Результаты входящей диагностики (сентябрь 2016г. - июнь 2018 г.)




Исследуемый показатель Уровень в %
Низкий Средний Высокий
Зрительное восприятие 70 % 30 % -
Слуховое восприятие 100 % - -
Тактильные ощущения 80 % 10 % 10 %
Уровень тревожности 30 % 20 % 50 %

Результаты итоговой диагностики (сентябрь 2016г. - июнь 2018 г.)

Исследуемый показатель Уровень в %
Низкий Средний Высокий
Зрительное восприятие 30 % 50 % 20 %
Слуховое восприятие 60 % 40 % -
Тактильные ощущения 40 % 30 % 30 %
Уровень тревожности 50 % 20 % 30 %

Анализ диагностической информации позволил сделать вывод о динамике развития зрительного, слухового, тактильного восприятия, а также об изменении уровня тревожности (результаты представлены в таблице 5.)

Таблица 5

Результаты апробации коррекционно-развивающей программы

№ п/п Исследуемый показатель Положи- тельная динамика Незначи-тельная динамика Отрицательная динамика
Динамика состояния сенсорно-перцептивной сферы
  Зрительное восприятие 60% 40% -
  Слуховое восприятие 40% 60% -
  Тактильное восприятие 60% 40% -
Динамика состояния эмоционально-волевой сферы
  Уровень тревожности 40% 60% -

 

Вывод: В результате сравнения процентного соотношения показателей развития сенсорно-перцептивной и эмоциональной сфер испытуемых установлена положительная динамика в развитии зрительного и слухового восприятия, тактильного восприятия, а также в снижении уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Выявленные положительные изменения в сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфере детей подтверждают эффективность использования коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Планета волшебства» в работе педагога-психолога в темной сенсорной комнате.

Примерное содержание занятий:

(Содержание занятий варьируется в зависимости от выявленных индивидуальных психологических особенностей развития детей)

Диагностический этап

В соответствии с индивидуальными особенностями детей количество методик может изменяться. Диагностика двигательного и поведенческого уровня регуляции может быть проведена на втором занятии в групповой форме.

Занятие №1 (индивидуальная форма)

Тема: «Давайте познакомимся» (первичная диагностика)

Цели: исследование зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы ребёнка перед началом занятий.

Используемое оборудование: пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», кресла-пуфики, сенсорное оборудование.

Знакомство с ребенком: упражнение «звездный дождь»

Цель:создание комфортной атмосферы для общения и знакомства с ребенком, с опорой на все анализаторы. Определение уровня общей осведомленности.

Ход занятия:

Рефлексия начала: ребенку предлагается рассказать о себе, сидя в «звёздном дожде». Сравнить изменения цвета и звуков ионизатора с окружающими его явлениями (времена года, животные, настроение и т.д.), для поддержания интереса к занятию можно использовать сенсорное оборудование.

Инструкция: на наших занятиях мы все будем превращаться в жителей планеты волшебства. Ты знаешь, кого так называют? Это жители волшебной планеты, которые проходят через все препятствия и помогают главному жителю – Лунтику.

Инструкция: жители «планеты волшебства» очень изобретательны и умны, они с легкостью справляются с любым даже с самым сложным зданием. Сейчас будь очень внимателен, выполнив все задания, ты будешь зачислен в ряды жителей волшебной планеты.

Основная часть

Занятие носит диагностический характер и проводится индивидуально.

Психолог предлагает ребёнку выполнить задания психодиагностических методик.

Инструментарий, используемый на первичной (и итоговой) диагностике:

I. Оценка зрительного восприятия (Приложение 1):

1. Оценка восприятия цвета.

2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

3. Методика «Эталоны».

II. Оценка слухового восприятия (Приложение 2):

1. Воспроизведение несложных ритмических рисунков;

2. Повторение звуков, слогов, слов.

III. Оценка тактильных ощущений (Приложение 3):

1. Узнавание знакомых предметов на ощупь;

2. Модифицированная проба Сегена.

IV. Диагностика эмоционально-волевой сферы:

1. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (Приложение 4).

2.Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Занятие №2 (групповое)

Тема: «Здравствуй, Волшебная комната»

Цели: знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям, установление доверия между педагогом-психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Используемое оборудование: сухой душ, сенсорная тропа, искусственный аквариум, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь», напольный фонтан «кувшинка».

Упражнение «индикаторы настроения».

Цель: выявление настроения детей в начале и в конце занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Материал: магнитная доска, цветные жетоны с человечками с условными обозначениями (приложение 5), макет планеты.

Ход занятия:

Рефлексия начала: Психолог: Ребята, сейчас я хотела бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие. Давайте представим, что наши руки и ладошки – это прибор, который называется индикатор настроения. Если вы по какой-то причине не хотите общаться, хотите помолчать, что-то вам не понравилось – это плохое настроение. Давайте обозначим его в действии. Посмотрите, как я это выполняю, и повторите за мной: ладошки сведены вместе на уровне груди (одновременно показывается человек с соответствующим изображением), значит, индикатор показывает грустное настроение. Если вас, ребята, что-то тревожит, что-то беспокоит или чуть-чуть не устраивает – это хорошее настроение, смотрите, как мы с вами это будем выражать (показывает психолог – обе ладошки руки прижаты к груди) (одновременно показывается человек с соответствующим изображением). Если вы рады всех видеть, готовы со всеми общаться, не хочется уходить - это отличное настроение. И выражать мы его будем так: руки разведены в стороны (психолог показывает сам и одновременно показывается человек с соответствующим изображением). Давайте повторим все наши настроения. Молодцы! А теперь, каждый из вас выберет цвет (ребёнок выбирает свой цветовой код) и того человечка, который соответствует вашему настроению сейчас. Покажите мне на своих индикаторах, какое у вас настроение (дети показывают действием). Очень хорошо, что у многих настроение хорошее. У кого же настроение плохое, надеюсь, оно поднимется на протяжении занятия. (Можно спросить некоторых детей, почему у них хорошее настроение, а с теми, у кого настроение было плохое, поговорить после занятия и попробовать узнать причину).

Ребята, на каждом занятии мы с вами будем заселять наших маленьких друзей-человечков на планету волшебства (к каждому занятию готовится новый макет планеты, макет делается из картона и крепится на магнитную доску). Посмотрите, ребята, какая планета волшебная! В верхней части планеты мы будем прикреплять человечков настроения в начале нашего занятия. С каким настроением вы пришли? Выберете себе человечка с соответствующим настроением. Давайте заселим их на планету (каждый ребенок на планету прикрепляет цветной жетон с человечком, обозначающий его эмоциональное состояние).

Ритуал приветствия

Ребята, во время занятий мы с вами узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся совсем другими. На протяжении всех занятий нас будет сопровождать везде и помогать во всём самый главный житель волшебной планеты – Лунтик – хранитель мира сенсорной комнаты (психолог представляет игрушку – хранителя мира сенсорной комнаты). Он знает всё, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок. Лунтик будет всегда нас встречать и провожать. Давайте поздороваемся с Лунтиком (дети рассматривают Лунтика, гладят его, знакомятся с ним). Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий. Ребята, хотели бы вы попасть в волшебный мир? Готовы? Тогда нам нужно превратиться в волшебных помощников Лунтика. Но, прежде чем мы с вами начнём путешествовать, давайте запомним «магическое заклинание». Закройте все глаза, я скажу заклинание, вы, кружась вокруг себя (по часовой стрелке-через правое плечо), повторяйте за мной слова, только так мы сможем оказаться на волшебной планете».

-Вокруг себя я покружусь, в волшебство я окунусь (дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя по часовой стрелки).

Разминка. Активизация деятельности.

Психолог говорит ребятам о том, что Лунтик покажет им, какие чудеса живут в волшебной комнате, и первое чудо - веселая дорожка в виде сенсорной тропы, которая не даст заблудиться в этом путешествии.

По сенсорной тропинке дети проходят по комнате, встречают препятствия на своем пути (пуфики-груши).

Затем дети оказываются в сухом душе, рассматривают его разноцветные ленты, дуют на них.

Основная часть.

Психолог вместе с Лунтиком подводят детей к переливающемуся аквариуму с разноцветными веселыми рыбками (искусственный аквариум) и предлагает посчитать рыбок, найти пары одинаковых рыбок, дать им имена, определить цвет воды в аквариуме, почувствовать температуру аквариума, прикоснувшись к нему.

Лунтик предлагает детям поиграть со звездным дождем (пучок фиброоптических волокон). Участники рассматривают нити дождя, «капают» (дотрагиваются) ими на ладошки, делают из них занимательные фигурки, прячутся за нитями волшебного дождя, создают «водопады».

Релаксация.

Ребята знакомятся с таинственным цветком (напольный фонтан «кувшинка»), трогают воду в водопаде, слушают ее журчание.

Подведение итогов, рефлексия:

Инструкция: Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Ребята, пора возвращаться! Встаем все в круг, закрываем глазки, я прочитаю заклинание, а вы покружитесь вокруг себя, повторяя за мной слова. А кто-нибудь из вас готов повторить сам заклинание?

-Вокруг себя я покружусь, от волшебства освобожусь (дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя против часовой стрелки-через левое плечо).

Инструкция: Ребята, что больше всего понравилось на занятии? Как вы себя чувствуете? Какое настроение? Давайте каждый из вас выберет человечка с вашим настроением (ребёнок выбирает себе человечка по своему цветовому коду и с условным обозначением настроения). Покажите мне на своих руках-индикаторах настроения, какое у вас настроение (дети показывают действием). А теперь, своих человечков заселим на нижнюю часть планеты волшебства (каждый ребенок на планету прикрепляет человечка, обозначающего его эмоциональное состояние).

Ритуал прощания.

Инструкция: Ребята, давайте придумаем, как мы с вами будем прощаться. Это будет наше волшебное действие, о котором будем знать только мы. (Выбор сигнала, обозначающий конец занятия).

Занятие №3

Тема: «Мягкий мир»

Цели: развитие и коррекция цветовосприятия, тактильных ощущений, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие фантазии и конструктивных умений.

Используемое оборудование: цветные мягкие модули, волшебная коробка, массажёры (массажные мячи «Ежики», массажные ролики), дорожка ребристая.

Упражнение «индикаторы настроения».

Цель: выявление настроения детей в начале и в конце занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Материал: магнитная доска, цветные жетоны с человечками с условными обозначениями, макет планеты.

Ход занятия:

Рефлексия начала: Психолог: Ребята, сейчас я хотела бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие. Давайте представим, что наши руки и ладошки – это прибор, который называется индикатор настроения. Если вы по какой-то причине не хотите общаться, хотите помолчать, что-то вам не понравилось – это плохое настроение. Давайте обозначим его в действии. Посмотрите, как я это выполняю, и повторите за мной: ладошки сведены вместе на уровне груди (одновременно показывается человек с соответствующим изображением), значит, индикатор показывает грустное настроение. Если вас, ребята, что-то тревожит, что-то беспокоит или чуть-чуть не устраивает – это хорошее настроение, смотрите, как мы с вами это будем выражать (показывает психолог – обе ладошки руки прижаты к груди) (одновременно показывается человек с соответствующим изображением). Если вы рады всех видеть, готовы со всеми общаться, не хочется уходить - это отличное настроение. И выражать мы его будем так: руки разведены в стороны (психолог показывает сам и одновременно показывается человек с соответствующим изображением). Давайте повторим все наши настроения. Молодцы! А теперь каждый из вас (выбрав себе на предыдущем занятии свой цветовой код) по своему цветовому коду выбирает человечка, который соответствует вашему настроению сейчас. Покажите мне на своих индикаторах, какое у вас настроение (дети показывают действием). Очень хорошо, что у многих настроение хорошее. У кого же настроение плохое, надеюсь, оно поднимется на протяжении занятия. (Можно спросить некоторых детей, почему у них хорошее настроение, а с теми, у кого настроение было плохое, поговорить после занятия и попробовать узнать причину).

Ребята, теперь заселяем наших маленьких друзей-человечков в верхнюю часть планеты волшебства (к каждому занятию готовится новый макет планеты, макет делается из картона и крепится на магнитную доску). Посмотрите, ребята, какая планета волшебная!

Ритуал приветствия

Ребята, вы не забыли, что мы находимся в таинственной комнате? Где привычные вещи становятся совсем другими. Нас встречает самый главный житель волшебной планеты – Лунтик – хранитель мира сенсорной комнаты (психолог представляет игрушку – хранителя мира сенсорной комнаты). Давайте поздороваемся с Лунтиком (дети рассматривают Лунтика, гладят его, здороваются с ним). Но, прежде чем нам попасть в интересное путешествие, нужно превратиться в волшебных помощников Лунтика. Давайте вспомним «магическое заклинание». Закройте все глаза, я скажу заклинание, вы, кружась вокруг себя (по часовой стрелке-через правое плечо), повторяйте за мной слова, только так мы сможем оказаться на волшебной планете».

-Вокруг себя я покружусь, в волшебство я окунусь (дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя по часовой стрелки).

Разминка. Активизация деятельности.

Психолог говорит ребятам о том, что Лунтик продолжает показывать какие чудеса живут в волшебной комнате, и первое чудо – веселая дорожка в виде сенсорной тропы, которая не даст заблудиться в этом путешествии.

По сенсорной тропинке дети проходят по комнате, встречают препятствия на своем пути (маты и мягкие модули), рассматривают их и назвать форму, цвет, фактуру всех деталей.

Затем дети придумывают разные варианты строений из мягкого конструктора и строят вместе с Лунтиком. С каждой постройкой ребята играют в свободной форме.

После этого дети придумывают, как можно использовать мягкие пуфики-груши (можно на них садиться, ложиться на спину, на живот, на бок, перекатываться с боку на бок и т.д.).

Основная часть

Психолог вместе с Лунтиком предлагает детям построить из пуфиков-груш высокую башню и поиграть с ней, используя игрушки из «волшебной коробки».

Лунтик вместе с детьми, используя пуфики-кресла, сжимаются на них «в комок», затем расслабляются, стучат по пуфикам кулаками, затем спокойно гладят их.

Релаксационная часть

Психолог вместе с Лунтиком предлагает детям лечь на маты, взять массажеры разных видов и по очереди попробовать аккуратно помассировать себе ладони, тыльную сторону рук, руки, плечи, стопы, колени и т.д., повторяя за психологом движения.

Подведение итогов, рефлексия:

Инструкция: Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Ребята, пора возвращаться! Встаем все в круг, закрываем глазки, я прочитаю заклинание, а вы покружитесь вокруг себя, повторяя за мной слова. А кто-нибудь из вас готов повторить сам заклинание?

-Вокруг себя я покружусь, от волшебства освобожусь (дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя против часовой стрелки-через левое плечо).

Инструкция: Ребята, что больше всего понравилось на занятии? Как вы себя чувствуете? Какое настроение? Давайте каждый из вас выберет человечка с вашим настроением (ребёнок выбирает себе человечка по своему цветовому коду и с условным обозначением настроения). Покажите мне на своих руках-индикаторах настроения, какое у вас настроение (дети показывают действием). А теперь, своих человечков заселим на нижнюю часть планеты волшебства (каждый ребенок на планету прикрепляет человечка, обозначающего его эмоциональное состояние).

Ритуал прощания.

Выполнение действия выбранного на прошлом занятии.

Занятие №4

Тема: «Вслед за воздушным шаром»

Цели: развитие и коррекция тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса детей, снятие эмоционального напряжения.

Используемое оборудование: изображения персонажей сказочной истории (шарик, мальчик и др.), дорожка ребристая, «волшебная» коробочка с набором игрушек (диких животных), цветодинамический светильник «Жар-птица».

Упражнение «индикаторы настроения».

Цель: выявление настроения детей в начале и в конце занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Материал: магнитная доска, цветные жетоны с человечками с условными обозначениями, макет планеты.

Занятие проводится с текстовым сопровождением и демонстрацией основных событий сказочной истории с помощью изображений.

Ход занятия:

Рефлексия начала: Выполнение действий предложенных на предыдущих занятиях и заселение друзей-человечков в верхнюю часть планеты волшебства

Ритуал приветствия

Выполнение сигнала предложенного на предыдущих занятиях«магическое заклинание».

Разминка. Активизация деятельности.

Психолог вместе с Лунтиком приглашает ребят пройти по ребристой дорожке в сенсорную комнату, там приветствует ребят и сообщает, что сегодня Лунтик подготовил для них интересное путешествие, в которое все вместе отправятся с воздушным Шаром.

Сказочная история «Вслед за воздушным Шаром»

(автор Н.Н. Лазарева)

«Жил-был на свете воздушный Шарик. Это был обычный Шарик голубого цвета. Однажды Шарик надули воздухом, он стал большим красивым круглым, с гладкими бочками».

Дыхательная гимнастика: Имитация надувания шарика, губы складываются трубочкой, регулируется сила дыхания.

«Шарик привязали на нитку и в окружении других разноцветных Шариков продавали на улице. И вот однажды купили Шарик для маленького мальчика. Мальчик очень обрадовался, держал шарик за нитку, не выпускал его из рук, нес над головой и любовался, как шарик кружится в воздухе. Так Шарик отправился в свое первое путешествие. Он смотрел сверху на прохожих, которые шли по своим делам, на деревья, которые росли вдоль улицы, и на разноцветные машины, которые торопливо ехали по дорогам».

Глазодвигательные упражнения: Дети принимают устойчивую позу (садятся с опорой для спины, голова зафиксирована в прямом положении, глаза смотрят прямо перед собой). Отрабатываются движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и сведение глаз к центру. Психолог использует игрушку для фиксации взгляда ребенка в каждой точке. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд). Упражнение заканчивается морганием. Дети, находясь в устойчивой позе (можно лежа), быстро сжимают и разжимают веки (моргают). Упражнение выполняется 20-25 секунд. Затем необходимо расслабить глаза (закрыть и погладить).

Основная часть

«А Шарик тем временем прислушивался к новым звукам, принюхивался к разным запахам, и так захотел подняться высоко в небо, что выскользнул из рук мальчика, его подхватил ветер и стал крутить и поднимать вверх».

«Вот ветер стих. А Шарик посмотрел по сторонам и увидел, что город остался далеко позади. На горизонте показался лес. Шарик был очень любознательным и сразу же отправился в сторону леса. Он подумал, что в лесу он обязательно встретит новых друзей».

Игра с «волшебной» коробкой. В коробке помещены игрушки (дикие животные). Дети по очереди опускают руки в ящик, выбирают одну из игрушек и пытаются угадать, с каким животным встретился Шарик в лесу. Дыхательная гимнастика: Имитация надувания шарика, губы складываются трубочкой, регулируется сила дыхания.

Релаксационная часть

«Шарик полетел дальше. А ветер уносил его в небо все выше и выше, даже выше белых пушистых облаков. Шарику очень захотелось полежать на мягком облаке. Он опустился на него, лег и уснул».

Психолог вместе с Лунтиком предлагает детям отдохнуть с Шариком.

Релаксация «Волшебный сон». Дети ложатся на маты, используются подушки.

Психолог: «Ложитесь удобно. Закройте глаза. Давайте представим, что мы лежим на мягком красивом волшебном облаке. Вокруг все тихо и спокойно. Дышим свободно, ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).

Волшебное облако дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются,

глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

(пауза — поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!»

Психолог сообщает, что Шарик тоже проснулся. Шарику очень понравилось путешествовать с вами, и на память об этом чудесном путешествии он хочет подарить вам волшебные капельки хорошего настроения.

Включается цветодинамический светильник «Жар-птица». Дети вместе с Лунтиком собирают волшебные блики, дарят их друг другу.

Подведение итогов, рефлексия:

Выполнение сигнала предложенного на предыдущих занятиях«магическое заклинание».

Инструкция: Ребята, что больше всего понравилось на занятии? Как вы себя чувствуете? Какое настроение? Давайте каждый из вас выберет человечка с вашим настроением (ребёнок выбирает себе человечка по своему цветовому коду и с условным обозначением настроения). Покажите мне на своих руках-индикаторах настроения, какое у вас настроение (дети показывают действием). А теперь, своих человечков заселим на нижнюю часть планеты волшебства (каждый ребенок на планету прикрепляет человечка, обозначающего его эмоциональное состояние).

Ритуал прощания.

Выполнение действия выбранного на предыдущих занятиях.

2 – Зрительный блок

Занятие №5

Тема «Волшебные превращения»

Цели: развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия, развитие воображения, внимания, сосредоточения, двигательной активности детей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и коррекция коммуникативных навыков детей, развитие чувства ритма, танцедвигательных умений.

Используемое оборудование: проектор светоэффектов «Русская пирамида», цветодинамический светильник «Жар-птица», игрушки, калейдоскопы разных видов.

Упражнение «индикаторы настроения».

Цель: выявление настроения детей в начале и в конце занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Материал: магнитная доска, цветные жетоны с человечками с условными обозначениями, макет планеты.

Ход занятия:

Рефлексия начала: Выполнение действий предложенных на предыдущих занятиях и заселение друзей-человечков в верхнюю часть планеты волшебства

Ритуал приветствия

Выполнение сигнала предложенного на предыдущих занятиях«магическое заклинание».

Психолог здоровается с детьми вместе с Лунтиком и сообщает детям, что сейчас они попадут в необыкновенный мир. Для этого ребята берут разные калейдоскопы, крутят их, рассматривают образующиеся разноцветные фигуры, представляют, что переносятся в этот необыкновенный мир.

Разминка. Активизация деятельности

Глазодвигательные упражнения. Психолог вместе с Лунтиком предлагает ребятам рассмотреть изображения, воспроизводимые с помощью проектора светоэффектов «Русская пирамида». Дети любуются изменениями цветов и форм на изображении, психолог комментирует трансформацию цвета, просит детей называть цвета. Дети придумывают, что означает на проекциях разные цвета и формы.

Основная часть

Психолог вместе с Лунтиком предлагает детям представить, что они находятся на волшебной планете, на которой исполняются желания. Ребята загадывают свои желания, которые после психолог предлагает им изобразить с помощью пантомимы в театре теней (в луче света от проектора). Ребята по очереди показывают о чем мечтают, остальные отгадывают задуманное.

Ребята закрывают глаза, под волшебную музыку «переносятся» на Планету бабочек и рассматривают проекции, которые дает цветодинамический светильник «Жар-птица». Дети любуются бабочками, представляют, что находятся на поляне среди порхающих бабочек. Затем ребята встают со своих мест и под легкую музыку изображают волшебный танец бабочек.

Релаксационная часть

Дети садятся на «облака» (пуфики-груши) и, наблюдая за тем, как переливаются цвета на проекции, придумывают, кого можно увидеть на плывущих фигурах. После этого ребята придумывают необычный рассказ о том, куда можно полететь на чудесной бабочке.

Подведение итогов, рефлексия:

Выполнение сигнала предложенного на предыдущих занятиях«магическое заклинание».

Инструкция: Ребята, что больше всего понравилось на занятии? Как вы себя чувствуете? Какое настроение? Давайте каждый из вас выберет человечка с вашим настроением (ребёнок выбирает себе человечка по своему цветовому коду и с условным обозначением настроения). Покажите мне на своих руках-индикаторах настроения, какое у вас настроение (дети показывают действием). А теперь, своих человечков заселим на нижнюю часть планеты волшебства (каждый ребенок на планету прикрепляет человечка, обозначающего его эмоциональное состояние).

Ритуал прощания.

Выполнение действия выбранного на предыдущих занятиях.

Занятие №6

Тема: «Цвета радуги»

Цели: развитие и коррекция зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и расширение моделей коммуникации, развитие умения выражать свои эмоции.

Используемое оборудование: предметы для демонстрации сказочной истории (изображение радуги, кисть, разноцветные предметы, мягкая игрушка - заяц), проектор светоэффектов «Русская пирамида», цветодинамический, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь», сухой душ.

Упражнение «индикаторы настроения».

Цель: выявление настроения детей в начале и в конце занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Материал: магнитная доска, цветные жетоны с человечками с условными обозначениями, макет планеты.

Ход занятия:

Рефлексия начала: Выполнение действий предложенных на предыдущих занятиях и заселение друзей-человечков в верхнюю часть планеты волшебства

Ритуал приветствия

Выполнение сигнала предложенного на предыдущих занятиях«магическое заклинание».

Психолог вместе с Лунтиком здоровается с ребятами и сообщает им, что сегодня Лунтик подготовил интересное путешествие.

Разминка. Активизация деятельности

Дыхательные упражнения:

«Подуем на ленточки»

Дети и Лунтик проходят сквозь «сухой душ», после каждый из них с разных сторон дует на ленты.

«Ветер и ветерок».

Упражнение выполняется с использованием возможностей жестов в дыхательной деятельности. Дети имитируют руками порывы ветра и сопровождают их выдохом. «Ветерок» - спокойный выдох, плавные движения руками. «Ветер» - сильный порывистый выдох, резкие движения руками.

Глазодвигательные упражнения.

«Моргание»

Дети принимают любую устойчивую позу (сидя, спину и голову держат прямо). По команде психолога начинают быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполняется от 15 до 60 секунд. Затем глаза расслабляются.

«Вращение глаз»

Оставаясь в той же устойчивой позе, дети смотрят вверх и очень медленно переводить взор сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной.

Основная часть

Психолог (рядом находится Лунтик) рассказывает детям сказку, демонстрирует действия сказочных персонажей, обращая внимание на последовательность цветов.

Сказочная история «Цвета радуги»

(авторы: Паневина И.А., Лазарева Н.Н.)

Жила-была разноцветная радуга. Она любила гулять по небу и всегда выходила гулять после дождя. Но однажды вышла на небо перед дождем, ей очень хотелось увидеть какой он – дождь. И вот пошел сильный дождь, радуга намокла и вдруг увидела, что ее яркие краски капают вместе с дождиком на землю, и стала радуга серой и некрасивой.

Разрыдалась радуга, стала требовать, чтобы ей немедленно вернули ее красивые цвета. Радуга громко кричала на всех зверей, которых встречала. Сначала она увидела медведя:

-Я хочу-у-у вернуть мои цвета, медведь, быстро помоги мне!

Но медведь отвернулся и ушел. Тогда Радуга закричала на волка:

- Волк, раскрась меня скорее!

Но волк тоже убежал в лес. И так Радуга обращалась ко всем. Но лесные жители посмотрели на Радугу, и никто не захотел ей помочь.

И мудрый Филин, сидевший на ветке, вдруг говорит Радуге:

- Чтобы тебе помогли, нужно просто хорошо попросить.

В это время веселый Зайчик вышел на лужайку полюбоваться радугой. Увидел он радугу и удивился:

- Ой, радуга, а что с тобой произошло? Почему ты стала серая?

А Радуга как закричит:

- Да вот, противный дождик смыл мои краски. И хотела уже крикнуть: Быстро раскрась меня! Но вспомнила слова Филина и сказала спокойным голосом:

- Зайчик помоги мне, пожалуйста, вернуть мои краски.

Зайчик согласился помочь. Взял он большую кисточку и стал искать, где можно найти подходящие цвета. Смотрит Зайчик, на полянке кто-то забыл корзинку с овощами и фруктами. Увидел он красный помидор и взял у него немного красной краски, и закрасил первую полоску радуги. А потом взял немного оранжевой краски у сочного апельсина, и закрасил вторую полоску радуги. А желтую краску он одолжил у лимона, и закрасил третью полоску. Зеленую взял у огурца, и закрасил четвертую полоску. Задумался Зайчик, где взять голубую краску, оглянулся по сторонам и увидел светлое чистое голубое небо, взял у него немного краски и закрасил пятую полоску. А синюю краску взял Зайчик у озера и закрасил шестую полоску. Осталась последняя седьмая полоска. Стал думать Зайчик, где найти фиолетовый цвет и вдруг видит, осталась в корзинке фиолетовая слива. Он обрадовался, взял немного фиолетовой краски и раскрасил последнюю полоску.

Радуга вновь засияла своими чудесными красками, она сказала Зайчику:

- Большое спасибо, тебе, Зайчик, за то, что ты вернул мне мои краски.

И тогда зайчик попросил Радугу:

- Радуга, выходи теперь всегда гулять только после дождя.

И стала Радуга гулять только после дождя.

Обсуждение сказки по вопросам:

· Что случилось с Радугой?

· Почему никто не захотел сначала помогать Радуге?

· Какого цвета полосы у Радуги?

· Чему учит детей сказка?

Психолог сообщает, что в «Волшебной» комнате тоже живет своя радуга, которая дарит свои чудесные краски всем ребятам.

Включается проектор светоэффектов «Русская пирамида», который образует цветовое пятно, похожее на радугу. Ребята любуются волшебными цветами, а затем собирают волшебные блики, движущиеся в пространстве сенсорной комнаты, и дарят их друг другу.

Релаксационная часть

Релаксация с использованием пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь».

«Радужные цвета»

Психолог вместе с Лунтиком включает пучок фиброоптических волокон «Звёздный дождь» и спокойную расслабляющую музыку, дети свободно ложатся на маты.

Психолог обращает внимание на меняющиеся цвета и говорит: «Ложитесь удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Каждый ее цвет может подарить нам что-то хорошее.

Голубой цвет может быть мягким и успокаивающим, как вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя. Почувствуйте эту свежесть.

Желтый цвет приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся.

Зеленый цвет мягкой травы и листьев, если мы чувствуем что нам грустно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Красный цвет яркий и веселый, он заряжает нас энергией и дарит силы на целый день.

Возьмите с собой подарки каждого цвета на весь день».

Подведение итогов, рефлексия:

Выполнение сигнала «магическое заклинание».

Инструкция: Ребята, что больше всего понравилось на занятии? Как вы себя чувствуете? Какое настроение? Давайте каждый из вас выберет человечка с вашим настроением (ребёнок выбирает себе человечка по своему цветовому коду и с условным обозначением настроения). Покажите мне на своих руках-индикаторах настроения, какое у вас настроение (дети показывают действием). А теперь, своих человечков заселим на нижнюю часть планеты волшебства (каждый ребенок на планету прикрепляет человечка, обозначающего его эмоциональное состояние).

Ритуал прощания.

3 – Слуховой блок

Занятие №7

Тема: « Музыкальная шкатулка»

Цели: развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия детей, кинестетических ощущений, сенсомоторных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие фантазии и творческих способностей, расширение активного словаря детей.

Используемое оборудование: набор музыкальных игрушек (маракасы, барабан, бубенцы, колокольчики, бубны, ксилофон, дудочка, детская шарманка и др.),



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: