Тема 4. Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии




Тема лекционного занятия: Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией.

2. Анализ и интерпретация материалов обследования.

3. Ранняя диагностика дизартрии.

4. Выявление стертой дизартрии.

5. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональной дислалии.

Тема практического занятия: Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Какие особенности анамнеза ребенка могут указывать на то, что нарушение произношения является дизартрией?

2. Закономерны ли проявления нарушений строения артикуляционного аппарата при дизартрии?

3. Приемы обследования моторной сферы. Как проявляются ее нарушения?

4. Приемы обследования произносительная сторона речи? Какие нарушения произношения характерны для дизартрии? Проведите кинетический анализ 2-3 вариантов искажений и замен звуков.

5. Проявление нарушения звукослоговой структуры слова

6. Деловая игра “Обследование ребенка с дизартрией”

Планируемые результаты обучения: ОПК-1Б.1В.1 – в, ПК-2 Б.1В.1 – у.

Ресурсы, необходимые для освоения: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Тема 5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Тема лекционного занятия: Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.

2. Принципы коррекционно-педагогического воздействия.

3. Этапы логопедической работы по преодолению нарушений речи при дизартрии.

4. Преодоление проявлений речевой симптоматики дизартрии.

5. Преодоление неречевых нарушений при дизартрии.

Тема практического занятия: Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Особенности подходов к организации коррекционной работы при дизартрии разных авторов.

2. Содержание работы по нормализации тонуса речевых мышц в зависимости от тяжести и формы дизартрии.

3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя (учителя), музыкального руководителя в условиях специального (коррекционного) обучения?

Планируемые результаты обучения: ПК-3 Б.1В.1 – з, ПК-3 Б.1В.1 – у.

Ресурсы, необходимые для освоения: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Содержание самостоятельной работы студента (таблица 3)

Таблица 3 – Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Коды результатов обучения, на которые направлены задания Трудоемкость задания, часы Перечень учебно-методического обеспечения (раздел 4)
  Основные представления и патогенез дизартрии 1. Подобрать и сопоставить определения дизартрии из разных литературных источников 2. Выборочное конспектирование Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений Раскройте основные положения теории Н.А. Бернштейна об уровневом построении движений. На каких уровнях построения отмечается локализация патогенного очага при дизартрии? ОПК-1 Б.1В.1 – з, ПК-2 Б.1В.1 – з.   Работа с источниками: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений /под ред. В.П.Зинченко. – Воронеж. – 2004  
  Симптоматика дизартрии Подготовить мультимедийную презентацию “Этиопатогенетические механизмы и симптоматика дизартрии” Конспектировать Спирова Л. Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии ОПК-1 Б.1В.1 – у, ПК-2 Б.1В.1 – у.   Работа с источниками: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С.157-184.
  Характеристика различных форм дизартрии Подготовить мультимедийную презентацию “Речевая и неречевая симптоматика дизартрии” Конспектировать Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. ОПК-1Б.1В.1 – в, ПК-2 Б.1В.1 – в.   Работа с источниками: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9. Очерки по патологии речи и голоса – М.: Просвещение, 1967 – С. 98-99, 109-110.
  Выявление симптомов нарушения речевой и неречевой сферы при дизартрии Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика форм дизартрии” (по О.В.Правдиной) Конспектировать: Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Составить перечень вопросов, необходимых для сбора анамнеза ребенка с дизартрией. Составить схему обследования моторики детей с дизартрией. Составить схему обследования основных психических функций детей с дизартрией. ОПК-1Б.1В.1 – в, ПК-2 Б.1В.1 – у.   Работа с источниками: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177-182.
  Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии Подготовить мультимедийную презентацию “Направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии” Конспектировать: И.И.Панченко, Л.А.Щербакова. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы ПК-3 Б.1В.1 – з, ПК-3 Б.1В.1 – у.   Работа с источниками: 4.1: 1, 2, 3; 4.2: 2, 4, 5, 7, 8, 9. Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 1975. – С.17-42.
Итого    

 

 

Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Понятие логопедии как раздела коррекционной педагогики науки. Определение, предмет, объект и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Основные понятия логопедии как науки.

4. Методы логопедии и принципы анализа речевых нарушений.

5. Характеристика направлений и содержания логопедического воздействия Понятие и принципы логопедического воздействия.

6. Понятие о речевом нарушении. Разграничение речевого нарушения и сходных состояний.

7. Понятие и общая характеристика симптомов речевого нарушения.

8. Понятие нормы и патологии речевой деятельности. Условия необходимые для формирования правильной речи.

9. Критические периоды в развитии речевой функции.

10. Анатомо-физиологические механизмы речи. Роль слуха и зрения в развитии речи детей.

11. Центральный и периферический речевой аппарат.

12. Строение и функции дыхательного отдела периферического речевого аппарата.

13. Строение и функции голосообразующего отдела периферического речевого аппарата.

14. Строение и функции артикуляционного отдела периферического речевого аппарата.

15. Этиология речевых нарушений.

16. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Основные формы речевой патологии

17. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

18. Система логопедической помощи в России. Профилактика речевых нарушений.

19. Понятие дислалии как речевого нарушения. Причины. История изучения. Различные подходы к пониманию дислалии в отечественной логопедии.

20. Причины и симптоматика нарушений дислалии. Механизмы и уровни нарушения произношения звуков.

21. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения по группам звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, хитизм, гаммацизм).

22. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие звука, искажение, замена, смешение).

23. Классификации дислалий: по степени выраженности, по этиологическому признаку, патогенетическому признаку, значимым для логопедического воздействия.

24. Функциональная сенсорная дислалия. Причины, виды, симптоматика.

25. Функциональная моторная дислалия. Причины, виды, симптоматика.

26. Механическая (органическая) дислалия. Причины, проявления, симптоматика.

27..Понятие и механизмы акустико-фонематической дислалии.

28. Понятие и механизмы артикуляторно-фонематической дислалии.

29. Понятие и механизмы артикуляторно-фонетической дислалии.

30. Структура речевого нарушения при различных формах дислалии.

31. Характеристика сигматизмов свистящих звуков.

32. Характеристика сигматизмов шипящих звуков.

33. Характеристика ротоцизмов и параротоцизмов

34. Характеристика ламбдацизмов и параламбдацизмов

35. Характеристика нарушений заднеязычных звуков и звука Й.

36. Характеристика нарушений звонкости-глухости звуков

37. Характеристика нарушений твердости-мягкости звуков.

38. Основные принципы устранения нарушений звукопроизношения при дислалии.

39. Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.

40. Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.

41. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.

42. Этап автоматизации и дифференциации звуков в речи.

43. Ринолалия. Определения, этиология, классификация.

44. История изучения ринолалии.

45. Причины ринолалии.

46. Закрытая ринолалия. Механизмы и симптоматика закрытой и смешанной ринолалии.

47. Устранение закрытой и смешанной ринолалии.

48. Врожденная открытая ринолалия. Этиология, механизмы, симптоматика.

49. Этапы формирования лица в период эмбриогенеза и влияние на характер и формы расщелин. Формы расщелин.

50. Структура речевого нарушения при ринолалии.

51. Симптомокомллексы нарушений речи при ринолалии.

52. Влияние ринолалии на физическое и психическое развитие ребенка.

53. Профилактика тяжелых нарушений речи при ринолалии.

54. Особенности обследования детей с ринолалией.

55. Организация логопедических занятий с детьми с ринолалией.

56. Формы логопедической работы с детьми с ринолалией.

57. Содержание логопедической работы с детьми в дооперационный.

58. Содержание логопедической работы с детьми в послеоперационный период.

59. Использование артикуляционной гимнастики в работе с ребенком с ринолалией.

60. Использование упражнений дыхательной гимнастики в работе с ребенком с ринолалией.

61. Этапы логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения и голоса при ринолалии.

62. Особенности постановки и автоматизации гласных звуков.

63. Особенности постановки и автоматизации согласных звуков раннего онтогенеза.

64. Особенности постановки и автоматизации согласных звуков среднего и позднего онтогенеза.

 

 

Список вопросов для подготовки к зачету

1. Понятие, причины и симптоматика дизартрии. История изучения.

2. Характеристика ведущих синдромов нарушений речи при дизартрии. Механизмы речевых расстройств и структура речевого нарушения при дизартрии.

3. Классификация дизартрии. Различные подходы к классификации дизартрии в отечественной логопедии (на основе синдромологического подход, на основе локализации поражения, по степени выраженности дефекта и понятности речи)

4. Псевдобульбарная дизартрия, механизмы, симптоматика, логопедическая работа по преодолению.

5. Мозжечковая дизартрия, механизмы, симптоматика, логопедическая работа по преодолению.

6. Корковая дизартрия, механизмы, симптоматика, логопедическая работа по преодолению.

7. Бульбарная дизартрия, механизмы, симптоматика, логопедическая работа по преодолению.

8. Подкорковая дизартрия, механизмы, симптоматика, логопедическая работа по преодолению.

9. Дифференциальная диагностика дизартрии и других речевых патологий.

10. Понятие стертой дизартрии. Особенности проявления речевой и неречевой симптоматики.

11. Особенности психического развития детей с дизартрией.

12. Особенности познавательной деятельности детей с дизартрией.

13. Понятие общего недоразвития речи как структурного нарушения речи. Различные под ходы к пониманию общего недоразвития речи в отечественной логопедии Причины и механизмы общего недоразвития речи.

14. Периодизация общего недоразвития речи (по Р.Е.Левиной). Современный подходы к проблеме.

15. Понятие, причины, механизмы и симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи.

16. Направления и содержание логопедической работы у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

17. Этапы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

18. Характеристика клинических форм общего недоразвития речи.

19. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

20. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

21. Логопедическая работа по преодолению нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

22. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

23. Преодоление лексических нарушений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи.

24. Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

25. Преодоление нарушений синтаксической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

26. Развитие диалогической речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с недоразвитием речи.

27. Развитие предпосылок монологической речи у детей дошкольного и младшего школьного с недоразвитием речи.

28. Преодоление недоразвития психического недоразвития у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи.

29. Логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с недоразвитием речи.

30. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

31. Логопедическая работа по преодолению нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

32. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

33. Преодоление лексических нарушений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи.

34. Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

35. Преодоление нарушений синтаксической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

36. Развитие диалогической речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с недоразвитием речи.

37. Развитие предпосылок монологической речи у детей дошкольного и младшего школьного с недоразвитием речи.

38. Преодоление недоразвития психического недоразвития у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи.

39. Логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с недоразвитием речи.

40. Понятия и общая характеристика алалии как системного нарушения речи. Структура речевого нарушения.

41. История развития учения об алалии.

42. Причины и механизмы алалии.

43. Различные подходы к классификации алалии.

44. Лингвистическая классификации форм алалии (по В.К.Орфинской).

45. Общая характеристика основных форм алалии.

46. Принципы обследования ребенка с алалией. Организация и содержание обследование детей разного возраста с алалией.

47. Дифференциальная диагностика алалии и сходных состояний.

48. Моторная алалия. Определение, механизм нарушения речедвигательного анализатора. Структура речевого дефекта при моторной алалии.

49. Речевая и неречевая симптоматика при моторной алалии.

50. Преодоление нарушений звуковой стороны речи у ребенка с алалией.

51. Формирование активного и пассивного словаря ребенка с алалией.

52. Развитие связной речи при моторной алалии.

53. Принципы логопедической работы на начальном этапе формирования речи у детей с моторной алалией.

54. Направления и содержание первого этапа логопедического воздействия при моторной алалии.

55. Направления и содержание второго этапа логопедического воздействия при моторной алалии.

56. Направления и содержание третьего этапа логопедического воздействия при моторной алалии.

57. Направления и содержание четвертого этапа логопедического воздействия при моторной алалии.

58. Сенсорная алалия. Определение, механизмы и симптоматика нарушения.

59. Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией.

60. Содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.

61. Психолого-педагогическое сопровождение детей, страдающих разными формами алалии.

62. Характеристика лексико-грамматических средств при моторной алалии.

63. Пути преодоления речевого негативизма в логопедической работе с детьми с алалией.

64. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с алалией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: