
  • установки испытуемых,
  • функциональное состояние,
  • состояние здоровья,
  • тип личности.

Фактически рефлективность и импульсивность являются двумя стратегиями выполнения деятельности. Они соответствуют двум основным типам индивидуального стиля деятельности, выделенным в отечественной психологии: первый характеризуется тем, что ориентировочные операции в основном предшествуют исполнительным, составляется подробный мысленный план действия, при выполнении часто применяются контрольные операции; для второго типа характерна кратковременная предварительная ориентировка, целостный характер мыслительного плана с уточнением в процессе выполнения благодаря частым ориентировочным операциям, контрольные операции редки.

В психологии личности импульсивность рассматривается как черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: