Тема 4. Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии




Тема 2. Симптоматика дизартрии

Речевая и неречевая симптоматика дизартрии. Три ведущих синдрома дизартрии: синдром нарушений артикуляционной моторики, синдром нарушения речевого дыхания, синдром нарушения голоса. Темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства при дизартрии. Общая характеристика неречевых симптомов дизартрии. Степень проявления симптомов дизартрии.

Тема 3. Характеристика различных форм дизартрии

Псевдобульбарная дизартрия. Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения.

Бульбарная дизартрия. Вялый паралич как основной патогенетический механизм буль-барной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц перифе­рического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков.

Подкорковая дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений.

Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием.

Корковая дизартрия. Дискуссионные вопросы выделения ее признаков. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии.

Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Тема 4. Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии

Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией.

Анализ и интерпретация материалов обследования с привлечением данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, лингвистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушения речи, дифференциальную диагностику, формулировку выводов коррекционно-методического характера.

Ранняя диагностика дизартрии (особенности анамнеза, наличие псевдобульбарного синдрома, задержка моторного развития, дизонтогенез речевого развития). Выявление стертой дизартрии: функциональные пробы, эффективность коррекционной работы. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональной дислалии.

Тема 5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление нарушений голосообразования. Формирование ритмо-интонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.

Профилактика и коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи.


 

Таблица 2 – Содержание работ по дисциплине

Содержание работы Виды и формы работы, в часах Всего час
Контактная работа СР
Лекции Занятия сем. типа Консультации Аттестация
Сем./з П/з. Лб. Инд. Гр.
Тема 1. Основные представления и патогенез дизартрии                  
Тема 2. Симптоматика дизартрии                  
Тема 3. Характеристика различных форм дизартрии                  
Тема 4. Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии                  
Тема 5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии                  
Выполнение курсовой работы (проекта)
Аттестация: защита курсовой работы (проекта)
Аттестация:
Итого по дисциплине                  
В том числе в интерактивной форме *                  
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий **                  

3.4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЯ "ДИЗАРТРИЯ"

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

Содержание контактной работы с преподавателем

Содержание контактной работы с преподавателем

Тема 1. Основные представления и патогенез дизартрии

Тема лекционного занятия: Основные представления и патогенез дизартрии

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Основные представления и патогенез дизартрии.

2. Современные представления о дизартрии.

3. Теория уровневого построения движения Н.А. Бернштейна.

4. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий.

5. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии.

Тема практического занятия: Основные представления и патогенез дизартрии

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Понимание дизартрии как специфического нарушения речи

2. Нарушение каких структур мозга приводит к возникновению дизартрии?

3. Чем обусловлены различия в структуре речевого дефекта при дизартрии у детей и взрослых?

4. Различные подходы к классификации форм дизартрии

Планируемые результаты обучения: ОПК-1 Б.1В.1 – з, ПК-2 Б.1В.1 – з.

Ресурсы, необходимые для освоения: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: