Основные функции и требования к маркировке




 

Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки - информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность - приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

 

Виды маркировки

 

Правильная маркировка пищевой продукции является средством обеспечения контроля ее качества. Она используется контролирующими организациями для идентификации и экспертизы.

В зависимости от вида тары и упаковки различают маркировку транспортной и маркировку потребительской упаковки.

Транспортная упаковка применяется при использовании бочек, ящиков, мешков, контейнеров, фляг и должна содержать сведения о наименовании предприятия-изготовителя и продукта, массе нетто и брутто, числе упаковочных единиц, условиях и сроке хранения, дате выработки продукции.

Маркировка потребительской упаковки должна включать сле­дующие данные в соответствии с ГОСТ 51074-97:

× наименование продукции, сорт (при его наличии);

× наименование, местонахождение, предприятия-изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукции, наименование страны;

× товарный знак изготовителя (при его наличии);

× массу нетто - объем или количество продукции;

× состав пищевого продукта с указанием внесенных пищевых добавок;

× пищевую ценность;

× условия и срок хранения, срок годности и реализации;

× информацию о сертификации пищевых продуктов;

× обозначение нормативной документации на продукт;

× другие дополнительные маркировки товара, исходя из направления его использования;

× штриховой код.

Наименование продукта должно конкретно и достоверно характеризовать его.

Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке страны-изготовителя. В случае направления продукции на экспорт - на языке той страны, куда отправляется продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора.

При необходимости должны быть указаны отличительные качества продукта - «концентрированный», «сублимированный», «пастеризованный», «стерилизованный», «замороженный» и др.

Не допускается в наименовании аналогов пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта. Например, вино типа «Ркацители», минеральная вода типа «Нарзан», «Боржоми» и т. п. Не допускается также давать пищевой продукции наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы продукта. Так, нельзя давать белковой икре наименование «Икра зернистая черная» и т. п.

Использование в наименовании продукта таких терминов, как «экологически чистый», «выращенный без применения пестицидов», «витаминизированный», «без применения консервантов», «лечебный», «диетический» и др., имеющих рекламный характер, допускается только при указании нормативного документа, позволяющего осуществить идентификацию указанных свойств продукта.

Если изготовитель продукта не является одновременно упаковщиком, экспортером, то кроме изготовителя и его адреса должны быть указаны упаковщик, экспортер и их адреса. Указывается также место происхождения - название страны, населенного пункта или его историческое название, связанные с местом изготовления данного пищевого продукта.

Условия хранения указываются для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специальных условий хранения. Для продуктов, например детских, качество которых изменяется после вскрытия герметичной упаковки, рекомендуется указывать условия хранения после вскрытия упаковки.

Срок годности пищевых продуктов исчисляют с даты изготовления и указывают его следующим образом: «Годен в течение... (часов, дней, месяцев или лет)», «Годен до... (дата)», «Использовать до... (дата)». Дату окончания срока годности указывают так: «Час, день, месяц» - для скоропортящихся продуктов; «День, месяц» - если срок годности продукта не превышает 3 месяцев, «Месяц и год» - если срок годности продукта превышает 3 месяца.

Перечень пищевых продуктов, на которые устанавливается срок годности, утверждает Правительство Российской Федерации.

Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия по ГОСТ 50460 для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации, или в виде знака соответствия по ГОСТ 1.9 для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов, на основании лицензии, выданной органом сертификации в установленном порядке.

Помимо текста маркировка тары имеет художественное оформление и условные обозначения. Условные обозначения относятся главным образом к консервной продукции. На крышке жестяных банок наносятся знаки условных обозначений методом выдавливания или несмываемой краской в три ряда в следующей последовательности: Первый ряд:

× дата изготовления (число, месяц, год);

Второй ряд:

ассортиментный знак продукции - от одного до трех знаков (цифры или буквы). Для консервов высшего сорта к номеру добавляется буква «В»;

× номер предприятия-изготовителя;

Третий ряд:

× номер смены;

× индекс системы, в ведении которой находится предприятие-изготовитель.

В случае стеклянной и полимерной тары условные обозначения наносятся на крышку или бумажную этикетку.

Медико-биологические требования к пищевой ценности различных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов существенно отличаются и поэтому разработаны и подразделены по групповому признаку на 9 групп сырья и продуктов:

1. Мясо, мясные продукты, птица и яйцо.

2. Молоко и молочные продукты.

3. Рыба, другие продукты моря.

4. Хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия.

5. Сахар и кондитерские изделия.

6. Овощи, бахчевые, плоды, ягоды и продукты их переработки.

7. Жировые продукты.

8. Напитки и продукты брожения.

9. Другие продукты.

Пищевая ценность продуктов, относящихся, например, к первой группе, в основном определяется содержанием в них высокоценного белка, насыщенного жира, некоторых витаминов и микроэлементов, а также энергетической ценностью. Пищевая ценность сахара (пятая группа) определяется исключительно сахарозой.

Овощи, картофель, бахчевые, плоды, ягоды и продукты их переработки являются основными источниками ряда минеральных веществ в питании человека, витамина С, β-каротина, фолацина и в существенной степени клетчатки, пектиновых веществ и усвояемых углеводов, что и предопределяет пищевую ценность продуктов этой группы.

Обозначение пищевой ценности не требуется для вкусовых продуктов -чай, уксус, специи, поваренная соль и др., сырых пищевых продуктов - мясо, птица, рыба, овощи, ягоды, фрукты и др., а также для готовых кулинарных и выпечных изделий.

Сведения о содержании жиров, белков, углеводов и энергетической ценности приводятся в случае, если их количество в 100 г (мл) пищевого продукта превышает 2 % от рекомендуемой суточной потребности; минеральных веществ и витаминов - при превышении 5 %.

На отдельные продуты питания, рекомендуются дополнительные маркировочные обозначения, раскрывающие специфические характеристики.

На этикетке безалкогольных напитков, изготовленных с добавлением консервантов, проставляется надпись «С консервантом», а вместо даты розлива и гарантийного срока хранения указывается дата окончания его срока, которая наносится просечкой, штамповкой, делается надпись «Желательно употребить до указанной даты».

При маркировке сычужных твердыне сыров на каждой головке указываются: дата выработки (число, месяц), номер варки и произ­водственная марка. Парафиновые цифры располагаются в центре верхнего полотна головки сыра. Производственная марка наносится несмываемой краской при помощи штемпеля и включает информацию о массовой доле жира в сухом веществе, номере предприятия-изготовителя, сокращенном наименовании страны, области (края, республики), в которой находится предприятие.

При маркировке мяса применяют клеймо, удостоверяющее качество. Форма клейма определяется категорией упитанности туши. Круглым клеймом обозначают говядину, телятину, баранину, свинину первой категории; квадратным - говядину, телятину, баранину и свинину второй категории; треугольным - говядину, телятину, баранину и тощую свинину четвертой категории; овальным - свинину третьей категории. На говядину и свинину пятой категории ставится штамп с буквой «М» справа от клейма. На телятину - штамп «Т». Клеймо, удостоверяющее доброкачественность и упитанность мяса, на говядине, свинине, телятине, оленине, верблюжатине - фиолетового цвета; на козлятине, баранине и конине - красного.

С развитием международной торговли штриховое кодирование продукции является обязательным требованием. Штриховой код идентифицирует пищевую продукцию таким образом, что никакое другое изделие, обращающееся в международной торговле, не может иметь такого же кода.

Наличие штрихового кода на изделии позволяет определить страну-импортера товара, предприятие-изготовитель, конкретный номер товара и предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

Штриховой код - это чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос, их сочетание. Темные полосы называют штрихами, а светлые - пробелами (промежутками).

Штриховые коды считываются специальными оптическими считывателями (сканерами) различных типов, включая лазерные, которые, воспринимая штрихи, пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в ЭВМ.

Во многих зарубежных странах товары массового спроса снабжаются этикетками и ярлыками с нанесенным штриховым и цифровым кодом, однозначно идентифицирующим каждый товар, каждого производителя.

Отсутствие штрихового кода на изделии предназначается для внешней торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции, а порой делает ее реализацию практически невозможной, то есть у производителя такой товар просто не примут.

Наиболее известны следующие кодовые системы:

× европейская EAN (European Article Numbering);

× западногерманская BAN (Bundeseinheitliche Artikelnummer);

× американская UPC (Universal Product Code);

× японская (Carla Code).

В настоящее время преобладает тенденция унификации различных систем, что вызвано необходимостью выработки единых форм торговых операций. Наибольшее распространение получил штриховой код EAN, разработанный Международной Ассоциацией товарной нумерации.

Код EAN — это 13- или 8-разрядный цифровой код, представляющий сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины (модуль). Другие штрихи и пробелы составляют два и три модуля, то есть две или три толщины самого узкого штриха или пробела.

Каждая цифра (разряд) код EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.

Цифровой 13-разрядный код товара включает: код страны, предприятие которой произвело товар; код предприятия-изготовителя; регистрационный номер товара и контрольное число. Код страны выдается каждой стране централизованно Международной Ассоциацией товарной нумерации. При этом ряду стран выделены диапазоны кодов, например Франции 30...37, Германии 40...43. Некоторым странам предоставлена возможность детализировать двухразрядный код страны на третьем разряде, например код, выданный бывшему СССР и принятый Российской Федерацией, - 46, может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460...469. При этом для предприятия-изготовителя должно использоваться только четыре разряда вместо пяти. Некоторым странам выделены сразу трехразрядные коды. Например, Аргентине выделен код 779, а Венгрии - 559.

Следующие пять цифр, а именно код изготовителя, присваивает национальный орган страны централизованно конкретному предприятию-изготовителю.

В России этим занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в Международной Ассоциации товарной нумерации.

ЮНИСКАН не только выдает российским предприятиям регистрационные номера - коды предприятий, но и ведет соответствующий банк данных. Наряду с этим ЮНИСКАН разрабатывает методики по использованию кодов EAN.

Следующие пять цифр кода присваивает предприятие-изготовитель товара самостоятельно. Этот код может быть в виде регистрационного номера, выданного предприятием, а также может отражать какие-либо признаки продукции, необходимые для решения задач на предприятии-изготовителе.

Последний, 13-й разряд представляет собой контрольное число и используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN.

В начале и в конце штрихового кода имеются удлиненные краевые штрихи. Они указывают на начало и конец сканирования, т.е. показывают, что луч сканера захватил весь код. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода.

Код EAN-8 является укороченной модификацией EAN-13 и предназначен для изделий, имеющих небольшие размеры, где площадь печати ограниченна.

Практика применения штриховых кодов позволила выработать определенные правила их размещения на упаковках.

На каждой упаковке должен быть лишь один код EAN.

Обычно код размещают на задней стороне упаковки (если лицевой считать сторону с названием продукта) в правом нижнем углу, причем на расстоянии не менее 20 мм от краев. Если это невозможно, то код ставят справа на лицевой стороне.

На изогнутых поверхностях упаковок код EAN располагают вертикально.

Печатают штриховой код на упаковке при ее изготовлении обычно черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым цветом. Красный, светло-коричневый не применяются, так как оптическое считывающее устройство их не различает. Фон, на котором печатается штриховой код, должен быть светлым, и на нем не должно быть рисунков, текста, перфорации.

Производственная маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах).

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.

Колъеретки - разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши - это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь -функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой -указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения - ветеринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы - овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов.

Штампы и клейма на непродовольственных товарах или на их упаковке встречаются реже. Но, например, на тканях, на хазовых концах с изнаночной стороны, обязательно должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие детали сложнотехнических товаров (двигатели автомобилей, холодильные агрегаты холодильников и др.).

Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.

Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, - нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.

Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

К клеймам и штампам предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (п. 51 - требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

 

Структура маркировки

 

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50-100 %.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей - торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50 % всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, иди информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает, доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

Информационные знаки (ИЗ) - это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Кратность обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность ИЗ обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, ИЗ на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п.

Быстрая узнаваемость ИЗ достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

ИЗ - обширный блок информационных данных о товаре.

Товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ) - обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Определение этого термина, а также другие правовые нормы и правила в отношении товарных знаков регламентируются Федеральным законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». В нем указывается, что правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в установленном порядке. Право на товарный знак охраняется законом.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Закон предусматривает исключительное право владельца на товарный знак, пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами. «Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца».

Право на использование товарного знака владелец его может предоставить другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака.

Например, многим совместным предприятиям в России, являющимся дочерними предприятиями зарубежных фирм, предоставляется право использования их товарных знаков.

Классификация ТЗ в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы - фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы — видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. ТЗ могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.

Фирменные ТЗ - знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.

Существуют три основных типа обозначения этих знаков:

- фирменное имя - слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;

- фирменный знак - символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

- торговый знак - фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак QR, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, то они могут иметь знак @.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами, регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом.

Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

Ассортиментные ТЗ - знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые - по виду товара, а марочные - по торговой марке или наименованию.

Примером видового ТЗ могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще - в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков - Спикерс, Марс, Баунти и пр. и - имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи. Цифровые марочные знаки распространены в России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№ 36, № 72 и др.).

Примером изобразительного марочного знака может служить изображение Московского Кремля на Кремлевской водке, ячменного колоса на пиве того же наименования и др. Самыми распространенными являются комбинированные марочные знаки. Многие марочные товары неизбежно ассоциируются у потребителя с марочными знаками: шоколад Вдохновение, Сказки Пушкина, обувь фирмы Адидас и др.

Коллективным ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Эти нормы применения коллективных знаков регламентируются Законом РФ «О товарных знаках».

Индивидуальные товарные знаки не указываются в действующем законодательстве и нормы их применения не установлены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: