1. Для развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы детей:
• возможность снятия психоэмоционального напряжения;
• формирование саморегуляции и самоконтроля;
• возможность управлять своим телом, дыханием;
• формирование умения передавать свои ощущения в речи;
• возможность умения расслабляться, освобождаться от напряжения;
• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• формирование уверенности в себе.
2. Для развития коммуникативной сферы детей:
• формирование эмпатических чувств, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• возможность снятия негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Для развития психических процессов и моторики детей:
• формирование произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;
• формирование памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), умственных способностей;
• возможность развития координации, в том числе зрительно-моторной.
Особенности реализации программы. На базе Купинского филиала программа реализуется в течение 6 недель (при соблюдении режима проведения), занятия проводятся 2 раза в неделю. Форма проведения занятий смешанная (занятие № 1 и № 11- индивидуальные, занятия № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12- групповые). Первое занятие направлено на проведение входной углубленной диагностики актуального уровня развития детей. Занятия №11 предполагает проведение итоговой диагностики, необходимой для отслеживания динамики развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сферы у детей. Занятие № 12 предполагает проведение заключительного праздничного мероприятия в групповой форме. Участие на последнем занятии с приглашением родителей (законных представителей) и педагогов, позволяет подвести итоги проделанной работы, продемонстрировать эффективные приемы работы с детьми. Занятия всех специалистов филиала объединены общей лексической направленностью: в рамках темы «Времена года», конкретизация происходит в соответствии с сезоном, во время которого проводится цикл занятий. В зависимости от сезона (зимнего, весеннего, летнего, осеннего) подбирается лексический материал и инструментарий (дополнительная наглядность, раздаточный материал, игрушки, фигуры, модули, аппаратура). Выбор лексической направленности способствует более лёгкому восприятию информации, основанной на опыте и знаниях ребенка об окружающем мире. Необходимые дополнения и корректировки в содержание занятий добавляются в соответствии с рекомендациями специалистов (например, учителя - логопеда при работе с детьми, имеющими речевые нарушения). Временные границы занятий устанавливаются в соответствии с индивидуальными психофизиологическими и возрастными особенностями детей, приблизительная длительность занятия составляет 25-30 минут.
Теоретико - методологическими основами стали:
ü положения психологической теории деятельности, принятые в отечественной психологии и нашедшие отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др.;
ü теоретические представления в психологических новообразованиях дошкольного возраста Д.Б. Эльконина;
ü положения концепции сенсорно-перцептивного развития, разработанные в отечественной педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В.С. Мухина и др.) и зарубежной педагогической практике (Ф. Фребель, М. Монтессори);
ü современные методические разработки, методические рекомендации, дидактический материал и программы следующих авторов: М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Г. Грецова, Н.В. Корнеевой, И.В. Дубровиной, И.В. Шаповаленко;
ü программы психологов Мошковского, Куйбышевского, Татарского и Каргатского филиалов Н.И. Браславской, Е.А. Клинг, Т.А. Игониной, Е.В.Липатовой
Методологическую основу программы составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. При построении программы учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г.В. Бурменской:
ü Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка.
ü Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого педагогом-психологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.
ü Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
ü Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность их развития.
ü Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций педагога-психолога с педагогами и родителями детей группы.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре, условиям и планируемым результатам (целевым ориентирам).
В рамках проведения занятий по программе приоритет отдаётся использованию здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий. Возрастные особенности детей дошкольного определяют необходимость использования игровой технологии в ходе занятий.
Основные формы и методы работы:
- упражнения на развитие сенсорных процессов;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- элементы сказкотерапии и игротерапии;
- танцедвигательные упражнения;
- техники релаксации;
- упражнения, направленные на развитие процессов саморегуляции;
- психогимнастические этюды;
- элементы массажа и самомассажа;
- беседа.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия.
- Разминка. Активизация деятельности.
- Основная часть. Игровое задание на развитие психических процессов.
-Подведение итогов занятия (рефлексия).
- Ритуал прощания (окончания занятия).