Формы самореализации анимешников в белорусской культуре




 

В Беларуси анимешники реализуют себя так же, как и их единомышленники из других стран. Например, в нашей стране есть официально зарегистрированные аниме-клубы или косбенды. Проходят аниме-сходки, которые имеют стихийный вид. В интернете существуют специализированные сайты и группы в социальных сетях, созданные анимешниками. Но одним из наиболее широких проявлений этой субкультуры в Республике Беларусь считаются их специализированные фестивали. Например, с 2005 года в Минске проводится ежегодный фестиваль «Хиган» для анимешников. Также широкую известность получили Free Time-Fest – первый белорусский фестиваль современной азиатской культуры, проходящий в Гомеле, и минский фестиваль восточной культуры «Аматэрасу».

Фестиваль традиционной и современной японской культуры и аниме Хиган (начиная с 2008 года — Фестиваль современной японской культуры и аниме Хиган, с 2012 года — Ежегодный белорусский фестиваль современной молодёжной восточноазиатской культуры Хиган) — ежегодный фестиваль поклонников аниме, проводимый в Минске с 2005 года. Дата проведения, как правило, совпадает с сентябрьским днем равноденствия.

Хиган — по-японски означает «равноденствие». Это слово наиболее полно отражает замыслы организаторов конвента: показать частичку традиционной культуры Японии и дать возможность соприкоснуться с современными традициями и поп-культурой. Конвент длится два дня. Два дня, разных по смыслу и содержанию, но связанных общей любовью к стране восходящего солнца

Основа фестиваля — сценический косплей (переодевание в костюм персонажа с отыгрышем его характера, жестов, мимики, направленный на максимальное соответствие персонажу). Но косплей — не единственное, что можно увидеть. Зрители становятся свидетелями различных дефиле выступлений, сценических постановок и миниатюр, танцевальных и песенных каверов. Помимо этого традиционно присутствуют выставки рисунков, фотографий, крафта, инсталляций, большая игровая площадка с настольными играми, консолями, маджонгом, ярмарка с продажей косплей товаров, сувениров, украшений, книг и кафе с японскими сладостями и лапшой [14].

В Минске также проходит фестиваль любителей современной японской, корейской и китайской культуры и анимации «Аматэрасу», собирающий гостей и участников из стран СНГ и Азии. Его программа, также как и программа Хигана, включает музыкальные постановки, танцевальные номера, караоке, фан-арт и косплей-дефиле.

Аматэрасу — японская богиня Солнца. По словам организатора мероприятия Алины Журавлевой, название фестиваля было выбрано не случайно: «Мы связываем Аматэрасу со светом, озаряющим путь к творчеству. На наш взгляд, конкурс является шансом для поклонников восточной культуры проявить свои таланты», — отметила она [1].

С точки зрения участников этого фестиваля, высокий интерес к странам Азии связан во многом с особенностями культурного развития и мировосприятия восточных народов. Современная популярная культура Японии и Китая зачастую неожиданно, по-своему отражает древние нормы и обычаи. Например, в аниме, на первый взгляд бессодержательных мультипликационных фильмах, многие темы приобретают философскую интерпретацию [1].

На гомельском фестивале Free Time-Fest косплееры из Минска, Гомеля, Орши, Гродно, Заславля, Смоленска, Киева, Москвы, Брянска и других городов также демонстрируют свои костюмы на сцене в нескольких форматах дефиле, показывают сценки из видеоигр и аниме, поют на японском и танцуют.

По словам одного из организаторов этого мероприятия Юлии Сепхановой, «Участники могли представить персонажей не только восточной и азиатской культуры, как это бывает на подобных фестивалях, но и героев книг, мультиков даже российского и американского производства. Это новинка и «фишка» мероприятия в Гомеле» [15]. Юлия отмечает, что мероприятия косплееров для Беларуси уже не являются новинкой, однако традиционно такие масштабные встречи фанатов с иностранными гостями проходят только в столице. Поэтому гомельский фестиваль – эксперимент, который, судя по количеству участников, можно назвать удачным [15].

В целом же, белорусский косплей все еще находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в Беларуси.

Следует отметить, что в аниме-косплее за последнее время наметились существенные сдвиги: повышается и уровень сложности костюмов, и уровень организации косплей-вечеринок. Не исключено, что белорусские анимешники находятся в преддверии большого косплеерного прорыва.

Таким образом, можно заключить, что анимешники в большинстве своем проявляют себя в белорусской культуре в миролюбивом, творческом ключе. Однако отношение к ним, как и представителям других субкультур, в нашей стране является неоднозначным. В общественном мнении существуют как положительные, так и отрицательные отзывы о субкультуре анимешников. В качестве положительных сторон этой субкультуры, как правило, выделяют следующие моменты:

1) Анимешная субкультура способствует развитию в человеке его творческих способностей. Среди анимешников много талантливых людей, многие из которых создают музыкальные, литературные или художественные произведения, непосредственно не связанные с аниме.

2) Многие из тех, кто изначально рассматривал аниме лишь как увлечение, теперь серьезно работают в этой сфере. Мало того, что оно помогает раскрыться в творчестве, но оно также помогает реализовать себя в профессиональном плане. Например, стать профессиональным художником, дизайнером, веб-мастером и т. д.

3) Еще анимешники интересуются мифологией, традициями Японии, мистическими существами и явлениями, астрономией, психологией и не только, ведь все это тесно связано с сюжетами аниме и их героями. Увлечение аниме развивает личность всесторонне.

4) Можно сказать, что по сравнению со многими другими субкультурами анимешник уважает чужое личное пространство и не старается его нарушить, выставляя свои увлечения на показ. Часто, вы даже можете не знать, что ваш знакомый по школе или работе анимешник. Да, в окружении единомышленников анимешники могут позволить себе использование специализированной лексики и странное поведение, но в повседневной жизни они не шокируют окружающих своей непохожестью.

Отрицательные стороны:

Рассматривая отрицательные стороны субкультуры анимешников, необходимо отметить, что среди них в ходу выражение: «подсадить на аниме». То есть японская анимация – как наркотик – может вовлечь и не отпустить, а чрезмерное увлечение ею может привести к следующим последствиям:

1)Выпадению из окружающего мира и зависимость. (Человек будет сидеть дома и безостановочно поглощать все новые и новые аниме сериалы).

2)Потере интереса к образовательному процессу для школьников и студентов: образование отходит на второй план по сравнению с реализацией экономических и досуговых потребностей (зарабатывать деньги на аниме-вечеринки, покупку аниме, пошив костюмов).

3)Практически полное подражание личности любимого героя. В этом случае проявляются довольно необычные последствия. Очень часто случается, что девушки, косплеющие (изображающие) мужских персонажей говорят о себе в мужском лице и вне анимешных компаний [2].

Таким образом, отношение к субкультуре анимешников в общественном мнении нашей республики неоднозначное. Чтобы глубже изучить данную субкультуру, мы решили провести исследование среди молодежи нашей школы – средней школы № 147 г. Минска.

 


ГЛАВА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: